Штрихи на трубе

Звук, его стационарная часть, окончание или с другим звуком объединяются понятием «штрих». Этот термин произошел от немецкого Strich (черта, линия).
Штрихи издавна широко применяются в исполнительстве на струнных инструментах и в последние 40—50 лет начали постепенно осваиваться, проникать в исполнительство на духовых инструментах.
В советских школах и методических пособиях существовала путаница с определениями штрихов, с их графическими обозначениями и смешивание понятия штриха с исполнительским приемом. Более детально к их осмыслению в отечественной практике подошли Ю.Усов в книге «Методика обучения на трубе» и Т. Докшицер в книге «Путь к творчеству».

Т. Докшицер:
«Штрих включает в себя четыре технических приема звукообразования — это приемы извлечения звука, его ведения, окончания или соединения. Штрих следует рассматривать как технический прием и в то же время как средство музыкального выражения. Следовательно, штрих тесно связан с атакой звука, с его артикуляционной природой и одновременно с эмоционально-образным «произнесением» музыкального материала. При совместном музицировании в оркестрах этот термин перекочевал и к духовикам. Представления о штрихах у духовиков складывались самые общие, неконкретные. Только в наше время вопрос этот стал широко обсуждаться в методике. Теперь исполнители на духовых инструментах все чаще обращаются к вопросу о терминологии штрихов, стремятся проникнуть в суть этих исполнительских приемов, понять особенности и различия их звучания.

Мы уже знаем, что различия между штрихами не исчерпываются формулировками типа «немного жестче», «немного мягче», «короче» и т.п. Они основаны на принципиальных различиях, заключенных в приемах атаки, ведения, окончания и связывания звуков.

Может возникнуть вопрос: а нужно ли исполнителю знание штрихов? Ведь выдающиеся музыканты прошлого, такие как В. Вурм, Э. Тронье, В. Брандт, М. Табаков, М. Адамов, Ж. Арбан и другие играли великолепно, хотя в то время вопрос о штрихах еще не разрабатывался в методической науке. На это можно ответить так: в любой области искусства были таланты, которые интуитивно находили и применяли в своей практике еще не открытые наукой законы. Например, многие выдающиеся актеры не знали системы Станиславского, но все их творчество основывалось на приемах мастерства, которые позднее были обобщены в систему. И они, таким образом, опережали теорию в своей практике. Современная практика трубача ставит вопросы научного обоснования его деятельности. Изучение и осознанное применение штрихов — тому пример. Оно помогает исполнителю совершенствовать мастерство и экономить время обучения. Знание штрихов и владение ими означает осмысление процесса своего труда. Штрихи представляют собой сконцентрированные, уже готовые исполнительские приемы, в которых заложены навыки артикуляции, звуковедения, окончания и соединения звуков. Только зная штрихи и владея ими, можно заниматься интерпретацией музыки».
Штрихи не следует путать с техническими приемами. Технические приемы — это самостоятельно существующие способы ведения, соединения, тремолирования, скольжения и повторения звуков. Штрихи же — это сумма определенных технических приемов. Для характеристики штриха требуется не менее 3х технических приемов, таких как атака, основная часть звука и его завершение. Зачастую технические приемы могут быть исполнены при посредстве штрихов. Например, прием глиссандо выполняется штрихом легато. Кроме глиссандо штрихами не являются портаменто, фрулято и тенуто.


Таблица штрихов и исполнительских приемов
на трубе

Штрихи, исполняемые атакой языка
Название Обозначение Описание Способ атаки
Деташе неакцентированное начало, стационарная часть выдержана на одной динамике, окончание звука округленное, открытое без участия языка Простая и вспомогательная
Маркато акцентированное начало звука, стационарная часть гаснущая, уходящая на диминуэндо, окончание звука открытое, без участия языка Простая
Мартеле акцентированное твердое начало звука, стационарная часть выдержана на одной динамике, окончание звука закрытое, с участием языка. Простая
Стаккато неакцентированный короткий звук, окончание звука открытое, без участия языка Простая и вспомогательная
Стаккатиссимо неакцентированный сухой и отрывистый звук, окончание звука может быть как открытое, так и закрытое с участием языка для более явного слышания краткости звука Простая
Нон легато
неакцентированный напевный, короткий звук, с мягким, открытым окончанием Простая
Портато мягкое подчеркивание звуков, связанных общим дыханием Мягкая
Штрихи, исполняемые без атаки языка
Название Обозначение Описание
Легато Плавное соединение звуков
Маркированное легато Подчеркнутое соединение звуков толчками воздуха
Техническиеские приемы (не штрихи!)
Название Обозначение Описание
Портаменто Нет обозначения Повторение звука с некоторой интонационной свободой
Фрулято Тремолирование
Глиссандо Скольжение
Тенуто Выразительное подчеркивание отдельного звука
Специфические обозначения для трубы
Обозначение Описание
Знак, указывающий на место вдоха
Знак, указывающий на место вдоха с отводом мундштука
Знак, указывающий на место вдоха носом
Знак, указывающий смысловой музыкальный люфт, который может использоваться как момент вдоха

Т. Докшицер
«Путь к творчеству»
Дополнено Andy

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*

  1. Юрий

    Картинки в таблице не отображаются :(

    Ответить