Принципы работы над этюдами на трубе

Этюд — это пьеса, преследующая какие-либо педагогические цели (усвоение технического приема, мелодико-интонационной и метроритмической трудности и т. д.) и связанная с развитием у ученика того или иного исполнительского навыка. К числу таких навыков у трубача относятся четкость и подвижность языка, гибкость и устойчивость амбушюра, быстрота и синхронность аппликатурной техники, широта и активность дыхания, стойкое метроритмическое чувство, внутренний музыкальный слух и т. д.

Этюды занимают промежуточное положение между упражнениями и музыкально-художественными пьесами. Если упражнение строится на одной звуковой формуле, то в этюде формул несколько и они варьируются, развиваются, чередуются. Игра этюдов позволяет ученику сосредоточить большее внимание на преодолении двигательных трудностей, чем исполнение пьес. В то же время этюды требуют определенной эмоциональной выразительности, почти отсутствующей при занятиях упражнениями. Этюды в отличие от упражнений являются законченными по форме сочинениями, несущими в себе определенное художественное содержание. Но основное их назначение, повторяем, — разработка на музыкальном материале тех или иных видов техники трубача. Работа над этюдами способствует развитию навыка чтения нот с листа, накоплению исполнительского опыта, освоению лучших образцов инструментальной, в данном случае трубной литературы.

В педагогической практике существует разделение на этюды легкие, средней трудности и высшей сложности.
Легкие этюды содержатся в сборниках: В. Вурм — «45 легких этюдов для трубы» (М., 1969), С. Баласанян — «25 легких этюдов Для трубы» (М., 1964), Н. Бердыев — «Легкие этюды для трубы» (две тетради, Киев, 1968, 1969), Л. Чумов — «Легкие этюды и упражнения для трубы» (М., 1973), разные авторы, составитель Л. Чумов — «Легкие этюды для трубы» (М., 1980) и другие.

Этюды средней трудности имеются в учебных пособиях перечисленных выше трубачей, а также в сборниках избранных этюдов, составленных С. Ерёминым (тетрадь 1—М., 1962; тетрадь 2 — М., 1963), П. Волоцким (М., 1955). В сборники вошли многие популяр-ные этюды разных авторов, широко используемые в учебном про¬цессе. К сожалению, не переиздаются такие ценные сборники, как «Избранные этюды для трубы» В. Вурма (под редакцией М. Табакова, М., 1955) и ряд других.

Этюды высшей сложности содержатся в сборниках Э. Тронье (Л., 1932), Л. Чумова (М., 1963), В. Щёлокова (М., 1964), Д. Гинецинского (Л., 1964), А. Жубра (Киев, 1965), И. Бобровского (М., 1975), Н. Бердыева (М:, 1972; Киев, 1976), С. Болотина (Л., 1978) и других.

Самыми распространенными являются характерные этюды, разрабатывающие различные виды трубной техники. Примером могут служить «14 характерных этюдов» из последнего раздела «школы» Ж. Арбана, «Характерные этюды для трубы» Н. Бердыева (Киев, 1966). Понятие «характерный» может быть применено к любому этюду, имеющему ярко выраженное инструктивно-смысловое содержание. Поэтому такого рода этюды занимают основное место в педагогической практике. Среди них следует выделить медленные кантиленные этюды. Некоторые педагоги недооценивают важность работы над подобным материалом. Они считают, что надо играть только быстрые технические этюды. Это неправильно. Медленные кантиленные этюды способствуют выработке красивого звука, фразы широкого дыхания, плавных переходов в legato, умению исполнять сложные ритмические фигуры и мелизмы. Наиболее полезными являются протяжные этюды из упомянутого сборника «Избранные этюды для трубы» В. Вурма.

Большую и важную область в этюдной литературе составляют оркестровые этюды. Многие из них написаны на основе тематического материала трубных партий из симфонической и оперной музыки, другие, оригинального сочинения, отражают своей фактурой специфику трубного оркестрового исполнительства. Ведущее место в литературе этого рода занимают «34 этюда для трубы» В. Брандта (М., 1965). Они широко играются в музыкальном училище и вузе. Весьма полезными и популярными стали этюды № 2 (на тему из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), № 8 (на тему из «Итальянского каприччио» Чайковского), № 11 (на тему из увертюры «Леонора № 3» Бетховена), № 16 (на тему из «Шехерезады» Римского-Корсакова) и другие. Назовем также: Оркестровые этюды для трубы» С. Болотина (Л., 1951), «Оркестровые этюды для трубы» А. Месиаяна (Ереван, 1969), «26 этюдов 1ля трубы» и «30 этюдов для трубы» Н. Бердыева (М., 1972; Киев, 1976), которые наряду с классикой широко используют темы 13 трубных партий оркестровых произведений С. Прокофьева,. Д. Шостаковича, М. Чулаки, Р. Щедрина, А. Арутюняна, А. Спадавеккиа, Н. Лысенко, И. Морозова и других.

К перечисленным выше примыкают этюды, направленные на более глубокое и детальное освоение отдельных, наиболее сложных мест из художественной литературы для трубы. Таковы «Тематические этюды для трубы» И. Кобеца (Киев, 1969), в которых широко представлен и разработан музыкальный материал из произведений для трубы В. Брандта, Н. Чемберджи, В. Щёлокова, В. Пескина, С. Василенко, А. Гедике, В. Цыбина, А. Арутюняна, 3. Кржижека, Ф. Депре и других композиторов. Таким образом, ученик прежде, чем познакомиться с теми или иными концертными сочинениями названных композиторов, может на конкретных этюдах отработать и усвоить сложные в техническом отношении места. Есть этюды, мелодический материал которых основывается на народной музыке. Привлечение такого рода материала всегда приносит большую пользу. К сожалению, тематика русских народных песен в этюдном материале почти не используется. Среди созданных на народные мелодии других национальностей известны «13 этюдов на киргизские темы для трубы» Л. Изралевича (М., 1960), которые написаны со знанием специфики инструмента и на хорошем композиторском уровне.

Студентам вузов необходимо изучение этюдов, предлагающих транспонирование музыкального материала в другую тональность. К ним относятся знаменитые «Последние этюды для трубы»-В. Брандта (М., 1951). Большинство этюдов в этом сборнике сочинены с учетом их транспонирования в строи Ля, До, Ре, Ми-бемоль, Ми, Фа. С. Баласанян в «Избранных этюдах для трубы» (М., 1966) также предлагает играть отдельные этюды в транспорте. Такого рода практика очень полезна.

Особым видом учебного материала являются этюды для трубы в сопровождении фортепиано. Они тоже занимают определенное место в педагогическом процессе, хотя по своему характеру приближаются к художественным произведениям и их утилитарная, чисто техническая направленность иногда сводится к минимуму. Имеются в виду «Этюды для трубы и фортепиано» С. Баласаняна (М., 1973), «Концертные этюды для трубы и фортепиано» Г. Литинского (М., 1974) и другие. К этюдам учебного плана не следует причислять пьесы, написанные в этом жанре композиторами А. Гедике (Концертный этюд для трубы и фортепиано, М., 1960) или В. Щёлоковым (Два этюда для трубы с фортепиано, М., 1957). Это полноценные художественные произведения, получившие широкую популярность в концертной практике.
Все рассмотренные нами этюды можно условно разделить на две части. Большую из них составляют так называемые традиционные этюды, сочиненные вполне доступным, ясным для понимания мелодическим и гармоническим языком.

Меньшую часть — этюды, характеризующиеся современными средствами музыкального языка, прежде всего более сложной интонационной сферой. Некоторые упомянутые ранее оркестровые этюды связаны со спецификой мелодики и гармонии О. Респиги, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Особенности современной фактуры и музыкального языка нашли отражение в «26 современных этюдах», вошедших, в новое издание «школы» Ж. Арбана — Ж. Мэра (М., 1970). Из этой же «школы» Л. Чумов заимствовал ряд менее сложных современных этюдов А. Онеггера, Д. Мийо, Ж. Форе, Г. Бюссе и издал их в упомянутом ранее сборнике «Легкие этюды для трубы» (М., 1980).

В процессе занятий с учеником педагогу предоставляется возможность умело сочетать различные виды этюдов: характерные, оркестровые, тематические, кантиленные, транспозиционные. Наряду с традиционными этюдами на более высокой ступени обучения педагог может предложить ученику современные этюды.

В основе методики работы над этюдами лежит принцип: этюды всегда исполняются по нотам, выучивание их наизусть не обязательно. Труба — оркестровый инструмент, и специфика исполнительства на ней тесно связана с нотной партией, с музицированием по нотам. Умение играть по нотам выученную музыку, читать с листа, хорошо ориентироваться в нотном тексте, уметь смотреть в ноты и одновременно следить за дирижерским жестом — вот те качества, которые необходимы оркестранту. Кроме того, при разучивании и исполнении этюдов по нотам производительность труда ученика возрастает в несколько раз. Конечно, есть отдельные «эталонные» этюды, которые нужно выучить наизусть. Они играются в учебных заведениях на выпускных и вступительных экзаменах. Согласно учебным программам на зачетах и экзаменах в училище и вузе этюды играются по нотам. Причем исполняется один этюд по выбору экзаменационной комиссии из числа пройденных в году.

Игра этюдов должна занимать видное место при обучении в музыкальной школе, училище и консерватории. Желательно, чтобы трудность была несколько выше трудности одновременно изучаемых пьес. Это поможет успешному освоению произведений и позволит уделить больше внимания чисто художественным задачам.

Этюды требуют не только многократного проигрывания с начала до конца, но и тщательной отделки. Поэтому прежде всего нужно понять цель данного этюда, особенности его формы, характер музыкального содержания. Проигрывание этюда целиком в медленном темпе, по возможности без остановки, поможет определить наиболее сложные в техническом отношении места, требующие специальной работы. Учить этюд нужно в медленном темпе, отдельными отрывками. Наиболее трудные места разучивать особенно тщательно, сосредоточив внимание на деталях исполнения. Проигрывать отрывки следует как на инструменте, так и мысленно, с помощью внутреннего слуха, держа пальцы правой руки на вентилях и нажимая нужные аппликатурные комбинации. Такое чередование игры на инструменте и мысленного проигрывания текста дает возможность равномерно чередовать нагрузку и отдых губного аппарата и в то же время глубоко осмысливать музыкальный материал.

Медленное исполнение отдельных отрывков, а затем всего этюда позволит ученику постепенно приблизиться к надлежащему темпу, к выполнению всех динамических и агогических оттенков. К игре в быстром темпе нужно подходить постепенно, когда учащийся будет уверенно знать нотный текст и в медленном движении хорошо справляться со всеми техническими сложностями. Окончательное проигрывание этюда предполагает свободное, выразительное, эмоциональное исполнение.

Этюды приносят пользу только тогда, когда они периодически повторяются учеником. Такое накопление выученных этюдов помогает прочно закрепить технические навыки, добиться наиболее совершенного их использования. К концу учебного полугодия ученик должен уметь сыграть подряд все пройденные этюды.
Каждый выученный этюд нужно научиться играть подряд с начала до конца без остановки. Это тренирует внимание, выдержку и выносливость трубача.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*