Смена мундштука на трубе

Необходимо учесть, что если трубач пробует играть на новом мундштуке и по диаметру чашки он схож с его собственным, то впечатление от звучания инструмента бывает обманчиво. Первые пять-десять минут труба звучит светло, мундштук удобно ложится на губы, звуки верхнего регистра берутся легко. Но стоит позаниматься на новом мундштуке более длительное время, как выясняется, что он во многом уступает тому, на котором трубач играет постоянно.

«Мундштук должен подходить к губам, как галоши к ботинкам, — надел и носи». В этом афоризме есть смысл. Мундштук должен подойти исполнителю по всем параметрам. Трубачу важно ощутить, что мундштук удобно лежит на губах, что он как бы слился с губами, услышать, что сразу улучшилось звучание инструмента — его сила и тембр, в котором появился так называемый «колокольчик», почувствовать гибкость переходов со звука на звук, удобство извлечения верхнего и нижнего регистров. Все должно прочно ощущаться некоторое время. Через два-три дня после перехода на новый мундштук наступает своего рода период кризиса. У исполнителя пропадают все основные ощущения, связанные с положением мундштука на губах. Создается впечатление, что мундштук явно не подходит. Но это не так. Следует продолжать заниматься и начинать все с начала. Обычно кризисный период длится не более недели. Затем наступает заметное улучшение, которое приводит к восстановлению всех имевшихся ранее игровых качеств губного аппарата.

Освоение нового мундштука — это долгий процесс, и он длится от трех до четырех месяцев.Конечно, каждый исполнитель всегда стремится к тому, чтобы найти мундштук, который отвечал бы всем его требованиям и был универсальным. Здесь надо бояться только одного обстоятельства: всякая смена мундштука — сложный физиологический процесс, связанный с выработкой новых исполнительских навыков, отказом от уже выработанных годами прежних приемов игры. Все это часто приводит к расстройству губного аппарата, к потере чувствительности губ и их трудоспособности. Поэтому частая смена мундштуков исполнителям противопоказана.

Когда музыкант хочет поменять мундштук, он должен твердо знать: на каком мундштуке он в данный момент играет (диаметр и глубина чашки, конфигурация полей, размер устья и канала ствола ножки), какие трудности испытывает он из-за недостатков мундштука, в каком направлении его нужно улучшать. Пути улучшения мундштука могут быть различными: это изменение качества звука и его силы, расширение диапазона, улучшение интонации, увеличение выносливости и выдержки губного аппарата. И только после этого можно приступать к подбору нужного для себя размера мундштука.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*