Большое влияние на развитие духовых оркестров в стране оказал Даниэль Вильгельм Вурм (1826 – 1904) – немецкий музыкант, приехавший в Россию и ставший в 1847 году солистом оркестров Императорских театров. С 1869 года Вурм также стал главным капельмейстером гвардейских оркестров русской армии.
Его заслуга на данном поприще состоит в кардинальной реорганизации военной музыки в стране. Впервые при нем были организованы оркестры, состоящие только из медных инструментов, несмотря на то, что данный состав просуществовал недолго, и вскоре к ним пришлось добавить деревянные духовые. Известен также случай, когда, выполняя один из грандиозных музыкальных проектов, к духовому оркестру были добавлены вокалисты. Весной 1875 на публичном представлении Вурм добавил 400 ротных певцов» к другим 100 певцам из царской капеллы, 40 барабанщиков и не менее 700 духовиков из гвардейских оркестров. Эти более чем тысяча выступающих объединились при исполнении хоровой песни из вагнеровского «Лоэнгрина» и других похожих работ.
С 1875 по 1885 Вильгельм Вурм также управлял любительским оркестром Александра III, сформированного в начале 1870х, когда Александр был еще наследником престола. Это был оркестр только из медных инструментов с большим и малым составами; деревянные духовые инструменты не были включены до 1891. Несколько сохранившихся документов, относящихся к Вурму, были опубликованы в книге Б.М. Ноздрунова «Исторические документы по русской военной музыке второй половины 19 века» (М, 1967). Например: «В 1865 году специальным постановлением Министерства обороны было объявлено, что Вурм, артист оркестров Императорских театров, вместе с инструментальным мастером Адрерстом изобрели и показали специальные медные инструменты, скомбинировав воедино пехотный сигнальный рожок и трубу». Стандартный состав такого оркестра был следующим: 19 играло на новых инструментах Вурма и 9 на рожках с двумя вентилями, всего 28 исполнителей. За тренировку музыкантов 22 и 24 пехотных дивизионов с использованием этих инструментов 10 декабря 1865 Вурм был награжден орденом Св. Станислава третьей степени.
О составе медных оркестров Вурма можно судить по коллекции из 12 пьес, опубликованная в виде партитуры всего лишь через год после первой реорганизации в полку. Полное название ее следующее: «Коллекция из 12 пьес для войск на фронте для новоизобретенных маленьких вентильных рожков, систематизированных и посвященных Его Императорскому Величеству, Великому Князю Николаю Александровичу В. Вурмом, солистом Его Императорского Величества, С.- Петербург, А. Бюттнер, Дом церкви Св. Петра и Павла, 1867». Эта редкая работа постоянно выставлена в стеклянном футляре в Российской национальной библиотеке в С.- Петербурге. В ноябре 1997 по просьбе Э. Тарра она была вынута из ее стеклянного футляра и под охраной сфотографирована. Содержанием сборника были в основном марши.
Одной из важных и благородных сторон деятельности военных оркестров был ежегодный, так называемый «концерт ветеранов». Он проходил в память исторической даты вхождения русских войск в Париж в 1814. Все деньги от этих концертов отдавались ветеранам. Смешанные оркестры принимали участие в этих концертах в С.-Петербурге и Москве, состоя в сумме из 600 исполнителей. Дирижерами были А. Дёрфельдт, В. Вурм, Е. Направник и С. Рахманинов.
Будучи капельмейстером, Вурм сочинил также много маршей для своего состава, наиболее популярным из которых был «Привет отважной русской армии». Также был написан ряд очень интересных пособий, например для корнета, кавалерийской трубы и рожка, переизданное в 1929: «Метода для обучения в войсках на кавалерийской трубе, с дополнением кавалерийских и артиллерийских сигналов» (1879).
Кроме того, Вильгельм Вурм преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, получив звание профессора в 1879 году. За время своей преподавательской работы он с успехом применил на практике свои методические принципы, разработав систему занятий трубача, которая легла в основу всех современных методик – как отечественных, так и зарубежных. Например, баззинг на мундштуке, так популярный в настоящие дни среди западных школ и ставший «визитной карточкой» американской школы. Изначально Вурм предлагал баззинг на одних губах или на мундштуке в качестве способа разминки амбушюра для военных трубачей или горнистов до их первого утреннего сигнала, когда они не имели достаточной возможности для разыгрывания. В вышеупомянутой «Методе для обучения в войсках на кавалерийской трубе…» Вурм пишет: «Тренируйте вышеуказанный материал сначала на мундштуке, а затем, когда студент освоил это и развил свой амбушюр, ему дают трубу и просят его подуть в нее, в соответствии с чем сначала не следует уделять внимания на звук, который из нее исходит. В таком ключе ему следует заниматься до тех пор, пока звук не станет точным и не будет совершенно чистым. Вначале ему следует заниматься только непродолжительное время, но часто».
Макс Шлоссберг, уроженец города Либау (современная Лиепайя в Латвии), обучавшийся в Московской консерватории и около 1889 года приезжавший в Петербург, несомненно, был знаком с этим пособием. Позже после эмиграции в США он будет излагать данные принципы в своей школе.
Другой инновацией Вурма было создание в 1867 года класса камерного ансамбля для медных духовиков. Два сборника квартетов медных инструментов (для 2 корнетов, альтгорна или корнета и басового инструмента) с умеренными техническими требованиями были сделаны для игры его студентами. В 1877 г. первый класс военно-морских музыкантов закончил консерваторию.
Вурм является автором множества педагогических пособий. Одной из самых ценных методик для медных инструментов, опубликованных в России во второй половине XIX века, была «Методика игры на корнете». Как и методика для кавалерийской трубы, она была впервые опубликована в 1879 г. и одобрена советом профессоров Санкт-Петербургской консерватории. Это основательная работа длинной в более 83 страниц с 149 этюдами и 150 упражнениями на каденции в различных тональностях. Новое издание этой методики появилось 14 годами позже с расширенным заголовком «Методика для корнета, альтгорна или баритона» (М.: Юргенсон, 1983).
Несколько сборников этюдов различной сложности и в наши дни пользуются огромной популярностью. Вурм не являлся автором всех этих этюдов. Кроме своих он включил в сборники лучшие этюды разных авторов, в том числе и для деревянных духовых, переложив их для своего инструмента, расширив репертуар и привнеся таким образом новые трудности и новые задачи для корнетистов и трубачей того времени.
Источники: Э. Тарр, А. Селянин, С. Болотин, Л. Чумов.