Слух трубача

Под музыкально развитым слухом мы понимаем способность человека воспринимать, запоминать, представлять и сознательно воспроизводить звук. В профессиональной деятельности трубач опирается на три специфических качества слуха — умение различать высоту, окраску и ритм музыки.

К области высотного слуха относится способность определять высотные звучания и их соотношения, гармонические и мелодические комплексы и их взаимоотношения. Область действия красочного слуха заключается в умении уловить силовую и тембровую окраску звучания, звуковой колорит. Ритмический слух, или чувство ритма, выражается в способности ощутить все музыкальное движение во времени, длительности звучания и соотношение этих длительностей.

Как известно, различаются два вида профессионального высотного музыкального слуха: абсолютный слух выражается в определении точной высоты любого услышанного звука; относительный слух предполагает установление точной высоты звука только после его сопоставления с уже известными.

Весьма важным для трубача является развитие красочного, или, точнее, тембрового слуха. Часто, не имея от природы абсолютного слуха, музыкант настолько привыкает к звучанию своего инструмента, что без труда определяет любой звук, извлеченный на трубе. Тембровый слух воспитывается годами систематических занятий на инструменте, постоянной контролирующей работой слуха в процессе музыкального исполнения. Он тесно связан с двигательной и мышечной памятью. Достаточно, например, приставить мундштук с инструментом к губам, чтобы появившееся игровое ощущение помогло исполнителю мысленно представить высоту звука, который он предполагает сыграть. Именно такой навык и является основой профессионального исполнительства на трубе, это то, к чему следует стремиться в обучении трубача. Способность слуха представлять точную высоту звуков, воспитание «эффекта предслышания» следует довести до совершенства. Поэтому для отработки тембрового слуха может быть рекомендовано упражнение, при котором ученик приставляет к губам мундштук с инструментом, формирует исполнительский аппарат к извлечению звука, мысленно его представляет, но прежде чем сыграть его на трубе, отнимает мундштук от губ и поет звук; затем проверяет интонационную чистоту пропетого звука исполнением его на инструменте.

Слуховые тембровые связи являются особой формой проявления развитого слуха трубача. Они помогут ему в более быстром выучивании пьес и оркестровых соло на память, в искусстве транспонирования и импровизации будут способствовать появлению уверенности в игре.

Сложный комплекс способностей включает в себя ритмический слух. Основной формой его проявления следует считать чувство метрических пульсаций — способность мысленно подчеркивать начальные моменты целых тактов и долей тактов. При этом такты подчеркиваются интенсивнее, чем тактовые доли. Чувство временных протяженностей связано, во-первых, со способностью мысленно отмеривать любые нотные длительности во всех их взаимоотношениях, с умением правильно разделять и располагать во времени четверти, восьмые, шестнадцатые и т. д.; во-вторых, со способностью мысленно отмеривать протяженность тактов, фраз, предложений, периодов (крупный ритм). Последний играет важную роль в исполнении rubato.

Чувство темпа заключает в себе ощущение скорости чередования метрических пульсаций данного музыкального произведения. Важным условием работы над чувством темпа является воспитание его устойчивости. Умение чувствовать цезуры, то есть перерывы между фразами, построениями, эпизодами, между частями произведения, тоже относится к области ритма. «Пауза должна звучать» — об этом не следует забывать. Игра без точек препинания, без цезур и расчлененных фраз отличается бесцветностью и бессмысленностью. А. Б. Гольденвейзер говорил: «Живое дыхание есть основной нерв человеческой речи, а следовательно, и музыкального искусства, родившегося из звуков человеческого голоса. Живое дыхание играет в музыке первостепенную роль. Это совершенно очевидно, если мы возьмем вокальную музыку или игру на духовых инструментах, так как они осуществляются с помощью живого дыхания… Если вообразить себе такого человека, который, допустим, мог бы говорить целую минуту не переводя дыхания, то я представляю себе, что слушать его было бы совершенно невыносимо. Я испытываю это мучительное ощущение какой-то психологической одышки, слушая игру некоторых пианистов». Такое же чувство обычно охватывает слушателя, если трубач исполняет на одном дыхании очень длинный отрезок музыки.

Психология музыкальных способностей делит слух на внешний и внутренний. Внешний слух выражается в способности воспринимать музыку, исполняемую другим лицом, ансамблем, оркестром. При хорошо развитом слухе музыкант успешно воспринимает все детали высотной, тембровой и ритмической организации музыкаль«ой ткани. Высокоразвитый профессиональный слух помогает определять и оценивать интервалику, гармонию, инструментальные тембры и т. д. В то же время внешний слух предполагает умение музыканта, в данном случае трубача, воспринимать свое собственное исполнение. Это качество, к сожалению, нередко у учеников отсутствует. В большинстве своем оно зависит от того, что внимание молодых музыкантов загружено чрезмерными техническими заботами. Поэтому воспитание умения слушать себя, свою игру, постоянный контроль за качеством звука, интонацией, динамикой и т. д. — один из важнейших моментов овладения исполнительским мастерством трубача.

Внутренний слух прежде всего включает в себя «эффект предслышания», о котором говорилось ранее, а также слуховое воображение, которое содержит пять компонентов: во-первых, это накопление памятью музыкальных образов произведения, слышанного ранее в чьем-либо исполнении; во-вторых, удержание в памяти собственного исполнения той или иной пьесы; такое припоминание хотя бы последнего по времени исполнения произведения дает возможность для критической его оценки и дальнейшего совершенствования своей игры; в-третьих, мысленное прочтение нотного текста на основе формирования звуковых представлений; это сложная способность, и она требует большой тренировки; в-четвертых, создание конкретного исполнительского замысла произведения или отдельного его раздела, внутреннее осмысление исполнительского плана, если хочешь сыграть сам, или педагогического замысла, если пьесу будет играть ученик; в-пятых, способность во время исполнения предвосхищать последующее развертывание музыки.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*