Трубный глас (исторически-богословские размышления о трубе)

Начал заниматься на трубе после 22-х летнего перерыва и теперь два месяца не расстаюсь с нею. Беру ее с собою даже в храм и между службами играю в трапезной, которая находится внизу, в цокольном этаже. Там стоят еще два фортепиано. Поначалу некоторые из родственников даже сделали «большие глаза» и высказали опасение, что в храмовой трапезной, наверное, не совсем уместно играть на трубе. Я попытался объяснить, что труба – инструмент более священный, чем фортепиано. Через некоторое время прочитал статью одного священника, в которой он говорил, в частности, о неуместности музыки при прощании с покойным. Там были и такие слова: «что может чувствовать душа, когда последний земной путь ее оглашается пронзительными звуками труб, так напоминающими рев адского пламени!» Эти слова вызвали у меня недоумение, следствием которого явились данные размышления.

Впервые в Священном писании говорится о звуке труб в связи с дарованием евреям Закона на Синае. В то время, когда Моисей говорил с Богом, «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и стал вдали… И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам…». (Исход, 20:18,22) Итак, Господь говорит к народу «во гласе трубнем» (Пс.150:3).

Сам Господь дает повеление Моисею: «сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов» (Числа, 10:2). Более того, трубить предоставлено было одним только священникам, как замечает Блаженный Феодорит, ибо «труба означала Божие призвание». «Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши» (Числа, 10:8). Таким образом, трубление — не только привилегия, но и обязанность священников.

Кроме того, повелением Божиим был установлен праздник труб, когда созывалось священное собрание: 1-й день 7-го месяца тишри. Трубление – самый характерный признак праздника – должно было возбуждать народ к самовниманию и покаянию (Левит, 23:24).

Один из самых известных Библейских сюжетов – взятие Иерихона, описанное в 6-й главе книги Иисуса Навина. Согласно указанию Господа, Ковчег Завета Господня 6 дней обносился вокруг Иерихонских стен. При этом весь народ сохранял полное молчание из благоговения к идущему посреди них Богу, символом присутствия Которого и был Ковчег. И только священники трубили в трубы. В седьмой день Ковчег был обнесен вокруг города 7 раз, после чего священники вострубили в трубы, а Иисус сказал народу: «Воскликните, ибо Господь предал вам город!» (Иис.Нав.6:15). И когда народ воскликнул, а священники затрубили, то вся стена города обрушилась до основания. Это явное чудо Божественного всемогущества было тем более замечательным, что у евреев не было никаких орудий для взятия подобного города.

В христианской традиции взятие Иерихона символизировало будущую победу Христа над грехом, адом и смертью. Неслучайно поэтому предводитель еврейского народа, сын Навин, носил имя Иисус. Хананеи, жившие в Иерихоне, были весьма порочным народом, поэтому стены, за которыми они находились, символизировали неприступную державу греха и смерти. И как у евреев не было никакой возможности разрушить стены Иерихона, так и у человечества не было никакого средства для победы над смертью и адом, которые поглощали и грешных и праведных. Весьма примечательно, что событие, являющееся прообразом снисхождения во ад Господа Иисуса Христа, совершилось при звуках труб. Таким образом, если звуки труб и должны нам напоминать что-либо, то не «рев адского пламени», а скорее победу Христа над адом и смертью.

Далее, весьма интересно описание освящения храма, построенного Соломоном, описываемое во 2-й книге Паралипоменон. Освящение совершалось при звуках множества музыкальных орудий, среди которых было 120 труб, в которые трубили священники: «…все они… одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были как один трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа, – и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2Пар.5:12-14).

В христианской традиции это событие осознается как пророчество, или прообраз воплощения Сына Божия. Как тогда Невместимый небесами вместился и обитал во храме Соломоновом, так и теперь Невместимый вошел в лоно Пречистой Девы и обитал в ней как в храме. Примечательно, что столь великое событие также происходит при звуках множества труб!

Подобным образом храм был очищен от осквернения и освящен при царе Езекии также с использованием труб, в которые трубили священники (2Пар.29:26). Форму музыкальных труб, использовавшихся еще при Моисее, Иосиф Флавий (Древн. 3, 12:6) изображает так: «длиною труба немногим меньше локтя; а трубка ее узка… наконечник ее достаточно объемист, чтобы вбирать в себя массу воздуха, который вдувает в нее играющий; оканчивается же она широким отверстием, на подобие охотничьего рога». Данное описание восполняется изображением музыкальной трубы на триумфальной арке Тита в Риме.

Упоминаются трубы и в Новом Завете. Так, о них неоднократно говорится в Откровении. Писатель его, Апостол Иоанн, говорит, что Сам Господь обратился к нему, и голос Его был «как бы трубный». В трубы трубят Ангелы, возвещающие окончание земного бытия или этапы этого окончания.

Воскресение мертвых произойдет «при последней трубе» (1Кор.15:52).

В псалмах, которые пелись за богослужением в храме Соломона, а теперь поются в христианских храмах, также содержатся призывы прославлять Бога игрою на трубе:
При звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом! (Пс.97:6).
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях! (Пс.150:3) (Слав: хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех!). Заканчивается этот псалом словами, которые выразительнее всего звучат не на русском, а на церковно-славянском языке: «Всякое дыхание (Рус: все дышущее) да хвалит Господа!». Так смысл получается глубже: не только все, что дышит, должно хвалить Его, но и каждый вдох и выдох наши должны прославлять Бога!

Когда священник совершает крещение, то во время чтения заклинательных молитв трижды дует крестообразно на лицо крещаемого для изгнания нечистого духа, чтобы в крещаемом смог обитать Дух Святой. Когда трубач из трубы «дует» на тех, кто его слушает, то какой дух он преподает слушателям? Не тот ли, который в нем самом и в исполняемом произведении? Поэтому трубач должен быть еще более ответствен перед слушателями за свое духовно-нравственное устроение, чем другие музыканты. Возможно, это и была одна из причин, по которой в Ветхозаветные времена трубить было привилегией священников.

Таким образом, можно сделать вывод, что труба является священным инструментом, который употреблялся при богослужении в Ветхозаветные времена. Звук трубы должен нам напоминать о Господе, его воплощении, смерти и воскресении и прославлять Его. Поэтому трубачу следует обратить максимальное внимание на свое духовно-нравственное состояние, чтобы звук его трубы не напоминал «рева адского пламени».

bambini777

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*

  1. vivatm

    Чего тогда православные трубу (равно и многие другие инструменты) в служении не используют и на дух не переносят?

    Ответить