Психология сцены

Сценическое волнение — проблема, интересующая всех музыкантов во все времена. Не смотря на больше количество литературы, статей, советов, рекомендаций, тем не менее вопрос — почему одни сильно боятся выступать, а другие нет, не теряет своей актуальности. Причем боязнь выступать на сцене совсем не напрямую связана с владением инструментом, а даже порой здесь мы можем встретиться с парадоксальными ситуациями — когда музыкант прекрасно владеет инструментом, но боится выступать.

И наоборот, музыкант довольно средний, зато на сцене чувствует себя совершенно свободно. Психологи сходятся в том, что боязнь выступать перед публикой – это результат нашего внутреннего психологического состояния, результат наших мыслей и представлений о себе и обществе.

Можно по глубже рассмотреть возможные причины сценического волнения, опираясь на научные исследования, так как неизвестность и всякого рода домыслы могут еще больше подливать раздражения и уводить от правильного подхода в решении этой проблемы.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ

Психологи утверждают, что практически не существует музыканта, да вообще любого человека, которого не охватывало бы чувство волнения перед выходом на сцену, и в общем этого никто и не скрывает, даже наоборот, многие музыканты откровенно признаются, что волнуются довольно сильно, но они же говорят, что волнение это неотъемлемая и даже необходимая часть их концертной деятельности и вообще без волнения их игра была бы не так интересна и ярка. Это нормальное волнение присущее всем живым здоровым людям и многим оно даже необходимо, такое волнение подстегивает исполнителя, давая ему дополнительные вдохновение и энергию, заставляя его выкладываться в полную силу, полностью отдаваться исполнению.

В истории есть много примеров, когда многие музыканты по настоящему «раскрывались» именно на публике. Как бы ни описывали свое волнение сами музыканты, их состояние прекрасно можно определить по их лицам и движениям. Как правило у большинства хороших музыкантов во время игры лица излучают спокойствие, уверенность и сосредоточенность, у некоторых так вообще просто умиротворенное состояние. Такого не могло произойти, если бы они не были совершенно спокойны и выступление не приносило бы им удовольствие. И возможно, что значительная доля становления их в качестве больших музыкантов, заложена именно в «умении» раскрепощенно чувствовать себя на публике и, даже более того, вдохновляться энергией зала и получать от зрителей дополнительный заряд.

Вот что на этот счет считают психологи:

Волнение, возникающее перед предстоящим сольным выступлением — вполне адекватная реакция организма. В то же время, выступающий не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда ему предстоит продемонстрировать свои таланты. Психологи подчеркивают, что умеренное количество волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно… но это справедливо лишь до определенного предела волнения, после которого оно лишь мешает выступать. (Здесь и далее выделенный текст – выписки из статей по психологии).

Одним словом волнение перед выходом на сцену – это совершенно нормальное и обычное состояние здорового человека. При этом во время игры на сцене это волнение даже помогает выступить лучше и интереснее.

СТРАХ СЦЕНЫ

Если музыкант не способен «справиться» со своим волнением и на публике чувствовать себя спокойно и естественно, никакой талант, никакие природные данные ему не помогут, потому что он просто не сможет реализовать перед зрителями свои умение и одаренность. Чрезмерно сильное волнение просто скует его и от его таланта и мастерства попросту ничего не останется.

Если у музыканта на сцене волнение переходит в состояние близкое к панике, ведущее к отсутствию контроля над собой, обычным волнением это конечно назвать уже нельзя. Мало того, паника не имеет ничего общего с «нормальным» волнением. Это уже гипертрофированное волнение, а если говорить правду, то в сущности это самый обыкновенный страх. Причины этого страха заложены только в «голове» самого человека. Страх перед публичными выступлениями — результат состояния мыслей человека.

ПСИХОЛОГИЯ

Сильная форма такого страха в психологии называется фобией. Фобия (в переводе с греческого — страх) — иррациональный, неконтролируемый и не объяснимый объективными причинами навязчивый страх, постоянно действующий по отношению к какому либо действию или ситуации. Обычный страх от фобии собственно и отличается тем, что фобия – это неестественный страх в ситуации, не несущей никакой реальной опасности.

Фобии и страхи- это не болезнь, а ошибка восприятия себя и мира.

Медицина насчитывает просто огромное количество различных фобий по отношению ко всевозможным предметам, действиям, явлениям, да чуть ли не почти что ко всему, что окружает и даже не окружает нас, некоторые из фобий на столько нелепы, что в них трудно поверить, как например: боязнь пуговиц, боязнь длинных слов, боязнь не понять смысл прочитанного, боязнь нахождения предметов справа от вас, боязнь бородатых, боязнь папы Римского и т. д… И тем не менее они признаны медициной и официально считаются психическими расстройствами.

Страх публичных выступлений чрезвычайно распространенная фобия, является одним из видов социальной фобии, то есть действует по отношению к обществу, скоплению людей (боязнь исполнения каких-либо общественных действий, например, публичных выступлений). В психологии этот страх имеет также названия пейрафобия или глоссофобия.

ПРИЧИНЫ СТРАХА

Можно выявить два основных вида причин, приводящих к сильной неуверенности на сцене. Условно назовем их внешними и внутренними. Внешние – это причины действующие на человека извне: постоянная критика, психологическое давление, недовольство со стороны определенных людей. Внутренние – причины связаны с самой натурой человека с его внутренним миром.

ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ

Внешними причинами зарождения страха публичных выступлений может послужить, по большому счету, что угодно: замечания, придирки, требовательное отношение, критика вашей игры, постоянное недовольство вами. Главное, что это «что угодно» крепко «засело» в вашей голове. Психологи считают, что наибольшую возможность попасть в группу риска имеют дети у которых слишком строгие и требовательные родители. Тогда сюда можно еще включить слишком строгих и требовательных педагогов. Такой тип страха можно охарактеризовать как запуганность человека со стороны общества. «Запуганный» постоянно будет ждать критики и недовольства, он будет пытаться всеми силами «угодить» лицам, критикующим его, и все равно внушение, что он недостаточно хорош, будет его преследовать.

Как результат, такой человек только и будет думать о том, что у него может не получиться и этим он «расстроит» людей, которые «столько в него вложили»! Подтверждением этому может служить факт, что некоторые исполнители особо волнуются, когда в зале присутствует кто то из родителей или педагог, или любой другой, перед которым выступающий психологически «не свободен». Но дело не только и не столько во внешних причинах, потому что на кого то они действуют, а на кого то нет.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Внутренние причины страха публичных выступлений довольно интересны. Психологи считают, что психологический комфорт в общественной деятельности во многом зависит от нашего внутреннего отношения с обществом в целом: на сколько мы «внутри» ассоциируем себя частью общества, как принимаем общество, как чувствуем себя в обществе. Если вы по каким либо причинам ощущаете внутренний конфликт (столкновение) с обществом — воспринимаете общество как чуждое, или даже «враждебное» по отношению к себе («боитесь людей»), то выступая перед обществом «чуждых», вы подсознательно будете ждать от него оценки, можно сказать, будете ждать примет ли оно вас или нет. Не секрет, что многие люди слишком большое значение придают тому, что о них подумают, как их оценят, что про них скажут, слишком дорожат общественным мнением… И тут как раз можно получить ответ на вопрос — почему при одинаковых «внешних» условиях воспитания и обучения, в одних закрадывается страх, а в других нет.

Человек, ощущающий себя «своим» в обществе, воспринимающий общество как «свое» и уверенно чувствующий себя в обществе людей, включая незнакомых, не будет так бояться оценки и «суда» общества, даже если у него что то не получается. Ему нет необходимости что то доказывать, быть каким то идеальным, даже если его поругают и покритикуют, все равно он «свой», он будет воспринимать критику совершенно нормально. Как в семье – поругали, ну и что, все равно меня любят. Совсем другие эмоции переживает человек «ограждающийся» от общества. У такого человека внутри постоянный скрытый конфликт, каждое выступление он может воспринимать как «сражение». Особенно это чувство увеличивается, если он выступает в незнакомом месте и перед незнакомыми людьми.

Здесь можно провести параллель с утверждением психологов о том, что очень часто сильный страх публичных выступлений – следствие чрезмерной гордости (иначе называемой гордыней) и высокомерия.

Обычное чувство гордости психологи характеризуют как положительно окрашенную эмоцию. Гордость можно испытывать за хорошие результаты в учебе, за какие то достижения, за хорошую оценку своей работы, за свою страну, в конце концов.

Чрезмерная гордость проявляется совсем по другому. Гордец вычленяет себя из общества и превозносится над ним. Люди наделенные внутренней гордыней, просто говоря, считают себя «лучше» других, отсюда берутся высокомерие, надменность и многие другие неприятные качества. Но как правило чрезмерная гордость – просто результат искаженного восприятия себя и мира. Часто люди страдающие гордыней по сути представляют собой обыкновенный «мыльный пузырь» и их «гордый образ» является лишь внешним прикрытием и защитным механизмом поведения на почве неуверенности в себе.

Такие горделивые натуры на самом деле довольно уязвимы, так как часто бывает, что их представление о себе совершенно не обоснованно. А на сцене им приходится на деле доказывать свое «превосходство», что конечно же порождает страх быть «разоблаченным». Мало того, там где «обычный» человек спокойно воспринимает свои ошибки, да и в принципе может позволить себе «не блистать», индивидуум с чрезмерной горделивостью считает, быть лучшим – дело чести. Как раз боязнь возможного «провала», у таких людей и вызывает панический страх выступать.

Если человек не боится сыграть неудачно, или даже плохо, чего ему тогда «дрожать»?

Я уверен каждому из нас встречались «уникальные» люди, которые не сильно владея игрой на инструменте, «сильно владели» умением выступать. Если доверяться здравому смыслу и рассуждать логически, то такие музыканты больше других должны бояться выступать на сцене, а они там чувствуют себя прекрасно и, более того, порой играют лучше всех. Потому что у них нет конфликта с обществом, они его не боятся, просто не боятся и все. Им все равно перед кем играть: что он играет перед зеркалом, что перед большим количеством зрителей. Они играют так, как играют и совершенно не чувствуют себя ущербно, потому что их по большому счету не сильно интересует оценка зрителей и мнение окружающих на их счет. Мы же не боимся стоять в вагоне метро перед большим количеством народа — вот у них практически такое же состояние на сцене. Отсутствие негативных мыслей, помогает им собраться и выступить «в полную силу».

Очень часто страх перед публикой проявляется у людей — перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку слишком дорожить общественным мнением.

Еще одно утверждение психологов: страх выступать испытывают натуры, склонные к перфекционизму. Перфекционисты – люди подверженные стремлению к некому идеалу, предъявляющие к себе и к окружающим высокие требования, считающие что они должны быть идеальными (кстати это тоже может быть прямым результатом «работы» родителей и педагогов) и очень болезненно реагирующие на свои ошибки и критику окружающих. Со временем потребность постоянно соответствовать идеальным стандартам и «ожиданиям» других людей, может сделать их просто заложниками своих повышенных требований и взять над ними психологическую власть. Если вам ничего не мешает считать себя идеальным, то это замечательно, но если вы в какой то момент начинаете чувствовать дискомфорт от несоответствия желаемых представлений о себе и фактического состояния, то это может перерасти во внутренний конфликт, порождающий сильную неуверенность в себе.

Как можно заметить, в сущности все «внутренние» причины очень схожи между собой. У них один корень – внутренний конфликт личности с обществом.

ПРИЗНАНИЕ СВОЕГО СТРАХА

Первым шагом в терапии является признание существования проблемы, чего многие люди избегают на протяжении многих лет, так как им кажется, что это стыдно. В дальнейшем суть лечения состоит в том, чтобы осторожно приближаться к своему страху, постепенно осознавая, что он иррационален, и никакой угрозы на самом деле встреча с ним не представляет.

Музыкант действительно боится выступать, но его гордость, его разум и весь его внутренний мир протестуют против этого факта, он пытается убедить себя, в том, что это не так, пытается найти любые отговорки, скинуть вину с себя на что угодно или кого угодно, лишь бы не признавать это очень обидное обстоятельство. Называется «боюсь сказать боюсь!». Психологи считают признание своего страха — началом избавления от него.

ПЕРЕД СЦЕНОЙ ВСЕ РАВНЫ

Допустим мы признались себе в существовании страха. Какие наши дальнейшие действия? А дальнейшие действия должны быть направлены на постепенное изживание нашего надуманного нами же страха, только не путем борьбы и «волевых» сражений с ним, а путем понимания его необоснованности.

Что при этом необходимо знать?

Во – первых: страх перед сценой, по данным психологов, испытывают 95-96% людей. Это уже говорит о том, что почти каждый в той или иной мере перед выходом на сцену чувствует волнение и дискомфорт. Вопрос в другом, на сколько кто удачно справляется со своим волнением. И главное, полезно понять, что Вы в этом деле не редкий «эксклюзив», а значит все люди перед сценой равны.

Во – вторых: психологи утверждают, что боязнь сцены вполне излечима, причем даже самостоятельно, ну за редким исключением сильно запущенных случаев, когда требуется помощь психолога. И даже в этом случае она излечима с помощью психолога.

В – третьих: серьезными проблемами выступления на публике страдали многие выдающиеся музыканты, артисты и политики. И если они достигли значительных высот в профессии, значит сумели «договориться» с собой и научились избавляться от своей боязни. Это еще один аргумент в пользу укрепления уверенности, что это возможно всем!

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Теперь надо с чего то начинать. Начните с разбора ваших чувств – чего именно вы боитесь играя со сцены? Как правило подавляющее большинство боится одного и того же – мнения слушателей на свой счет, оценки слушателей; в голове вертятся мысли: что обо мне подумают, что скажет тот, что скажет этот, надо сыграть хорошо, а вдруг не получится, теперь все только обо мне и будут говорить, я стану объектом насмешек…и всякая такая ерунда. Специалисты говорят, что именно боязнь «опозориться», боязнь не оправдать чьих то там ожиданий и надежд, является самым главным фактором рождения страха.

Давая себе право на ошибку и даже на возможную неудачу, человек открывает путь к психологической свободе.

«Мне нравится играть, я хочу играть, я играю для себя и в свое удовольствие»! Если вы хотя бы на мгновение «поймаете» ощущение, что вам действительно не важно кто и что про вас подумает, если вы сможете убедить себя в том, что вам по большому счету «наплевать» на мнение окружающих, будь это любимая бабушка, «авторитетный» друг, строгий педагог или «страшный дирижер», вы почувствуете настоящее психологическое облегчение, спокойствие, а главное – желание выступать. Тем более, что именно преувеличенным и даже можно сказать искаженным чувством ответственности и необходимости соответствия по отношению к кому бы то ни было, человек сковывает себя психологическими «цепями» собственного производства.

Специалисты также советуют особо волнующимся личностям признать публично свой страх. Тем самым вы снимаете с себя часть ответственности.

В качестве поддержки откровенно признайтесь друзьям и педагогу что сильно волнуетесь, не надо это держать в себе. Тем самым скиньте с себя искусственный ореол бесстрашного героя, которому необходимо соответствовать.

Если уж многие известные музыканты и артисты с экранов телевизоров на весь мир не стесняясь частенько рассказывают о том как им было страшно, что каждый выход на сцену для них стресс и не находят в этом ничего предосудительного, что уж нам то в этом признаться!

Я часто наблюдал за поведением детей (8 – 11 лет), перед выступлениями, экзаменами. Самое интересное, что дети, которые без стеснения признаются что им страшно, что они чуть ли не дрожат от страха, на сцене как раз играют довольно успешно. Они честно «исповедуются» перед педагогом, который для них в этом возрасте конечно самый большой авторитет и главный судья, и тем самым, как бы скидывают с себя ответственность за свой возможный «провал».

РЕКОМЕНДАЦИИ И СОВЕТЫ

Как не крути, но именно наши мысли и являются главной причиной возникновения волнения перед выступлением. Поэтому что бы побороть волнение нам нужно поменять свой образ мышления!

Конечно трудно быть уверенным в себе на «пустом месте». Вряд ли возможно чувствовать себя свободно на сцене без достаточного «запаса прочности» — достойного владения инструментом, без хорошей подготовки, безукоризненного знания текста. (Хотя и такие уникумы встречаются). Но мы как раз рассматриваем случаи, когда все вышеупомянутые условия соблюдены, а музыкант все равно чрезмерно волнуется и не может «собраться» на игру. «Хороший музыкант, но может не сыграть» — я слышал это выражение от замечательного дирижера А. Н. Лазарева. Если вдуматься, получается противоречие, как же может не сыграть, если он хороший музыкант? В том то и дело, что музыкант хороший, но «по каким то причинам» может не сыграть … А это еще раз доказывает, что чрезмерное волнение может не напрямую зависеть от владения инструментом, зато напрямую от наших мыслей.

Каждый профессиональный музыкант, имеющий в той или иной мере опыт выступлений, может дать много полезных советов на эту тему, так как ему самому приходилось преодолевать сценическое волнение.

Почти все советы и рекомендации разными словами сходятся в одном – по проще, по легче психологически и без лишнего драматизма относиться к выступлениям. Настраиваться на саму игру, а не думать о каких то «привидениях».

Часто бывает что уже задолго до предстоящего выступления музыкант, зная свой недуг, психологически попросту «сдается». Он понимает – сколько ни занимайся, сколько не репетируй, на сцене им опять овладеет паника и вся подготовка пойдет насмарку. Этого делать совершенно не нужно, как раз наоборот, таким натурам необходимо задолго начинать себя настраивать на выступление. Психологическая подготовка к выступлениям – наиважнейший фактор. Не надо ни в коем случае бороться со своим страхом, совершать волевые усилия, сопротивляться ему, убеждать себя в том — что вот на этот раз этого не произойдет! Это совершенно бесполезно, страх сидит в подсознании и волей его не подчинить. Наше подсознание, это наше «второе Я», оно не разумно, и сила воли на него не действует. С подсознанием можно лишь договориться «по хорошему», постараться убедить безосновательность его тревожности и страхов к тому или иному. Психологи рекомендуют не сопротивляться, а «впустить» свой страх, приблизиться к нему, отдаться ему и настроить себя на то, что вполне возможно выступать вместе с ним. Парадоксально, но как раз в случае когда человек не отталкивает от себя свой страх, страх постепенно улетучивается.

Одним из самых эффективных в постепенном нейтрализации страха, считается метод, суть которого заключается в том, что бы на репетициях мысленно максимально приближать себя к атмосфере выступления, представлять себя на сцене, представлять полный зал слушателей, я думаю каждый сам знает что или кого ему лучше представить. Главное максимально ввести себя в атмосферу концерта и почувствовать себя внутри этого психологического состояния («испугаться» заранее). Очень многие выдающиеся музыканты и актеры прибегали именно к этому методу и отмечали, что это им действительно помогало, некоторые даже объявляли свой выход, для пущей убедительности. Мысленно представляя себя на сцене, находясь дома, мы все равно испытываем некоторый трепет, и это помогает постепенно привыкнуть к такому состоянию, так что сам выход на сцену уже может «напугать» на много меньше.

Тем не менее надо понимать, что научиться выступать «теоретически» – не возможно. Решить проблему выступлений можно только на сцене, только там все «по настоящему», но умение подготовить себя заранее, «пережить» приближенную к сцене психологическую атмосферу — является очень немаловажным фактором успеха.

Перед выступлением так же необходим «правильный» настрой, позитивный заряд. Позитивные слова и установки даются с целью отвлечь «плохие» мысли, не дать им завладеть вами.
Очень позитивно, например, влияет ощущение желания выступать, (в отличие от ощущения необходимости выступать). Замените слово Надо — на слово Хочу: мне хочется сыграть, я хочу поиграть зрителям, я волнуюсь, но очень хочу выступить! Мне надо сыграть, я хочу сыграть, согласитесь смысл очень разный.

Не стоит выходить на сцену с мыслями о том, что вам необходимо кому то что то доказать, кого то покорить своей игрой, такие мысли совсем не гарантируют спокойствия и душевного равновесия. Многие музыканты рекомендуют вообще не думать о результате своего выступления, а учиться концентрироваться на самой игре и получать удовольствие от процесса игры — от исполнения музыки, от собственной трактовки произведения, да просто от игры на любимом инструменте, «быть наедине с музыкой».

Довольно хорошую психологическую свободу может дать выражение «сыграть по – своему»: как чувствуешь, как хочешь, как удобно. «Удобно» — это вообще ценнейшее ощущение! Удобно – это свобода, комфорт, естественность.

Хочу привести слова знаменитого балетмейстера и педагога А. Я. Вагановой, автора книги «Основы классического танца», ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. Так вот Ваганова говорила: «лучше плохо, но по – своему!». Кстати это выражение часто приводила в пример М. М. Плисецкая.

В этих словах заключена большая сила, когда человек знает что можно играть по – своему, он раскрепощается, на него на много меньше давят чувства обязанности и необходимости сделать как то «правильно», он может быть собой, ему разрешено быть собой, он позволяет себе раскрыться и результат здесь бывает на много лучше. Возможность быть собой, очень поможет в дальнейшем найти именно свою игру, научиться меньше зависеть от общественного «давления» и спокойно делать свое дело. Старайтесь воспринимать себя, подавать именно себя, а не стараться соответствовать чужим представлениям о себе и пытаться что то из себя изображать. В конечном результате именно Вы какой есть, настоящий, будете интересны как в творчестве, так и в жизни. А если учесть что в любом деле (вне зависимости от результата) обязательно найдется какое то количество «критиков», недовольных и просто «злопыхателей», то и пускай себе покритикуют и «позлопыхают», пускай посмеются над вами, если им этого так хочется…

Довольно ощутимую помощь перед выступлением приносят так же разного рода физические разминки — можно попрыгать, помахать руками, поделать любые самые простые движения, такие упражнения помогают растрясти себя, что бы избежать скованности тела и «застоя» энергии перед игрой. А вообще хорошая физическая форма очень положительно влияет на уверенность человека.

Экспериментируйте, здесь все средства хороши, главное что бы они принесли реальную помощь. К студентам это имеет наибольшее отношение, пока вы учитесь, у вас на много больше времени и возможностей искать и экспериментировать, учиться не только владеть инструментом, но так же учиться выступать. Если учесть что публичные выступления – неотъемлемая составляющая профессии музыканта, то учиться выступать (владеть собой), наверное, не менее важно, чем учиться владению инструментом.

«СИЛОВЫЕ МЕТОДЫ»

С осторожностью надо относиться к «силовому» решению проблемы сценического волнения. Зачастую такие «команды», как: соберись, мы верим в тебя, надо сыграть хорошо, возьми себя в руки, не подведи…и похожие другие, могут произвести обратный эффект. Если такое «намагничивание» кому то и поможет, то страдающему действительными проблемами оно может еще больше навредить. Такие «жесткие» установки по большей мере рассчитаны на волевое выбивание одноразового результата и уж точно не способствуют психологическому спокойствию выступающего. Средства рассчитанные на нейтрализацию сильного волнения, должны быть противоположные, отвлекающие тревогу и негативные мысли. Тем более что и сам выступающий, без подсказок, прекрасно понимает, что ему нужно собраться, взять себя в руки и смочь. Только проблема в том, что именно это у него и не получается.

В некоторых случаях большую помощь в умеренных психологических проблемах оказывает игнорирование этой проблемы со стороны близких людей, так как заострение внимания на проблеме, постоянное напоминание о ней даже с самыми благими намерениями, еще больше могут усугубить ее действие. Иногда полезней просто оставить человека «в покое». Доброжелательное отношение и доверие помогают лучше любых советов. Если студент или даже профессиональный музыкант почувствует доброжелательное отношение (со стороны педагога, дирижера, коллег), то одно это может вселить в него уверенность и избавить от лишнего напряжения. И наоборот, любого самого психологически устойчивого человека можно довести до срыва, постоянными придирками, недовольством и заведомой недоброжелательностью.

Большинство музыкантов справляются с проблемой выступлений самостоятельно, как правило это происходит еще в студенческие годы, и многие считают, что боязнь сцены у других – это просто слабоволие, не умение взять себя в руки. Возможно это действительно так, но психологи утверждают, что если эта проблема укоренилась, одной волей ее уже не решить, здесь придется прибегать к «хитрости» (обману мыслей). Кстати «популярное» выражение музыкантов: «И не такие концерты заваливали», как раз из категории «хитрости», его смысл направлен на уменьшение чувства ответственности за предстоящий концерт, путем уменьшения значимости самого концерта.

Страх публичных выступлений – это дурной плод нашего воображения. Его нет. Мы сами его выдумываем. Ну а уж если мы сами его выдумываем, не лучше ли тогда выдумывать что нибудь веселое…

Как и во многих других областях, в этом деле очень может помочь чувство юмора. Посмотрите на свою боязнь с юмором, например представьте что ваши «суровые» педагоги сами, в свое время, на экзаменах и концертах «тряслись» перед своими «суровыми» педагогами, а те, в свою очередь — перед своими. Да и самим выступлениям не стоит придавать чрезмерную серьезность, наоборот – представьте что вы выступаете на веселом шоу, вы психологически расслабитесь, а расслабившись, как раз сможете сконцентрироваться на своей игре, на процессе исполнения музыки.

Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

P. S.

Углубившись в проблему сценического волнения и изучив не мало разной психологической литературы, я пришел к выводу, что при оптимизме в возможности положительного решения этой проблемы и при абсолютной солидарности специалистов в методах ее решения, тем не менее нет единого рецепта и средства одинакового для всех. Эту проблему можно назвать очень «личной». Вся методика направлена на выталкивание из головы «дурных — деструктивных» мыслей. Конечно это серьезная психологическая «работа» с собой и конечно избавление от этого недуга, если он крепко «засел» в подсознании, произойдет не сразу и не быстро, но еще раз повторимся, стоит лишь хоть раз «зацепить» ощущение здорового безразличия к мнению окружающих, хоть раз суметь «скинуть» с себя завышенную ответственность, не думать о результате, а сфокусировать мысли только на самом исполнение музыки и поймать ощущение «играю не для кого то, а просто играю», то считайте, что вы на верном пути и избавление от неконтролируемого волнения – лишь дело времени. Вполне естественно, что настраиваться и «собираться» необходимо перед каждым выступлением, но знание «правил» на много облегчит эту задачу и с каждым разом это будет делать легче и эффективнее.

На мой взгляд не стоит отпускать эту проблему на «самотек», в любом случае по экспериментировать с собой, попытаться найти «ключик» к своим мыслям, лучше (тем более это даже интересно), чем смириться с этим недугом, считать себя ущербным неудачником и отказываться от такого удовольствия — играть на сцене.

Луценко. С. А.

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*