Утренние занятия на трубе

Существуют два способа того, с чего начинать утренние занятия на трубе. Один способ заключается в том, что трубач, прежде чем играть выдержанные звуки, как бы разминая мышцы губ, лица, проигрывает ряд вспомогательных упражнений или отрывки из кантиленных пьес.

Этот способ предлагает М. Табаков: «Утренние занятия на инструменте исполнителю не следует начинать сразу с проигрывания выдержанных звуков, так как губы играющего находятся как бы в отекшем состоянии, которое не следует фиксировать выдержанными звуками» . Другой способ — начинать занятия сразу с выдержанных звуков. Так, в частности, советует С Ерёмин в разделе «Ежедневные упражнения» из названного сборника «Избранные этюды» (тетрадь 1). Оба способа, на наш взгляд, могут применяться на практике, и их применение зависит от индивидуальных особенностей и привычки исполнителя.

Выдержанные звуки исполняются обычно в определенной последовательности. Лучшей из них является построение на выдержанных звуках, расходящихся в хроматическом порядке от ноты до второй октавы.


Утренние занятия на трубе

Это упражнение дает возможность охватить весь диапазон инструмента. Хроматически расходящаяся последовательность приводит к чередованию звуков верхнего и нижнего регистров, что позволяет получить навыки точного звукоизвлечения, помогает сравнительно долго сохранять работоспособность исполнительского аппарата. Возможен другой путь исполнения выдержанных звуков. Он основан на использовании различных трезвучий.

Утренние занятия на трубе

Нельзя играть выдержанные звуки в порядке фа-диез-мажорной гаммы (снизу вверх), как предлагает А. Максименко; пока исполнитель дойдет до нот верхнего регистра, его амбушюр будет чрезмерно утомлен.

Выдержанные звуки следует исполнять в двух динамических оттенках, и прежде всего в pianissimo. При этом должна производиться так называемая настройка амбушюра на определенную высоту. Надо стремиться не давить мундштуком на губы, тогда звук будет ровным, чистым, без толчков и призвуков.

При исполнении выдержанных звуков не нужно пользоваться вибрато, хотя избежать его довольно трудно. Педагог должен научить трубача умело пользоваться этим средством музыкальной выразительности и при исполнении выдержанных звуков его не применять. Сдержать природное вибрато труднее, чем заставить звук вибрировать.
Каждый выдержанный звук должен иметь достаточную продолжительность. Поэтому ученику можно посоветовать иногда отсчитывать в уме до 25—30 секунд. При исполнении звука в pianissimo многие ученики снимают дыхание с опоры. Звук теряет тембровую окраску, становится пустым и неинтересным. Этого делать нельзя. Важно также следить за правильным началом звука в pianissimo. He следует «выдувать» звук одним только дыханием. Атака производится на хорошо опёртом дыхании при помощи мягкого толчка языка.

Выдержанные звуки обязательно исполняются также в динамике crescendo и diminuendo. Начиная с pianissimo звук доводится до fortissimo и возвращается в исходный нюанс. При этом надо строго следить за интонацией. Ученик должен помнить, что труднее звук хорошо филировать, чем усилить его до fortissimo. Фаза crescendo должна быть равна фазе diminuendo.

Не следует при исполнении выдержанных звуков применять атаку sforzando, как это рекомендуют комплексы упражнений для тромбона. Мы неоднократно наблюдали плачевные последствия использования этого исполнительского приема в ежедневных занятиях трубача — появление «заикания» («затычки») при звукоизвлечении.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*