Правильное дыхание при игре на трубе

Трубачи, отдавшие всю свою жизнь совершенствованию в игре на трубе, понимают всю важность правильного дыхания. К сожалению, многие студенты и даже некоторые преподаватели не отдают себе отчета в огромной важности правильного дыхания. Главный упор они делают на амбушюр, хотя не раз уже крупными мастерами было доказано, что поставить правильный амбушюр можно только при правильном дыхании. Амбушюр (особое, нужное для игры положение губ и мышц, окружающих губы) — самое, пожалуй, затасканное слово в лексиконе трубачей.

Цель настоящей главы — обратить особое внимание на правильное дыхание, потому, что, повторяем, только путём развития правильного дыхания можно поставить правильный амбушюр.

Вдох

Первый элемент дыхания — вдох. Для игры на трубе требуется намного больше воздуха, чем для обычного дыхания. Поэтому вдыхать надо намного сильнее и с большей скоростью. Тело надо полностью расслабить, чтобы не приходилось сокращать мышцы при заполнении легких воздухом. Когда тело расслаблено, сразу же начинать вдох.


Губы

Поскольку мундштук опирается на губы в центральной их части, вдох производится уголками рта. Чтобы открылись уголки, губы надо слегка напрячь. Немедленно по окончании вдоха следует поставить губы в положении правильного амбушюра. Чтобы после вдоха быстро выполнить амбушюр, надо про себя произнести слог «Дим», при этом губы сомкнутся, но смогут свободно вибрировать.


Язык

При вдохе язык лежит во тру в самом нижнем положении. Малейший подъем языка из нижнего положения нарушит входящую в легкие воздушную струю. Язык будет играть очень важную роль при выдохе, при вдохе же он должен оставаться расслабленным и неподвижным.


Гортань

При вдохе горло должно оставаться спокойным в районе гортани голосовых связок. Шейные мышцы также должны оставаться спокойными при вдохе: при их напряжении горло будет сжиматься и при вдохе и при выдохе.


Легкие.

Легкие обладают большой эластичностью. При вдохе они расширяются книзу и наружу. Очень важно при вдохе не поднимать плечи и не подаваться грудью вперед и вверх, так как это снижает емкость легких. Распространена ложная тенденция производить вдох верхней частью грудной клетки, тогда как для правильного вдоха надо расширить легкие снизу, из-под ребер.

Диафрагма.

Нижний отдел грудной клетки связан с диафрагмой — единой куполообразной выгнутой мышцей. Во вдохе диафрагме принадлежит главная роль. Для глубокого вдоха диафрагма должна опуститься. Для опускания диафрагмы мышцы живота (подреберные мышцы) надо выпятить вперед. Выпячиванию мышц живота помогает входящий в легкие воздух.


Ребра

Нижние ребра, не связанные с позвоночником, могут быть выпячены наружу усилием межреберных мышц. Эти мышцы расположены ниже грудной клетки. При сокращении межреберных мышц грудная клетка несколько приподнимается, но это движение должно быть непроизвольным.


Мышцы живота

Задача мышц живота во время вдоха состоит прежде всего в том, чтобы выпячиваться вперед. Как уже было сказано, воздух, входящий в легкие, способствует выпячиванию мышц живота, расширяя нижние доли легких.

Выдох

Выдох при игре на трубе во многом отличается от обычного выдоха. Необходимость особого выдоха диктуется повышенным сопротивлением: ведь гортань, язык, губы, мундштук и сама труба — все эти элементы создают сопротивление выдоху.

Для выталкивания воздуха через все эти преграды требуется известное усилие. Главную роль в создании сильной струи выдыхаемого воздуха играет диафрагма и мышцы живота: легкие, язык, и горло не могут создать достаточного усилия, оно при выдохе зависит от упомянутых органов.


Мышцы живота

Мышцы живота сокращаются в течение всего выдоха. Трудность заключается в том, что естественная тенденция стремится расслабить эти мышцы в тем большей степени, чем больше выдохнуто воздуха. Вследствие такого преждевременного расслабления мышц выдох получается сокращенным по объему, трубач не может вывести полную фразу, не может выдать правильный звук, наконец — не может уверенно чувствовать себя при игре. Чтобы избежать перечисленных недостатков, нельзя отпускать напряжение мышц живота до полного завершения выдоха.

Повторяем- главное — в мышцах живота, их важность для правильного выдоха при игре на трубе неоценима.

Диафрагма
При выдохе диафрагма пожимается мышцами живота в их сокращенном состоянии (они расположены прямо под диафрагмой). В этой книге мы часто будем применять термин «напряжение диафрагмы», что в сущности надо понимать кА «напряжение мышц живота». Причина такого терминологического разнобоя заключается в том, что, хотя именно диафрагма непосредственно выталкивает воздух, она может в полной мере выполнять эту роль только под действием брюшных мышц.


Грудная клетка

Грудная клетка должна все время быть опущенной. Любое напряжение грудных мышц только уменьшает полок выходящего воздуха. При выдохе воздуха объем груди постепенно спадает. Это — нормальное давление.


Горло

Функция горла при выдохе состоит в том, что оно должно быть постоянно открытым, чтобы воздух проходил через гортань и глотку беспрепятственно. Мышцы шеи должны оставаться расслабленными, чтобы не произошло горловой смычки.


Язык

В период выдоха язык должен быть установлен в то положение, в котором он наодится при произнесении звука «у». это делается для того, чтобы центрировать поток воздуха и направить его щель между губами, как раз по центру, на участке максимальных вибраций. Правильная постановка языка может быть достигнута произнесением «ю» или «ту». Положение задней части языка должно быть различным в различным регистрах инструмента: при верхнем регистре задняя часть языка находится в самом высоком положении, выше чем во всех остальных регистрах но в то же время нельзя поднимать язык слишком высока, потому что это приведет к уменьшению выходящей из легких воздушной струи.


Губы

При выдохе губы сложены в амбушюр для обеспечения максимально возможной вибрации, без чего игра на трубе невозможна.

Ускоренное дыхание

Ускоренное дыхание применяется в том случае, когда характер исполняемого произведения не позволяет делать пауз, достаточных для дыхания в нормальном темпе. Конечно, желательно производить вдох только по окончании фраз, но это не всегда оказывается возможным. Иногда паузы бывают настолько короткими, что даже на быстрый вдох едва хватает времени. При быстром вдохе музыкант не должен расслаблять сокращенных при выдохе мышц, потому что расслабление мышц и их следующее сокращение отнимут непозволительно много времени. Надо быстро выпятить мышцы в области желудка. Уголки рта приоткрываются лишь на долю секунды, после чего моментально возвращаются в положение амбушюра. Быстрый вдох может быть разучен только путем упорных тренировок.


Распределение воздуха

Распределение воздуха при дыхании — очень важный фактор фразировки при игре на трубе. Во-первых, важно выбирать правильный момент вдоха там, где расположены фразовые паузы. Осмысленное дыхание определяет во многом будущее трубача, как музыканта. Если обучающийся расходует больше воздуха, чем это надо для игры, он может стать жертвой кислородного «голода». Излишне частое дыхание приводит к скоплению в легких остаточного воздуха. Который приходится выдыхать («выдувать»). Трубач должен производить вдох только тогда, когда ему необходим воздух. Но при необходимости вдоха нельзя ждать, пока совсем уже нечем станет дышать — надо вовремя успевать делать быстрый вдох.


Управление дыханием

Управление вдохом достигается с помощью правильной работы диафрагмы и мышц живота. На пути выдыхаемого воздуха до самых губ не должно быть никаких затруднений — только при этом условии вибрация губ, необходимая для игры, будет гарантирована. Воздушный поток на выходе из образуемой губами цели должен быть ровным и выходить с постоянной, определенной скоростью в зависимости от силы и тона воспроизводимого звука. Напряжение диафрагмы и мышц живота контролирует количество и скорость выдыхаемого воздуха. Чем выше играемая нота, тем больше должна быть скорость воздушной струи. И при тихом звучании требуется большое напряжение мышц живота. Воздуха при таком звучании выдыхается меньше, чем при громком, но напряжение губ при тихом звучании должно быть сильнее, так как поток воздуха должен быть ровным независимо от объема, выдыхаемого в единицу времени. Если поток проходящего через губную цель воздуха неравномерен, то правильной вибрации достичь не удается.


Скорость воздушной струи

При повышении объема воздуха, что имеет место при высоких звуках, повышается и скорость его истечения. Следовательно, в инструмент попадает больше воздуха. При повышении скорости струи воздуха в связи с повышением высоты звука объем выдыхаемого и поступающего в инструмент воздуха не увеличивается, потому что повышенное напряжение вызывает сужение цели, через которую воздух поступает в инструмент. Ввиду того, что на верхнем регистре сопротивление повышенное, увеличение скорости выдыхаемого воздуха является основой точной игры на трубе.


Объем воздуха

В данном случае имеется ввиду количество воздуха, проходящее через губную цель в инструмент. Нижний регистр трубы требует большего объема воздуха, чем средний и верхний, тогда как скорость для нижнего регистра требуется меньшая, а открытость — апертура расширяется.


Подача воздуха при игре в верхнем регистре

Воздушная среда в верхнем регистре меньше по объему, чем в остальных регистрах, но больше по скорости. Во время игры в высоком регистре язык изогнут дугообразно, и воздух в инструмент поступает «сверху вниз». Вот почему при выполнении высоких тонов инструмент надо располагать в направлении книзу: это способствует прямому вхождению воздушной струи в инструмент.


Подача воздуха при игре в нижнем регистре.

Прохождение воздушной струи в нижнем регистре характеризуется повышенным объемом воздуха по сравнению с высоким и средним регистрами, но не повышенной скоростью. Язык расположен низко, на дне полости рта, чтобы не препятствовать пропусканию в инструмент максимального количества воздуха. Изменяется поэтому и направление воздушной струи изо рта в инструмент: некоторые музыканты в нижнем регистре поднимают инструмент.

Ирвинг Буш

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*