Строй и интонация на трубе

Трубач — солист духового, эстрадного, симфонического оркестра – должен следить за интонацией не только на своем инструменте, но и за чистотой строя всей группы трубачей. Исполнение интервалов в аккордах, выдержанных гармониях, в подголосочной или имитационной полифонии требует совершенно иной природы звуковысотного интонирования. В музыке гомофонно-гармонического склада каждый голос партии трубы представляет собой своего рода мелодию-горизонталь. Но если эта горизонталь не выполняет роль контрапунктического голоса, интервалы, ее составляющие, теряют свободно-интонируемую мобильность. Они начинают интонироваться по вертикали, как аккордовые созвучия. В данное случае в действие вступают закономерности чистого строя.

Гармонические интервалы интонируются в более ограниченной зоне и более строго, стабильно по сравнению с мелодическими, так как акустико-психологическая основа их интонирования совершенно отлична.

Простейшим видом аккорда является трезвучие до мажора. Звук до — основной тон. Он требует устойчивой интонации. Хоровики говорят: терция «делает» аккорд. Звук ми должен иметь тенденцию к повышению. Соль требует устойчивого интонирования. Законы ладового тяготения распространяются и на все обращения трезвучия:


Строй и интонация на трубе

Для минорного трезвучия характерна несколько заниженная терция.

Таким образом, звуковысотный слух трубача развивается на основе ладомелодических и ладогармонических функциональных тяготений звуков и аккордов. Он связан с эмоциональным характером мелодического движения в процессе интонирования музыкальных построений, является основой и составной частью более сложных, воспитываемых годами видов музыкального слуха — мелодического и гармонического. Исполнительство на трубе предполагает различные закономерности звуковысотного интонирования мелодий и интервалов в аккордах. Вариантное разнообразие интонаций, возможное на трубе, позволяет исполнителю играть на этом инструменте с относительно фиксированным строем так же чисто и выразительно, как это возможно на инструментах со свободной нефиксированной интонацией.
Огромную роль играет интонация как средство музыкальной выразительности. Трубач должен обладать способностью сознательно интонировать то или иное мелодическое построение. Мелодия пошла вверх, интонация тоже, и наоборот, мелодия спускается вниз, интонация тоже. В музыке есть звуки более важные и менее важные. Есть опорные и вспомогательные, кульминационные. Для слуха важна направленность движения и цель движения. Опорные звуки при движении мелодии вверх должны быть несколько завышены. Вот, например, начало из этюда № 2 В. Щёлокова:


Строй и интонация на трубе

Без интонационного завышения опорных звуков трубач не сможет добиться здесь передачи необходимого настроения — полетности, напряженности, драматизма. Все это сразу пропадает, если последовательно идущие звуки ля, ре и ля будут соответствовать равномерно-темперированному строю или даже занижены. Звуковысотная интонация здесь выступает как яркое средство музыкальной выразительности. Конечно, завышение опорных звуков должно проходить в рамках зоны, иначе игра становится фальшивой.

Понятие «строй» в педагогике можно трактовать по-разному. Строй — это эталон звучания ля первой октавы с частотой 440 кол/сек. Строй — это настройка инструмента, например трубы, в соответствии с равномерно-темперированным строем фортепиано, настройка на звук гобоя ля первой актавы в оркестре. Строй — это система высотных отношений хроматического звукоряда трубы. Здесь строй совпадает с понятием «интонация», одно из определений которой включает в себя высотную организацию музыкальных тонов по горизонтали.

При игре на струнных инструментах точность интонирования в основном зависит от слуха и навыков исполнителя. На точность же интонирования на трубе влияют добавочные факторы, не поддающиеся воздействию исполнителя. Такими факторами являются конструктивные особенности инструмента, температурные влияния и высота камертона, принятая как эталон в том или ином музы¬кальном учреждении или в оркестре, в учебном заведении.

Как указывалось выше, многие духовые инструменты могут обеспечить правильное интонирование звукоряда не выше строя 440 — 442 кол/сек. Повышение строя на трубе за пределы установленной нормы ведет к нарушению чистоты интервалов всего звукоряда. То же самое происходит при занижении общего строя.

При подстраивании трубы исполнитель может подтянуть отдельные звуки до любого заданного строя. Но избежать многих интонационных неточностей, возникающих вследствие отклонения от строя, на который сконструирован данный инструмент, трубач не в состоянии.

Для того чтобы научить ученика подстраивать инструмент, необходимо воспитать у него определенный слуховой навык. Первое, что требуется от начинающего трубача, это слышать и различать, выше или ниже интонационного уровня определенного звука фортепиано звучит его инструмент. При этом создается много трудностей, среди них различие тембровых окрасок звука, неустойчивость выдоха (у начинающих), наличие вибрато в звуке, контрастность динамики и т. д. Поэтому педагог при развитии навыка подстройки инструмента должен руководствоваться главными, решающими положениями, от которых надо отталкиваться в повседневной практической деятельности.

На трубе в строе Си-бемоль основным звуком, который следует подстраивать в первую очередь, является до второй октавы. В симфоническом оркестре все инструменты, в том числе и трубы, настраиваются на звук ля (си первой октавы на трубе в строе Си-бемоль).

Это происходит потому, что так удобнее подстраивать (выстраивать) струнные инструменты — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Для медных духовых этот звук крайне неудобен. Поэтому при занятиях в классе (концертном исполнении на эстраде, в духовом оркестре трубачи обычно подстраиваются на звуке си-бемоль (до на трубе в строе Си-бемоль).

Есть инструменты, у которых интонационный строй натурального звукоряда несколько нарушен и до второй октавы интонационно завышено. Тогда, подстроив звук до второй октавы, необходимо произвести дополнительную подстройку по звуку си и затем, определив средний уровень выдвижения общей кроны, найти нужный строй.

При подстройке общего интонационного уровня инструмента важно соблюсти следующий порядок. Звук си-бемоль берет концертмейстер; услышав его и осознав, оценив мысленно, трубач извлекает до второй октавы на трубе. Навык, выработанный временем, помогает мгновенно определить, выше или ниже воспроизведенный звук, и в соответствии с этим задвинуть или выдвинуть общую крону инструмента. Накопленный в процессе занятий опыт поможет исполнителю точно замерить расстояние движения общей кроны. Второе воспроизведение звука на рояле и повторение его с солистом — это уже проверка проделанного подстраивания и более тщательная регулировка общей кроны.

Настраивание трубы в два приема, при двукратном повторении звука си-бемоль концертмейстером и солистом — привилегия уже опытных музыкантов. Но к этому надо стремиться, этому необходимо обучать. На международном конкурсе «Пражская весна» первый тур прослушивания обычно проходит анонимно, то есть исполнитель играет на эстраде, закрытой от членов жюри ширмой. Поэтому по условиям конкурса подстройка инструмента регламентируется двумя ля фортепиано и двумя си солиста.

Иногда при настройке инструмента создается впечатление, что ученик (солист) настраивает не свой инструмент, а рояль. Он первым берет звук, еще не услышав фортепианного си-бемоль, затем опять его повторяет, не слушая и не анализируя необходимого звуковысотного соотношения. Это часто происходит при концертном выступлении, когда ученики не могут совладать с охватившим их волнением.

Подстройка инструмента требует от трубача четкой и определенной атаки звука, ровного, «плоского» его продолжения. Звук нужно брать в нюансе mezzo forte. Ни в коей мере нельзя его форсировать или извлекать слишком тихо. Звук следует исполнять легко, свободно, без нажима мундштука на губы. По тому, как настраивается тот или иной трубач, уже можно предположить наличие у него определенных профессиональных качеств, культуры извлечения и ведения звука.

Следует всегда помнить, что, когда ученик начинает играть, инструмент бывает холодный и потому настроен несколько ниже. После исполнения нескольких тактов он нагревается и его строй соответственно повышается. Поэтому исполнитель должен строга следить за интонацией и постепенно немного выдвигать крону общего строя.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*

  1. Андрей

    Классная статья. Окунулся опять в детство! Был первой трубой в школе… Спасибо Вам!

    Ответить