Приемные испытания по трубе

Игра на трубе противопоказана детям, страдающим какими-либо формами заболеваний сердца и других органов. Испытуемый обязан представить справку о результатах медицинского обследования. К приемным испытаниям не должны допускаться дети, у которых имеются ясно выраженные внешние признаки профессиональной непригодности: неправильно сросшиеся губы («заячья губа»), искривление или отсутствие передних зубов, аномалия прикуса, отсутствие пальцев на одной из рук и т. д. Конечно, встречаются случаи, когда исполнители, имеющие ненормальный прикус или неровные передние зубы, добиваются хороших результатов. Решающими условиями здесь являются наличие больших музыкальных способностей и трудолюбие, а также возможность амбушюра приспосабливаться, находить удобную для игры «зону относительного комфорта». Но не стоит искушать судьбу. Всякий дефект может стать серьезным, а часто и непреодолимым препятствием в обучении игре на трубе.

Кандидатам для занятий на трубе нужно иметь нормально развитые губы — не слишком толстые или тонкие. Однако не следует опасаться слишком толстых губ. Важно, что ребенок может их подвернуть, сформировать для извлечения звука. Детей с тонкими губами для обучения на трубе лучше не брать. Необходимо обращать внимание на природную особенность смыкания губ и на то, чтобы выдыхаемая струя воздуха проходила через центр губ, а не через их края. Такое положение губ будет в дальнейшем способствовать правильному процессу звукоизвлечения. Физиологическое строение губ испытуемого играет важную роль в обучении игре на трубе. Педагогу следует выявить эластичность внешнего покрова губ ребенка, степень развитости их мышц, насыщенность тканей губ кровеносными сосудами. Передние зубы у испытуемого должны быть ровными.

При выборе инструмента необходимо учитывать также собственный интерес ребенка, желание заниматься именно на трубе. Будущему музыканту нужно найти «свой» инструмент, который соответствовал бы его природным данным. Это не так просто. Для правильного выбора инструмента от педагога требуется серьезный анализ музыкальных особенностей кандидата и его анатомо-физиологических данных.

Возраст для начала обучения на трубе может колебаться от 10 до 12 лет в зависимости от физических данных ребенка. В детских музыкальных школах, где обучение на трубе рассчитано на пять лет, ученики начинают заниматься с 10—11 лет (то есть с четвертого класса общеобразовательной школы). Некоторые музыкальные школы нашей страны практикуют обучение детей на блок-флейте с 6—7 лет с последующим переводом их на духовые инструменты, в том числе на трубу. Это разумное начинание способствует тому, что 10—11-летние ребята, перед тем как на¬чать заниматься на трубе, уже имеют необходимые знания в области сольфеджио, элементарной теории музыки и владеют основами игры на духовом инструменте — блок-флейте. Еще лучше, когда на трубе начинают обучаться дети, которые до этого занимались в детской музыкальной школе на фортепиано. Но, как правило, для поступления в класс трубы детской музыкальной школы приходят ребята, не имеющие музыкальной подготовки. Педагогу необходимо проверить у них наличие музыкального слуха, памяти и чувства ритма.

Ребенку предлагают спеть песню, которую он знает. Если он спел песню правильно, интонационно чисто, это говорит о наличии у него музыкального слуха. Однако неточно спетая песня не всегда означает отсутствие музыкального слуха. Ребенок мог заучить песню неправильно, если слышал ее в фальшивом исполнении. Тогда нужно предложить ему повторить отдельные звуки или звуковые последовательности. Причем иногда кандидат лучше воспринимает звук, пропетый голосом, чем сыгранный на фортепиано. Петь надо на слоги та или ту с четкой артикуляцией каждого звука.

Для повторения голосом ребенку вначале лучше давать звуки, расположенные на расстоянии широких интервалов (терции, кварты, квинты), постепенно уменьшая их до размера тона и полутона (большие и малые секунды). Замечено, что ненатренированному слуху легче различать звуки, расположенные друг от друга на более широком расстоянии. Поэтому если ребенок свободно интонирует голосом звуки на расстоянии полутона, значит он обладает хорошим звуковысотным слухом. Бывают случаи, когда дети не владеют голосом из-за хрипоты, несмыкания связок, мутации (у мальчиков). Тогда можно предложить испытуемому послушать и запомнить сыгранный на фортепиано звук, а затем найти его на клавиатуре.

Для проверки гармонического слуха ребенку предлагают определить, сколько звуков он слышит в одновременно исполненном на рояле созвучии — интервале или аккорде, а затем повторить их голосом поочередно. Этот способ может быть применен лишь к детям с очень хорошим слухом и не считается обязательным при приеме в детскую музыкальную школу.

Для определения музыкальной памяти ребенку играется на фортепиано небольшая мелодическая фраза. Мелодия должна быть проста, гармонически устойчива и объемом не более двух тактов. От кандидата требуется запомнить и воспроизвести ее голосом.

Для определения ритмического чувства ребенку дают послушать несложную, но ритмически острую фразу и просят его воспроизвести ее музыкальный ритм хлопая в ладоши. Чувство ритма можно проверить и без исполнения мелодии на фортепиано, а похлопыванием в ладоши или постукиванием карандашом по крышке рояля сначала педагогом, а затем кандидатом несложных ритмических фигур. Последний способ не является лучшим, так как приемной комиссии желательно выявить у ребенка наличие не чувства ритма вообще, а чувство музыкального ритма.

Изложенная выше система приемных испытаний может несколько видоизменяться с учетом индивидуальных особенностей и степени подготовки кандидатов. Нельзя, например, сравнивать результаты проверки музыкальных данных ребенка, специально подготовленного или даже «натасканного» для приемных испытаний, с результатами поступающего, который, возможно, впервые видит рояль, а иногда просто не понимает, что от него хотят экзаменаторы. Важным обстоятельством при решении вопроса о приеме в детскую музыкальную школу служит наличие у поступающего настоящей любви к музыке, интереса к трубе, большого желания заниматься на ней. Как правило, любовь к музыке сочетается у детей с музыкальными способностями, которые ярко проявляются в процессе упорных занятий на инструменте.

Правильность организации приемных испытаний обычно ведет к успешным результатам. Недопустимо проводить экзамены в спешке и нервозности. Необходимо, чтобы кандидаты чувствовали себя спокойно и могли по возможности полно раскрыть свои способности. Однако приемные испытания дают лишь самые приблизительные представления о действительной степени музыкальной одаренности кандидатов. Определить перспективы их развития может только практическая работа с ними примерно в течение года. Индивидуальные занятия в классе по специальности помогают педагогу выявить характер дарования каждого ученика и суметь с наибольшей полнотой развить все стороны этого дарования, используя соответствующие педагогические приемы.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*