Резонаторы на трубе

Качественный показатель звука на трубе во многом зависит от правильной работы резонаторов звукового аппарата исполнителя.

Следует помнить, что с точки зрения акустики звукообразование на трубе рассматривается как тройная связанная акустическая система (инструмент, губы, дыхательные пути исполнителя). Периодические сгущение и разрежение воздуха, возникающие под действием генерации губ, рождают звуковую волну в инструменте. Аналогичные ей колебательные движения, но с противоположной фазой, происходят в легких и дыхательных путях (резонаторах), которые в свою очередь играют важную роль в звукообразовании.

Главным резонатором является гортань. Во время игры она должна находиться в расширенном состоянии, напоминающем ее форму в момент зевка. К. Макбет в «Подлинной системе Луиса Маджио для медных духовых инструментов» не без основания отмечает, что при игре на трубе слог а должен быть постоянным в гортани. Он считает это основным правилом.

Активным резонатором является и полость рта. Расширенная гортань, округленная полость рта создают вместе необходимый резонирующий купол, который оказывает важное влияние на полноту, тембр и округленность звука. Следует помнить, что управление звукоизвлечением при игре на трубе — это управление не только дыханием, губами и языком, но и мышцами гортани, ротовой лолости.

Таким образом, роль языка в звукообразовании на трубе, в управлении струей воздуха значительна. Движения языка во время исполнения штриха legato очень эффективны. Исследования, проведенные в свое время в фонетической лаборатории Московской консерватории Г. Орвидом при участии доктора-фониатора В. Петрова, показали, что движения языка при исполнении на трубе штриха legato происходят преимущественно в передне-заднем направлении и в меньшей степени в вертикальном направлении.

Этот эксперимент опровергает еще бытующее в нашей методической литературе утверждение о том, что «при legato атакируется только первая из нот, объединенных знаком legato. Остальные залигованные ноты извлекаются без участия языка, путем перестройки амбушюра, включения вентилей и изменения напряжения воздушной струи». Такого же мнения придерживаются Б. Диков и А. Седракян, которые в статье «О штрихах духовых инструментов» пишут, что при legato «язык участвует лишь в воспроизведении первого звука; остальные звуки исполняются без участия языка, при помощи согласованных действий дыхательного аппарата, пальцев и губ играющего».

Управление струей воздуха осуществляется в четком соответствии языком и губами. Важное значение при звукообразовании приобретает уровень струи воздуха, через губную щель направленной в верхнюю или нижнюю часть чашечки мундштука. Он зависит от способа артикуляции звука и склада губ исполнителя. До недавнего времени считалось, что чем выше звук, извлекаемый на трубе, тем струя воздуха должна направляться музыкантом выше, то есть в верхнюю часть чашечки мундштука. Исследователь Ю. Гриценко, применив специально сконструированный им прибор «Тренажер», впервые в нашей стране провел серию экспериментов по изучению процессов, происходящих в валторновом мундштуке при образовании звука. Одним из важнейших результатов исследования, имеющим огромное практическое значение, стал вывод о том, что воздушная струя при игре на валторне всегда направлена в нижнюю стенку мундштука с некоторой угловой градиацией, определяемой высотой извлекаемых звуков. При этом создаются специфические условия: чем выше звук, тем больший занос струв воздуха вниз к ободку чашки мундштука.

Акустическое сходство звукообразования на валторне и трубе позволяет нам руководствоваться общими объективными закономерностями и использовать выводы Гриценко в практике исполнительства на трубе. В трубной же методической литературе вопрос о направлении струи воздуха в мундштуке или обходится молчанием, или трактуется неверно.

Луис Дэвидсон утверждает, что те музыканты, у которых есть, трудности, связанные с восходящим legato, должны найти ощущение, будто воздушная струя направлена в верхнюю часть мундштука. Вильям Костелло вообще строит весь свой метод обучения трубача и овладения им верхним регистром на воспитании устойчивого навыка направления струи воздуха в верхнюю часть чашечки мундштука.

К сожалению, две последние советские «школы» обучения игре на трубе также неверно трактуют процесс звукообразования. Вот что пишет С. Баласанян: «Изменение направления выдыхаемой через губную щель струи воздуха также в значительной степени помогает изменять высоту звуков. При извлечении звуков нижнего регистра полость рта самая большая (слоги то, до), струя воздуха направляется в нижнюю стенку ствола мундштука. По мере повышения звуков (слоги ту, ду, та, да) полость рта уменьшается, выдыхаемая струя направляется в центр мундштука. На самых: высоких звуках (слоги ти, ди) полость рта значительно сужается, а струя воздуха направляется в верхнюю часть мундштука». Подобного мнения придерживается А. Митронов: «Практикуется также постановка мундштука посредине обеих губ, то есть одна половина мундштука ставится на верхнюю губу, а другая половина — на нижнюю… Есть основание считать этот способ наиболее рациональным, так как при нем центр амбушюрного отверстия находится напротив отверстия мундштука и струя воздуха, направляемая непосредственно в отверстие мундштука, обеспечивает образование сильного, яркого, открытого, характерного для трубы звука. Такое положение мундштука в значительной степени предупреждает возможные срывы звука (киксы) и физически облегчает игру на трубе».

Положения о направлении струи воздуха в чашечке мундштука, выдвинутые на основании экспериментов Ю. Гриценко, показывают всю несостоятельность и необоснованность утверждений вышеуказанных авторов и ставят вопрос об изменении методики совершенствования игровых навыков в процессе звукообразования на медных духовых инструментах.

При атаке звука важную роль играет поддержка ее опёртым дыханием. Каждый звук, даже самый короткий по длительности, должен иметь некоторое продолжение. Как, например, скрипач, сыграв ноту, снял смычок, а его рука еще какое-то время двигается, имитируя продолжение звучания, так и трубач делает атаку звука определенной, но несколько утрированно затянутой.

Рассмотрев начало музыкального звука, его атаку, следует проанализировать с точки зрения работы мышц языка его стационарную часть и окончание. Музыкальный звук находится в постоянном движении. Меняются его динамика, тембр, вибрато. Поэтому определение основной части звука как стационарной довольно условно. Но по сравнению с атакой эта часть звука более устойчива, и именно она является основой тона. Даже самый короткий по длительности звук staccatissimo должен иметь полноценную, точную по времени стационарную часть с определенной интонационной высотой и характерным тембром трубы. Неправильно, если вместо полноценного staccatissimo слышен лишь треск неопределенной высоты.

У продолжительных звуков стационарная часть еще более важна, чем у коротких. От характера ведения звука зависят его интонация, тембровая окраска, певучесть, полнота, вибрато. Именно в стационарной части решающее значение приобретает артикуляционный прием, связанный с гласными а, у, и. Согласные т, д, к относятся к характеру атаки звука, гласные — к его ведению, к соединению, то есть к стационарной части.

Правильное ведение звука в его стационарной части предполагает опёртое дыхание, выдох которого регулируется необходимыми мускульными движениями мышц языка и губного аппарата. Необходимо стремиться к тому, чтобы научиться играть продолжительные звуки одной громкости в нюансе mezzo forte; те же протяжные звуки — в нюансах forte и piano; уметь играть динамические переходы от piano к forte и обратно. От этого во многом зависит мастерство ведения звука.

Окончание звука, как и атака, бывает мягким или более резким. Это зависит от характера исполнения музыки и движений, выполняемых языком и дыханием. Остановить звук (прервать) можно двумя способами: прикосновением кончика языка к губной щели, что прерывает колебания губ, и прекращением посыла легкими воздушного потока, снижением его интенсивности.

Если первый способ предполагает движение языка, сходное с мысленным произношением фонем тут, тат, тит или дуд, дад, дид, то второй способ связан со слогами ту, та, ти или ду, да, ди. Процесс затухания звука при этом несколько растягивается, так как мышцы управления дыханием менее подвижны и проворны, чем мышцы языки и губ. Первый способ окончания звука применяется в практике очень редко, например при исполнении secco в отдельных специфических случаях. Второй способ является основным, так как язык обычно при окончании звука не выполняет функций клапана.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*