Выдающиеся трубачи эпохи барокко

Всякий раз, когда кто-либо захочет сыграть цикл Бранденбургских концертов И.С. Баха, энтузиазм резко утихает в связи с вопросом об исполнителе партии трубы во втором концерте. Кто сможет сыграть? На каком инструменте эта партия должна быть исполнена?

Выдающиеся трубачи эпохи бароккоВозникает и еще множество вопросов. И это касается не только Бранденбургского концерта, а также ораторий, месс, кантат, оперных арий с трубой и т.д. И если в наше время, когда исполнительство на трубе развилось настолько, что для трубы практически нет ограничений ни в регистрах, ни в технике, то все же почему исполнение музыки эпохи Барокко в России до сих пор является большой проблемой (не только стилистической?). Как и кто играл эту музыку более 300 лет назад на тех столь несовершенных инструментах? Не затрагивая вопрос о специфике стиля кларино, стиля исполнения высоких партий труб в барочную эпоху, в данном случае хотелось бы рассказать о некоторых выдающихся исполнителях на трубе того времени, ибо о них в России не известно ничего.

Имена исполнителей (и трубачей в частности) стали фиксироваться только с 1676 г., и среди первых и самых значительных имен надо по праву назвать Чезарре Бендинелли, автора самой первой из известных нам школ игры на трубе, которая была создана в 1614 г. Честь открытия этого имени для истории принадлежит известным исследователям Э. Пагануцци, музыковедам Л. Бианки, Д. Альтенбургу и хорошо известному саратовским музыкантам доктору Э. Тарру. К сожалению, в рамках краткой статьи невозможно полностью рассказать о деятельности этого выдающегося музыканта, но я надеюсь, что несколько штрихов дадут хоть какое-то представление о масштабе его личности.

Выдающиеся трубачи эпохи бароккоВо всех архивных документах указывается, что Ч. Бендинелли родом из Вероны. Исходя из того, что с 1562 по 1565 гг. Бендинелли был уже профессиональным тромбонистом при Шверинском дворе, отбросив четырехлетнее ученичество, а также учитывая тот факт, что Шверин был первым местом его работы, можно предположить, что Бендинелли родился примерно в 1542 г. Не следует удивляться, что трубач Бендинелли в первых исторических документах числился тромбонистом. В конце XVI в. (а в наши дни игру на трубе, тромбоне успешно сочетает вы¬дающийся джазовый трубач М. Ферпоссон) не считалось чем-то особенным, что трубач играет и на других инструментах. Скорее, это считалось правилом. Для трубача часто вторым инструментом был цинк (корнет), а двумя веками позже обычным стало совмещение трубы и скрипки. Чаще всего трубач играл на тромбоне, когда хотел специализироваться в низком регистре, хотя Бендинелли стал знаменитым исполнителем именно в высоком регистре. В дальнейшем имя Бенданелли упоминается уже в архивах Мюнхена, где он и Прослужил Главным трубачом при Мюнхенском дворе до самой смерти.

Именно в XVII в. произошло одно из важнейших событий в истории современной трубы: ее признание в музыкально-профессиональном искусстве. Дух, окрашивающий искусство эпохи Барокко, может дать возможность понять, каким образом и почему случилось так, что труба стала таким важным инструментом того периода. Грандиозная архитектура соборов и дворцов, грандиозность замыслов, великолепие и пышность художественных школ оказывали большое влияние на выбор выразительных средств. И именно труба с ее ярким и блестящим звуком, с ее способностью исполнять чрезвычайно высокие и орнаментированные пассажи, пользовалась большой привилегией у композиторов той эпохи.

Высшим идеалом для инструменталистов эпохи Ренессанса и Барокко было Звучание человеческого голоса, к которому труба тембрально была очень близка. Именно духовые инструменты предпочитались струнным, ибо с певческим голосом их сближали особенности дыхания. Иоганн Альтенбург в своей знаменитой книге отмечает, что голос должен служить образцом звучания для всех инструментов, поэтому и кларинист должен стремиться подражать ему, как это только в его силах, искать на своем инструменте принципы исполнения кантабиле. В музыке оперных спектаклей традиционным стало введение партий двух кларино (в Германии и Австрии так называли обыкновенные натуральные трубы, игравшие в самом верхнем регистре). В техническом отношении эти партии свидетельствовали о необыкновенном мастерстве, высота же извлекаемых звуков может и сейчас показаться практически не исполнимой на трубе барокко. Трели на 20-м натуральном звуке встречаются чрезвычайно часто, а пределом в звуковысотном отношении были не с и d, как у Баха (за исключением уже упоминавшегося 2-го Бранденбургского концерта), а f и g, то есть 22-й и 24-й натуральные звуки. Авторами этих виртуозных партий были И.И. Фукс, А. Кальдара и Г. Рейтер.

Кто же мог исполнять эти невероятные и по сегодняшним меркам трудности в сверхвысоком регистре? Им был «оперный Фергюссон XVII века» Г. Хайниш, работавший при венском дворе с 1727 по 1750 гг. Й. Фукс в письменной характеристике писал о его «изысканных музыкальных данных», «о совершенно особом виртуозе», благодаря чему Хайниш получал двойное жалова¬нье. Вот как описывает один из современников впечатление после исполнения оперы А. Бернаскони «Артаксерск»: «…появилась певица, совсем недавно приехавшая из Венеции. Не хватит слов описывать ее удивительное ангельское пение в арии. Хайниш, знаменитый трубач,так тонко исполнил соло в этой арии, как подчас не в состоянии сделать человеческий голос, ибо труба звучала как флейта. Певица закончила арию такой длинной и выразительной трелью, что, казалось, ей не хватит дыхания, и вместе с ней такую же, и даже еще более долгую трель выводил на своем инструменте и г-н Хайниш» (свидетельство Э. Тарра).

Выдающиеся трубачи эпохи бароккоДругой выдающейся личностью был Д. Фантини (около 1602 — ?), который с 1630 г. находился на службе в корпусе трубачей при дворе Великого герцога Тосканского Фердинанда П. Важнейшим делом Д. Фантини стала его «школа» для трубы, которая вышла в 1638 г. и стала второй «школой» в нашей трубной истории. Уже современники Фантини сознавали размеры его вклада. Согласно хвалебной оде, Фантини заставлял своим искусством «томиться от удовольствия, а трубный воинственный дар направил на пользу Любви». Заканчивается ода такими словами: «…Вечная хвала Великому Фантини! Сегодня он трубный монарх на земле!» (перевод мой. -А.С.).

В музыкальном искусстве германоязычных стран труба появилась в 1618 — 1620 гг. В то время тембр трубы трактовался символически: он служил выражением земной и небесной власти. Инструмент звучал в магнификатах и мессах, во время высоких церковных праздников, важных процессий, коронаций и т.д. Некоторые праздничные мессы были настолько пышными, что папа Бенедикт XIX в 1749 г. в специальной энциклике запретил их использование, восстав против чрезмерного великолепия церкви. Невозможно в кратком очерке исследовать творчество всех немецких композиторов, оказавших влияние на исполнительство на трубе, ограничимся несколькими именами. В первую очередь нужно назвать И.К. Пецеля (1639 — 1694). Он был одним из создателей жанра «турммюзик», то есть башенной музыки, звучавшей с башен ратуш и церквей. Он был и композитором, и трубачом, исполнявшим все первые партии в Лейпциге.

К началу работы в Лейпциге И.С. Баха ведущим трубачом там был Иоганн Готфрид Райхе. Он родился в Вайсенфельсе, в 20 милях от Лейпцига, и пришел в Лейпциг в 1688 г. Возможно, Райхе был самым знаменитым трубачом своего времени, но кульминацией своей жизни и своему месту в истории он обязан все тому же факту, что он был трубачом, для которого И.С. Бах написал так много блестящих партий. Широко известен портрет Райхе кисти Е.Г. Хаусмана, написанный по заказу Лейпцигского муниципалитета приблизительно в 1727 г., для которого и была написана трубная партия во 2-м Бранденбургском концерте. Райхе умер 5 октября 1734 г. после исполнения 215-й кантаты И.С. Баха.

Преемником Г. Райхе в оркестре И.С. Баха был У.Г. Руэ (умер в 1787 г.). Он принимал участие в исполнении «Рождественской оратории» и многих кантат с трубами. Райхе работал с И.С. Бахом 11 лет, а У. Руэ — 16. Кроме Г. Райхе, Вайсенфальс был родиной и трубача И.Г. Вюлькена (умер около 1732 г.), отца A.M. Бах.

Выдающиеся трубачи эпохи бароккоМного великолепных трубачей дала Англия. К середине XVII в. там лидировал Ж. Прайс, который пользовался огромным уважением и был удостоен личного подарка короля — раззолоченной трубы и серебряного охотничьего рожка. Умер Ж. Прайс в 1687 г. Большой вклад в исполнительское искусство того времени внесла семья Шоров. Маттиас Шор возглавил корпус трубачей после смерти Ж. Прайса, его брат У. Шор и сын Маттиаса Д. Шор (1662 — 1753) продолжили упрочать славу выдающихся музыкантов того времени. Джон стал не только знаменитейшим из всех английских трубачей, но и одним из «наиболее прославленных трубачей всех времен».

Дочь трубача Мэтью Шора Катерина была под влиянием Г. Перселла, который учил ее пению и игре на клавесине. Искусство Д. Шора также обратило на себя внимание Г. Перселла, который написал для него много эффектных партий. Деятельность этой семьи была выдающимся событием в музыкальной жизни Англии на протяжении 75 лет. Мало кто знает, что именно Д. Шору принадлежит честь изобретения камертона в 1711 г.

Место Д. Шора в английской музыке для трубы занял Валентайн Сноу и именно для него Г.Ф. Гендель специально написал облигатные и сольные партии в таких своих сочинениях, как «Атланта», «Те деум», «Иуда Маккавей», «Мессия», «Самсон». Участвуя в качестве оркестрового музыканта в исполнении опер и ораторий Генделя, Сноу достиг такого совершенства на своем несовершенном инструменте, что это явилось наивысшей точкой в английском искусстве игры на трубе в эпоху Барокко. Ч. Берни писал о нем: «Валентайн Сноу был справедливо любим здесь, где его серебряный звук никогда не утомлял уши слушателей чрезмерной силой или резкостью». В. Сноу умер в декабре 1770 г., на его могиле в Лондоне начертана эпитафия:

Потеплеет у каждого в груди,
Расчувствуются каждые глаза от скорби.
Здесь простертый рукой смерти
Земле возвращает воды волшебный снег.
О! Король трубачей лишился своего дыхания.

А. Селянин
Предоставлено для сайта trumpetclub.ru автором.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*