Техника дыхания на трубе

Техника дыхания трубача — это прежде всего техника владения звуком, включающая в себя все многообразие тембра, динамики, штрихов и артикуляций. Культура звучания предполагает наличие определенной школы дыхания.

Как, например, у скрипачей существуют различные школы смычка, правой руки, так и у трубачей существуют школы звука, школы дыхания. Именно русская школа игры на трубе и ее выдающиеся представители благодаря необыкновенно яркому и содержательному звучанию инструмента принесли советскому искусству международное признание и авторитет.

Технике дыхания подчинены все компоненты исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка и пальцев, музыкальный слух. Дыхание — наш «смычок». Начало звука есть не только движение языка. Звук как бы зарождается в легких исполнителя, ибо от насыщенности и интенсивности воздушной струи во многом зависит его качество. Образование звука на трубе рассматривается как тройная связанная акустическая система: колебательный процесс в резонирующем канале ствола трубы + возбудитель + колебательный процесс в легких исполнителя.

Следовательно, объем воздуха, наполняющий канал ствола трубы, при образовании музыкального звука постоянно связан и полностью зависит от звуковой волны, находящейся в легких человека в более сжатом состоянии, в состоянии накопления. Интенсивное дыхание, насильственно раздвигая щель между естественно сложенными губами, приводит их в колебание, в результате чего периодически увеличивается и уменьшается площадь щели между ними, а следовательно, и периодически изменяется количество воздуха в инструменте.

Трубачи в своей исполнительской практике должны пользоваться грудобрюшным типом дыхания. «Чистого» грудного или брюшного дыхания при исполнении на трубе не существует. Оно всегда в какой-то мере смешанное, ибо использует весь объем легких, все дыхательные мышцы. Но в зависимости от степени активности тех или иных мышц, окружающих легки (межреберные, диафрагмы, брюшного пресса и живота), мы подразделяем дыхание на грудное, брюшное и грудобрюшное.

Грудобрюшное дыхание (далее мы будем называть его профессиональным или исполнительским) трубача заключает в себе самую разнообразную степень активности дыхательных мышц, различные их взаимодействия.

Сам процесс профессионального дыхания сложен и противоречив. Например, исполнитель может произвести вдох, активно работая внешними межреберными мышцами грудной клетки почти без участия диафрагмы, а выдох — с максимальным участием брюшного пресса. И наоборот, вдох осуществить без активного участия грудной клетки, опираясь на диафрагму, а выдох — активизировав внутренние межреберные мышцы. Тот и другой типы дыхания будут промежуточными между грудным и брюшным, но не могут быть отнесены к грудобрюшному дыханию.

Профессиональное дыхание трубача определяется в первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами, в полной мере работающими при вдохе и выдохе.

В дыхательном механизме трубача участвуют мышцы вдоха и выдоха. От умелого использования этих мышц-антагонистов зависит техника дыхания исполнителя. К мышцам вдоха относятся диафрагма и наружные межреберные; к мышцам выдоха — брюшной пресс и внутренние межреберные.

Трубач может и должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством развития и тренировки дыхательных мышц. От того, в какой степени эти мышцы участвуют в исполнительском дыхании и какие функции они выполняют, зависит правильное звукообразование на трубе.

Действия нашего аппарата дыхания контролируются сознанием и слухом. Выдох во взаимодействии с губами, языком, пальцами играет первостепенную роль в образовании звука, в его ведении и различных видах его проявления в технике. Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука, разносторонние технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других компонентов исполнительского аппарата —губ, языка, пальцев.

Две фазы дыхания — вдох и выдох — могут по-разному использоваться в исполнительском процессе и поэтому должны быть рассмотрены раздельно.

При естественном физиологическом дыхании человека вдох — активный акт, при котором легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается вниз; выдох, наоборот, пассивный акт — полость легких, грудная клетка и диафрагма возвращаются в свое первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл протекает: вдох—выдох—пауза. Профессиональное дыхание подчинено сознанию исполнителя и предполагает активные вдох и выдох. Вдох короткий — выдох, как правило, долгий.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*