Звук, его стационарная часть, окончание или с другим звуком объединяются понятием «штрих». Этот термин произошел от немецкого Strich (черта, линия).
Штрихи издавна широко применяются в исполнительстве на струнных инструментах и в последние 40—50 лет начали постепенно осваиваться, проникать в исполнительство на духовых инструментах.
В советских школах и методических пособиях существовала путаница с определениями штрихов, с их графическими обозначениями и смешивание понятия штриха с исполнительским приемом. Более детально к их осмыслению в отечественной практике подошли Ю.Усов в книге «Методика обучения на трубе» и Т. Докшицер в книге «Путь к творчеству».
Т. Докшицер:
«Штрих включает в себя четыре технических приема звукообразования — это приемы извлечения звука, его ведения, окончания или соединения. Штрих следует рассматривать как технический прием и в то же время как средство музыкального выражения. Следовательно, штрих тесно связан с атакой звука, с его артикуляционной природой и одновременно с эмоционально-образным «произнесением» музыкального материала. При совместном музицировании в оркестрах этот термин перекочевал и к духовикам. Представления о штрихах у духовиков складывались самые общие, неконкретные. Только в наше время вопрос этот стал широко обсуждаться в методике. Теперь исполнители на духовых инструментах все чаще обращаются к вопросу о терминологии штрихов, стремятся проникнуть в суть этих исполнительских приемов, понять особенности и различия их звучания.
Мы уже знаем, что различия между штрихами не исчерпываются формулировками типа «немного жестче», «немного мягче», «короче» и т.п. Они основаны на принципиальных различиях, заключенных в приемах атаки, ведения, окончания и связывания звуков.
Может возникнуть вопрос: а нужно ли исполнителю знание штрихов? Ведь выдающиеся музыканты прошлого, такие как В. Вурм, Э. Тронье, В. Брандт, М. Табаков, М. Адамов, Ж. Арбан и другие играли великолепно, хотя в то время вопрос о штрихах еще не разрабатывался в методической науке. На это можно ответить так: в любой области искусства были таланты, которые интуитивно находили и применяли в своей практике еще не открытые наукой законы. Например, многие выдающиеся актеры не знали системы Станиславского, но все их творчество основывалось на приемах мастерства, которые позднее были обобщены в систему. И они, таким образом, опережали теорию в своей практике. Современная практика трубача ставит вопросы научного обоснования его деятельности. Изучение и осознанное применение штрихов — тому пример. Оно помогает исполнителю совершенствовать мастерство и экономить время обучения. Знание штрихов и владение ими означает осмысление процесса своего труда. Штрихи представляют собой сконцентрированные, уже готовые исполнительские приемы, в которых заложены навыки артикуляции, звуковедения, окончания и соединения звуков. Только зная штрихи и владея ими, можно заниматься интерпретацией музыки».
Штрихи не следует путать с техническими приемами. Технические приемы — это самостоятельно существующие способы ведения, соединения, тремолирования, скольжения и повторения звуков. Штрихи же — это сумма определенных технических приемов. Для характеристики штриха требуется не менее 3х технических приемов, таких как атака, основная часть звука и его завершение. Зачастую технические приемы могут быть исполнены при посредстве штрихов. Например, прием глиссандо выполняется штрихом легато. Кроме глиссандо штрихами не являются портаменто, фрулято и тенуто.
Таблица штрихов и исполнительских приемов
на трубе
Штрихи, исполняемые атакой языка | ||||
Название | Обозначение | Описание | Способ атаки | |
Деташе | неакцентированное начало, стационарная часть выдержана на одной динамике, окончание звука округленное, открытое без участия языка | Простая и вспомогательная | ||
Маркато | акцентированное начало звука, стационарная часть гаснущая, уходящая на диминуэндо, окончание звука открытое, без участия языка | Простая | ||
Мартеле | акцентированное твердое начало звука, стационарная часть выдержана на одной динамике, окончание звука закрытое, с участием языка. | Простая | ||
Стаккато | неакцентированный короткий звук, окончание звука открытое, без участия языка | Простая и вспомогательная | ||
Стаккатиссимо | неакцентированный сухой и отрывистый звук, окончание звука может быть как открытое, так и закрытое с участием языка для более явного слышания краткости звука | Простая | ||
Нон легато | неакцентированный напевный, короткий звук, с мягким, открытым окончанием | Простая | ||
Портато | мягкое подчеркивание звуков, связанных общим дыханием | Мягкая | ||
Штрихи, исполняемые без атаки языка | ||||
Название | Обозначение | Описание | ||
Легато | Плавное соединение звуков | |||
Маркированное легато | Подчеркнутое соединение звуков толчками воздуха | |||
Техническиеские приемы (не штрихи!) | ||||
Название | Обозначение | Описание | ||
Портаменто | Нет обозначения | Повторение звука с некоторой интонационной свободой | ||
Фрулято | Тремолирование | |||
Глиссандо | Скольжение | |||
Тенуто | Выразительное подчеркивание отдельного звука | |||
Специфические обозначения для трубы | ||||
Обозначение | Описание | |||
Знак, указывающий на место вдоха | ||||
Знак, указывающий на место вдоха с отводом мундштука | ||||
Знак, указывающий на место вдоха носом | ||||
Знак, указывающий смысловой музыкальный люфт, который может использоваться как момент вдоха |
Т. Докшицер
«Путь к творчеству»
Дополнено Andy
Картинки в таблице не отображаются :(