Постановка мундштука на трубе

Рассмотрев мундштук как непременное условие качественного звукообразования на трубе, мы перейдем к вопросу о рациональной постановке его на губах исполнителя. Очевидно, стоит лишний раз сказать о том, что постановка губного аппарата, как и исполнительского дыхания, является также необходимым условием, обеспечивающим успех обучения игре на трубе. К сожалению, в наших многочисленных учебных пособиях содержится еще немало неточностей, а порой просто неправильных суждений по поводу постановки мундштука и формирования губ во время игры.

Все трубачи согласны с тем, что мундштук должен располагаться на середине сомкнутых губ. Но когда встает вопрос о том, на какой губе — нижней или верхней — помещается большая часть мундштука, мнения разделяются. Так, например, Жан-Батист Арбан, выдающийся корнетист прошлого века, в своей знаменитой «Полной школе для корнет-а-пистона и саксгорна» писал: «Мундштук должен помещаться посередине рта так, чтобы две трети его были на нижней губе и одна треть — на верхней; таково, по крайней мере, положение, которым я привык пользоваться и считаю его наилучшим».

В современном издании «Школы» Арбана, переработанной и дополненной современным французским трубачом Жаном Мэром, указывается: «Нет никакого обязательного правила для положения мундштука на губах, так как все зависит от строения рта и от ровности зубов. Самое нормальное положение — это когда мундштук находится на середине рта, чтобы одна губа, закрытая на две трети бортиком, служила бы точкой опоры, вторая могла играть более свободно. Положение такое не должно меняться при игре в низком и высоком регистре; последнее достигается подвижностью губ (а не изменением положения мундштука)». Таким образом, Ж. Мэр, не отдавая предпочтения ни одной из губ, предоставил право самим исполнителям выбирать удобное положение для постановки мундштука.

Среди современных американских педагогов мы находим самые противоречивые высказывания по этому вопросу. В учебных пособиях Чарлза Колина и Луиса Маджио указано на то, что 2/3 мундштука должны приходиться на верхнюю губу и 1/3 на нижнюю. Вильям Костелло считает такое положение несостоятельным и рекомендует для получения так называемого «феноменального амбушюра» ставить мундштук 1/3 на верхнюю губу и 2/3 на нижнюю.

В большинстве советских школ, изданных в последние годы, наконец утвердилось прочное мнение, что при нормальной постановке мундштук должен располагаться 3/5 на верхней губе и 2/5 на нижней. Прежде чем аргументировать это положение, следует подчеркнуть, что оно правомерно только при нормальном прикусе, строении зубов и губ исполнителя. Даже самые! незначительные физиологические изменения в мышцах лица и губ, травматические повреждения делают невозможным правильное расположение мундштука.

Положение мундштука на губах, при котором его поверхность располагается 3/5 на верхней и 2/5 на нижней губе, было высказано в 1933 году Г. Орвидом в его «Школе для трубы». Практика подтвердила это положение, которое получило и теоретическое обоснование. Исходным и решающим для такой постановки является ясное осознание того, какой губе — верхней или нижней — принадлежит ведущая роль.

Однако в наших учебных пособиях на этот счет нет единодушия. Так, например, М. Хачатрян пишет: «Такое соотношение необходимо потому, что верхняя губа сильнее и подвижнее чем нижняя». Это ошибочное мнение. Ведущей и наиболее подвижной является нижняя губа. Ее преимущество неоспоримо, так как она имеет крепкую основу в виде подвижной челюсти. Верхняя губа менее подвижна и, как правило, более полная, чем нижняя, вследствие чего управление ею несколько затруднено. Особенно трудным является процесс постепенного подворачивания и удержания верхней губы в таком непривычном для нее положении. Это неестественное, несвойственное верхней губе движение. Только длительные тренировки могут «приучить» ее к точному смыканию с нижней губой, к выдерживанию большого напряжения со стороны мундштука и воздушной струи. Поэтому-то так важно, чтобы на верхнюю губу приходилась большая площадь мундштука и внутренняя кромка чашечки его захватывала большую часть круговой мышцы. Опираясь на нижнюю губу, мундштук освобождает верхнюю для настройки и тем самым создает благоприятные условия для необходимого режима колебания губ.

Как бы подтверждая нашу точку зрения, касающуюся постановки мундштука, Луис Маджио дает интересный практический совет. Он рекомендует сначала приложить мунддптук прямо под нос, а затем постепенно сдвигать его вниз до тех пор, пока нижняя губа не заполнит 4/3 чашки мундштука, оставив 2/3 на верхней губе. По его мнению, всегда существует опасение, что мундштук соскользнет вниз с верхней губы, поэтому играющий должен постоянно следить за тем, чтобы этого не произошло.

Вторым не менее важным при постановке мундштука на губах является вопрос о формировании губ. Долгое время у нас была распространена постановка, при которой губы исполнителя при игре на трубе растягивались к углам рта как бы в улыбку. Ж. Арбан писал в своей «Школе»: «Никогда не следует вытягивать губы вперед; следует, напротив, растягивать углы рта: таким путем получается гораздо более открытый тон». Ту же мысль, но уже более определенно, высказывает И. Кобец: «При нормальном строении губ и зубов мундштук должен находиться на середине как бы улыбающегося рта… Игра на „улыбке» дает опору и стойкость губным и лицевым мышцам, исключает возможность надувания щек». Таким образом, традиция игры на растянутых губах еще существует, хотя современная исполнительская практика показали ее полную несостоятельность. К сожалению, многие другие советские школы, вышедшие в последние годы, обходят молчанием эту важную проблему постановки мундштука.

Несостоятельность приведенной выше постановки впервые обосновал Г. Орвид: «Игра… на растянутых губах продолжает бытовать, так как наши школы рекомендуют такую постановку — сокращение круговой мышцы путем растяжки ее мышцами лица — на улыбке. Преувеличенная растяжка отрицательно влияет на силу и выносливость мышцы, сокращает амплитуду ее колебаний, особенно в верхнем регистре, а это сокращение, как известно, лишает мышцу эластичности».

В настоящее время в мировой исполнительской практике все больше используется постановка, при которой губы находятся в естественном собранном состоянии. Вот схема этой постановки, которую приводит Г. Орвид: «К собранным, отнюдь не растянутым в углах губам прикладывается плотно, но не давя на них, мундштук. Раньше к верхней губе, с упором на точку нужной позиции, а следом к нижней губе, удобно расположившись полукругом по краю мундштука с таким расчетом, чтобы эпителий ее лежал по внутреннему краю, стыкуясь с верхней губой, с точкой ее позиции».

Для того чтобы достаточно четко представить себе смысл новой постановки, можно привести выдержки из современных американских пособий, которые рекомендуют данный способ формирования губного аппарата. Чарлз Колин, например, считает, что важным условием является закрытый амбушюр, без ненужно растянутых губ до приложения к ним мундштука. Независимо от того, в каком положении губы, как только мундштук устанавливается на них, появляется естественная растяжка, достаточная для того, чтобы воздух заставил их свободно вибрировать. По мнению Луиса Маджио, губы при игре на трубе должны быть всегда вместе, в выдвинутом положении, их углы направлены к клыкам (зубам против глаз), как при насвистывании.

Новая постановка, или способ формирования губ является более естественной и удобной для трубача по сравнению с растягиванием губ в стороны. Основные мышечные усилия сосредоточиваются под мундштуком и вокруг него. Существует поговорка: «Звук любит мясо». Именно хороший, плотный и сильный звук достигается тогда, когда мышцы губ и лица концентрируют свои усилия на том месте, где стоит мундштук.

Не следует думать, что подобная постановка приведет к статичности и неподвижности губного аппарата. Многие старые музыканты, отстаивая постановку «на улыбке», как раз отмечали, что именно она дает губам гибкость и подвижность, которая не может быть достигнута при собранных губах. Но при новом способе формирования губ в силу вступает более прогрессивный исполнительский прием, который широко применяется сейчас всеми ведущими трубачами. Это использование естественной подвижности нижней челюсти.

Для исполнения переходов из одного регистра в другой, для достижения предельно высоких звуков, для исполнения скольжения в legato, тремоло и трелей значительную роль приобретает активная работа нижней губы. Конечно, при этом важную роль играет синхронность действия верхней губы и углов рта. Новый принцип постановки помогает мышцам губ и лица находиться в свободном гибком состоянии, снимает излишнее напряжение и уменьшает давление на них мундштука.

Использование естественных движений нижней челюсти и нижней губы, на которую приходится основная опора мундштука, помогает трубачу найти так называемую «зону относительного комфорта» (термин физиолога И. Сеченова), то есть наиболее удобное рабочее положение губ и нижней челюсти. Поэтому весьма часто мы наблюдаем трубачей, у которых при постановке мундштука возникает некоторой перекос в соединении верхней и нижней губ; мундштук стоит ровно посередине, а губы, облегая его, несколько сдвинуты, не совпадают между собой. Бывает, что одна из угловых мышц рта более активна и несколько сдвигает мышцы рта в одну из сторон. Такое положение создается обычно при постановке мундштука не сразу, а несколько позже, после длительных занятий. Наступает период, когда губы как бы находят свою «зону относительного комфорта», стремясь к естественности и удобству в движении. Задача педагога состоит в том, чтобы заметить этот процесс в стабилизации губного аппарата ученика. Постановочный рефлекс быстро гаснет, если он не находится в «зоне относительного комфорта». И только квалификация и опыт педагога подскажут ему, в каком случае следует определить для ученика строго «академическую» постановку мундштука, а в каком, руководствуясь звуковым результатом, пойти на компромисс с методическими установками.

Таким образом, при длительных и целенаправленных занятиях мундштук всегда находит для себя удобное место. Поэтому некоторое смещение его в сторону или перекос губ допустимы, если, конечно, они не выходят за рамки эстетических норм.

Некоторые педагоги считают возможным, иногда даже и необходимым делать перестановку мундштука на губах. Это длительный и трудоемкий процесс, и он не всегда приводит к хорошим результатам. Смена места мундштука на губах ведет к потере приобретенных игровых навыков.Чтобы научиться играть по-новому, на новом месте, нужно как можно скорее и навсегда забыть старый способ. Но так называемая мышечная память довольно стабильна, и она все время будет возвращать мундштук на старое место, воскрешая годами накопленные игровые навыки.

В улучшении постановки мундштука и в формировании губ важным моментом должно быть не смещение мундштука вверх или вниз, а нахождение нужной опоры, освобождение одной из губ от чрезмерного давления, устранение излишних мышечных напряжений и т. д.

В педагогической практике существовал прием, когда исполнителю рекомендовали мундштук, поля которого имели разный скос: внизу они были шире, а вверху — уже. Следовательно, наиболее толстая их часть располагалась на нижней губе, тонкая — на верхней. Так создавалась искусственная опора мундштука на нижнюю губу и удобное положение мундштука на губах.


Изогнутая чашка

Существует другой способ искусственного перенесения опоры мундштука на нижнюю губу. Его применяют американские трубачи. Они делают мундштуки с согнутой ножкой в самом устье мундштука. Инструмент, таким образом, держится значительно выше по отношению к туловищу и голове играющего, а согнутый мундштук переносит свою точку опоры на нижнюю губу.

Изогнутая ножка

Такой метод перенесения опоры использовали и другие профессиональные трубачи. Спустя некоторое время, когда навык опоры на нижнюю губу утверждался и становился стабильным, все они, как правило, вновь переходили на мундштуки обыкновенной формы.

Силу и подвижность нижней губы и челюсти использует в своей практике ряд зарубежных педагогов. Много разговоров ведется вокруг так называемой бесприжимной игры на трубе. Некоторые педагоги связывают бесприжимную систему игры на трубе с легкой и тяжелой постановкой губного аппарата, или, как они выражаются, с легким и тяжелым амбушюром. Доказывать преимущество легкой постановки не приходится. Все наши усилия в процессе ежедневных занятий сводятся к тому, чтобы постепенно устранять излишние мышечные напряжения, чтобы в звукообразовании участвовали только те мышцы, которые способствуют формированию легкой «бесприжимной» постановки мундштука на губах. Исполнительское мастерство, которое со временем появляется у трубача, настоящий профессионализм уже сам предполагает легкую постановку мундштука на губах, свободу и естественность в звукоизвлечении.

Пропагандистом бесприжимной системы игры на трубе за рубежом считают американского трубача Вильяма Костелло, который в первой части своей школы предлагает собственный метод в достижении «феноменального амбушюра». Согласно мнению Костелло, молодые музыканты должны отказаться от старой системы тренировки и начать заниматься по-новому. Костелло считает, что проще ослаблять губы и играть нижние звуки на амбушюре для высоких нот, чем играть с силой и напряженно верхние ноты на амбушюре для нижних звуков. Исходя из этого, он рекомендует заниматься на трубе, держа ее на ладони левой руки так, чтобы ничто не могло служить опорой для инструмента. Следующее важнейшее условие — как можно больше выдвигать вперед нижнюю челюсть и губу, чтобы направлять струю воздуха в верхнюю часть чашечки мундштука. Таким образом, ученик, по мнению Костелло, должен научиться не только извлекать правильно звук, но и освоить верхний регистр звукоряда трубы. Костелло не смущает то обстоятельство, что звук может быть эстетически неприемлемым. Важно, чтобы ученик научился достигать предельно высокие звуки. Вот упражнение, с которого Костелло начинает обучение:


Упражнение Костелло

Совершенно противоположную точку зрения на постановку губного аппарата трубача высказывает другой, уже упоминавшийся американский трубач Луис Маджио. Он утверждает, что достижение хорошего игрового аппарата и верхнего регистра зависит от освоения нижнего регистра и так называемых педальных звуков. Все упражнения Маджио построены на нижних звуках многие из которых в акустической природе трубы не! существуют. Они относятся к так называемой «мертвой акустической зоне», расположенной от фа-дйез до до-диез малой октавы.

На наш взгляд, правильным в методе Маджио является постановка мундштука и положение губ, которое он приводит для исполнения нижних звуков. Извлечение нижнего регистра способствует, по его мнению, освобождению верхней губы, подстройке ее кромки и опоре на нижнюю губу. Такое положение должно быть характерным и для извлечения верхних звуков.

Два, казалось бы, противоположных принципа постановки мундштука на губах, выдвигаемых Костелло и Маджио, приводят к единому способу формирования губного аппарата — опоре на нижнюю губу и освобождению верхней губы от излишнего давления мундштука. Такую постановку мы широко используем в нашей педагогической и исполнительской практике.

Обучение и воспитание трубача-исполнителя является длительным и многоступенчатым процессом, в основе которого лежит осуществление правильной постановки мундштука на губах, рациональное формирование губного аппарата, длительная его стабилизация, связанная сначала с освоением звуков среднего регистра, а затем с постепенным расширением диапазона за счет овладения предельно верхними и нижними звуками.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*