Система работы над гаммами на трубе

Следует строго определить систему исполнения гамм, септаккордов, трезвучий и их обращений, исходя из того базиса, который был заложен на первом этапе изучения этого инструктивного материала. В то же время при построении схематического плана исполнения гамм нужно учесть и задачи, подлежащие решению в процессе ежедневного тренажа, определить степень сложности их и полезности.

Гамма должна способствовать расширению рабочего диапазона трубача (охват крайних звуков нижнего и верхнего регистров), выравниванию его в отношении динамики, тембра, четкости атаки, ровности аппликатурных переходов, воспитанию интонационной точности, ритмической устойчивости и чисто физической выносливости губного аппарата.

Прежде всего ученик должен уметь сыграть гамму, септаккорд, Трезвучие и их обращения четвертями в медленном темпе ( =80 рис). Ясная, четкая атака, протяженные певучие звуки (detache), смена дыхания без чрезмерного укорачивания длительности предыдущей ноты, умеренная динамика (mezzo forte), отсутствие вибрато, каких-либо crescendo и diminuendo при движении вверх и вниз, ровное звучание во всем движении — вот непременные условия медленного исполнения гаммы. После этого гамму, септаккорд, трезвучие и их обращения рекомендуется играть в быстром движении, шестнадцатыми =100 рис), staccato и legato, при динамике mezzo forte:

Система работы над гаммами на трубе
Каждый элемент гаммы играется дважды. Это делается для того, чтобы проверить степень выученности материала. Двукратное безостановочное и безошибочное повторение дает основание для дальнейшего усложнения задач, стоящих перед исполнителем (ускорение темпа, расширение диапазона и т. д.).

Сначала гамму в той или иной тональности следует исполнять до конца в строгом метроритме. Ни в коей мере не допускается замедление темпа в исполнении обращений септаккордов или трезвучий legato. Если один из элементов не выходит в быстром движении, то темп всей гаммы надо сдержать.

Точно должны выдерживаться паузы между отдельными элементами гаммы. Важным условием является четкая и ясная атака первого нижнего звука, от чего зависит четкость языка во всей гамме. За этим обязательно надо следить.

Как и прежде, нужно подстраивать интонационно неустойчивые звуки ре и ре-бемоль, понижая их выдвижением третьей кроны или нажатием соответствующего устройства на инструменте.

Смена дыхания происходит, как правило, в паузах. Исключение составляют обращения септаккордов, при исполнении которых можно брать дыхание, прерывая движение. Это лучше делать при втором проведении обращений септаккорда в любом месте.

Играя гаммы, следует всячески стремиться к расширению границ диапазона, к большему охвату нижнего и верхнего регистров. В результате ученик научится «отдыхать», играя в нижнем регистре. При этом ни в коем случае не следует распускать губы, менять их позицию. Свобода амбушюра в нижнем регистре предполагает собранность, устойчивость позиции губного аппарата. Следует помнить правило: играя нижние звуки, сохраняй позицию губ верхнего регистра, и наоборот, играя верхние звуки, сохраняй позицию губ нижнего регистра.

Все гаммы, начинающиеся со звуков малой октавы, а также с ре-бемоль и ре, следует играть в две октавы. Если ре третьей октавы плохо берется, гаммы ре мажор и ре минор можно играть до квинтового тона, прибавляя по возможности в дальнейшем по одному звуку VI, VII ступеней.

Особое внимание следует обратить на исполнение полутораоктавных мажорных и минорных гамм, начинающихся со звуков фа, ми, ми-бемоль. Обычно ученики работают над ними недостаточно, а педагоги не требуют их систематического изучения. В то же время существует выработанная практикой методика исполнения этих гамм, которая наряду с использованием всей широты диапазона инструмента, очень полезна для выравнивания звучания в нижнем и верхнем регистрах, выработки четкой и определенной атаки на протяжении всего звукоряда, плавности и ровности переходов в legato.

Каждый элемент гаммы (собственно гамма, септаккорд, трезвучие и их обращения рекомендуется играть, не прерывая движение, на одно дыхание по два раза. Весьма удобно в две октавы располагаются в мажорных полутораоктавных гаммах доминантсептаккорд и его обращения. Арпеджио трезвучия состоит из следующих аккордов: вверх — трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, трезвучие; вниз — квартсекстаккорд, секстаккорд, трезвучие, квартсекстаккорд, секстаккорд.

Динамика исполнения гаммы — mezzo forte. При этом необходимо сосредоточить внимание на трудных для четкого исполнения звуках нижнего регистра. Уровень их громкости должен соответствовать динамике среднего и верхнего регистров гаммы.

Темп, в котором, играются гаммы, определяется техническими возможностями ученика. Как отмечалось выше, педагогу нужно следить за тем, чтобы ученик при быстром исполнении гамм не «подбрасывал» пальцы правой руки, а чтобы они поднимались вместе с клавишами вентилей, не отрываясь от них. Это одно из важнейших условий овладения аппликатурной техникой.

Система работы над гаммами на трубе
В гамме ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор звук фа берется октавой выше:
Система работы над гаммами на трубе

Изучение септаккордов и их обращений требует обычно дополнительного времени. Поэтому учащимся полезно играть доминантсептаккорды и вводные уменьшенные септаккорды и их обращения отдельно от гамм цепочкой в различных тональностях в нисходящем хроматическом порядке, например: доминантсептак-корд и его обращения staccato и legato от звуков до первой октавы, си, си-бемоль, ля, ля-бемоль, соль, фа-диез малой октавы, а затем от звуков фа, ми, ми-бемоль, ре, ре-бемоль первой октавы. В таком же порядке играется вводный уменьшенный септаккорд во всех минорных тональностях.

Уменьшенный вводный септаккорд легче и быстрее усваивается учениками, чем доминантсептаккорд, вследствие того, что во всех тональностях фактически существуют только три энгармонически заменяемых его вида. Достаточно выучить септаккорд от предельно низких звуков — фа-диез, соль и соль-диез, — чтобы в дальнейшем понять, что аппликатура этого аккорда во всех других тональностях полностью совпадает с тремя указанными выше септаккордами.

Например, уменьшенный вводный септаккорд соль минора аппликатурно совпадает с таким же аккордом тональностей си-бемоль, до-диез и ми минор; септаккорд соль-диез минора — с септаккордом си, ре, фа минора; септаккорд ля минора — с септаккордом до, ми-бемоль, фа-диез минора.

Система работы над гаммами на трубе
Постепенно, хроматической нисходящей цепочкой рекомендуется играть также и тонические трезвучия с их обращениями staccato и legato.

После изучения на первом этапе гамм по квинтовому кругу ученикам следует рекомендовать ежедневно играть не мажорную и параллельную ей минорную гаммы, а мажорную и одноименную минорную гаммы. Такое соотношение исполняемых гамм позволяет лучше выявить и подчеркнуть сходство и различие одноименных мажора и минора, а также выработать аппликатурную и интонационную стабильность в пределах определенного звукового диапазона.

При исполнении гамм нужно внимательно следить за точностью интонирования. Это относится не только к звукам, имеющим завышенную настройку: многие другие звуки требуют более четкой фиксации при помощи губ, дыхания и слуха, а иногда и изменения аппликатуры. Как всегда, необходимы уточнения вводных тонов, III ступени в мажоре, VI ступени в миноре и увеличенной секунды в гармоническом миноре и т. д. Некоторые ученики, играя тоническое трезвучие ля мажора, для облегчения открытый звук ми второй октавы берут комбинацией первого и второго вентилей. Применение дополнительной аппликатуры в таких случаях недопустимо.

Мажорные и минорные гаммы следует играть каждый день. Выучив одну тональность, переходить к другой. Вслед за прочным освоением всех гамм, септаккордов, трезвучий и их обращений нужно переходить к игре двух-четырех гамм каждый день в разных тональностях. После проигрывания одной гаммы и сопровождающих ее арпеджированных аккордов делается перерыв в 3 — 5 минут. Представляется интересной такая практика работы над гаммами, когда два или три ученика по очереди и без остановки играют каждый элемент гаммы, септаккорда и трезвучия, как бы «перехватывая» их один у другого. Получается своего рода соревнование. Лучший ученик (иногда и сам педагог) начинает играть один элемент, давая как бы эталон звучания, атаки звука, ритма; затем он отдыхает, слушая своего товарища. Такое попеременное чередование игровой нагрузки и отдыха дает возможность продолжительной работы над гаммами.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*