Первый класс
В течение первого года обучения рекомендуется проводить занятия на корнете. Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.
Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Извлечение натуральных звуков: «до», «соль» первой октавы, «до» второй октавы. Ознакомление с понятием атака звука.
Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от соль малой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.
Практическое овладение навыками исполнения интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.
В течение учебного года проработать с учеником: гаммы До, Си бемоль, Ре мажор и ля минор в одну октаву, целыми и половинными длительностями в медленном темпе, тонические трезвучия в прямом движении; 18—24 этюдов и упражнений; 8—10 разнохарактерных пьес:
- Бетховен Л. Торжественная песня
- Украинская народная песня «Журавель»
- Бах И. С. Пьеса
- Газизов Р. Веселый пешеход
Второй класс
Продолжение занятий на корнете. Совершенствование исполнительского аппарата учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до «соль» малой октавы, вверх до «фа», «соль» второй октавы.
Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато.
Развитие навыков исполнения интервалов: секста, септима, октава. Привитие элементарных навыков чтения с листа и игры в ансамбле духовых инструментов.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно, половинными и четвертными длительностями в медленном темпе; тоническое трезвучие в прямом движении;14—18 этюдов и упражнений; 8—10 разнохарактерных пьес в том числе ансамбли).
- Бетховен Л. Сурок
- Чешская народная песня «Богатый жених»
- Чайковский П. Старинная французская песенка
- Щелоков В. Шутка
Третий класс
Возможен перевод учащегося на другой инструмент (трубу). Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев развитие дыхания.
Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до фа-диез малой октавы, вверх до соль, соль-диез второй октавы. Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. Знакомство со штрихами нон легато и маркато. Работа над улучшением качества звука.
Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы в медленном и умеренном темпах. Изучение партий корнетов, труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения нот с листа.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до четырех знаков включительно, в одну-две октавы, четвертными длительностями в медленном и умеренном темпах, штрихами деташе и легато; тонические трезвучия в прямом движении с обращениями в медленном темпе; 14—16 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).
- Балясанян С. Этюд № 111
- Глинка М. Жаворонок
- Прокофьев С. Марш
- Чайковский П. Шарманщик поет
- Косенко В. Скерцино
Четвертый класс
Дальнейшая работа по совершенствованию исполнительского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания.
Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до ля, си второй октавы. Дальнейшая работа над улучшением качества звука.
Развитие навыков исполнения интервалов: нона, децима, ундецима в медленном темпе. Знакомство со вспомогательной аппликатурой, хроматической гаммой.
Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до пяти знаков включительно, тонические трезвучия в прямом движении и их обращения четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе; 14—16 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес одно-, двух-, трехчастной формы (в том числе произведение крупной формы, а также ансамбли).
- Моцарт В. Сонатина
- Раков Н. Вокализ № 2
- Глинка М. Северная звезда
- Щелоков В. Концерт (детский)
Пятый класс
Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента
Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до до, до-диез третьей октавы, вниз до педальных звуков.
Дальнейшее совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато.
Изучение оркестровых партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения с листа.
В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, их тонические трезвучия и доминантсептаккорды в прямом движении с обращениями четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе, хроматическую гамму; 10—12 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе 1, 2 произведения крупной формы, а также ансамбли).
Экзаменационные требования:
На экзамене учащийся должен исполнить: гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии), один этюд, три пьесы различного характера или одну пьесу и одно произведение крупной формы (концерт, соната).
- Баласанян С. Этюд № 12 (25 легких этюдов)
- Щелоков В. Концерт № 3
- Кюи Ц. Восточная мелодия
- Вурм В. Этюд
- Асафьев Б. Скерцо
- Чайковский П. Ариозо воина
- Шуберт Ф. Баркарола
Шестой класс
Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося.
Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления, совершенствование фразировки (выразительности) исполняемых произведений и навыков самостоятельной работы над ними.
Дальнейшая работа над улучшением качества звучания инструмента в пределах всего диапазона извлекаемых звуков,
Исполнение гамм является обязательным только для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения, особенно в верхних и нижних регистрах (включая работу над педальными звуками).
Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато. Знакомство со вспомогательной атакой звука (двойным и тройным стаккато).
Совершенствование навыков чистого интонирования, исполнения мелизмов: форшлаг (короткий и долгий), мордент, группето.
Изучение оркестровых партий корнетов и труб по программе оркестрового класса, совершенствование навыков чтения нот с листа.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, их тонические трезвучия, доминантсептаккорд, уменьшенный вводный септаккорд в прямом движении с обращениями восьмыми и шестнадцатыми длительностями в умеренном темпе; 12—14 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес, в том числе 2, 3 произведения крупной формы (соната, концерт), а также ансамбли.
Экзаменационные требования:
На экзамене учащийся должен исполнить один этюд, пье¬су, концерт, а также гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии
- Гамма Ми мажор
- Баласанян С. Этюд № 20 (25 легких этюдов)
- Тартини Д. Ларго и аллегро
- Пескин В. Концерт № 2
- Гамма Ля-бемоль мажор
- Баласанян С. Эпод № 13 (25 легких этюдов)
- Альбинони Т. Концерт Ми-бемоль мажор
- Чайковский П. День ли царит