Тимофей Докшицер о выборе инструмента

«По моим наблюдениям и собственному опыту, инструмент, как и мундштук, надо подбирать по своему размеру. Модификаций инструментов не так много, как моделей мундштуков (хотя фирм, производящих инструменты, множество), но разобраться в этом тоже надо, пусть и не всегда это легко сделать. Можно играть на инструменте даже самой хорошей фирмы и при этом испытывать всякие трудности с регистрами, выдержкой, подвижностью — не догадываясь, что в поисках решения хотя бы части этих проблем следует попробовать другой инструмент.
Существует пять основных мензурных разновидностей труб:

  • S — Small (малая),
  • М — Medium (средняя),
  • L — Large (большая),
  • ML — Medium Large (средняя большая),
  • EL — Extra Large (очень большая).

Перемена инструмента с малой на большую мензуру связана с перестройкой положения губ, объема звуковой щели, другим расходом дыхания. Все это в начальный период может вызвать потерю ощущений, трудности в звукоизвлечении, ломку звука и даже временную нетрудоспособность — невозможность продолжать играть, что свидетельствует о «непопадании» на свой инструмент. В таком случае требуется перерыв в занятиях, необходимый для постепенной перестройки, а может быть, и возвращение к инструменту прежней мензуры.


Можно ли разыграть инструмент, или, как говорят «раздуть трубу»?

Думаю, сама постановка вопроса ошибочна. Можно не разыграть инструмент, а познать его акустику, мензуру, строй, звучание регистров — то есть как следует присмотреться к инструменту, приспособиться к нему, приучить себя именно к данному инструменту.
Только в этом смысле можно говорить об освоении трубы исполнителем. А качество изготовленного инструмента трубач изменить не может.

Можно ли «задуть трубу»?
А вот это можно.
В трубках инструмента, на изгибах, помпах может оседать влага в виде слизи от дыхания исполнителя. Со временем это приводит к сужению сечения трубки, которое исполнитель может почувствовать. Потому-то и рекомендуется периодически промывать инструмент и снимать налеты с мундштучной трубки и конуса самого мундштука, где накапливается и кристаллизуется особенно много слизи.
Это состояние инструмента и называется исполнителями «задутостью». Особенную «задутость» трубачи ощущают после того, как на их инструменте поиграют дети, у которых слюновыделение обильнее, чем у взрослых, а следовательно, и «задутость» возникает больше.»

Т. Докшицер
«Из записной книжки трубача»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*