Понятие амбушюра трубача

Формирование мышц губ, лица при постановке мундштука, воспитание игровых качеств амбушюра должны быть связаны у исполнителя с образованием качественного звука — свободного, полного, собранного, тембристого, без лишних призвуков, без шипа. Все это подразумевает четкие действия и других компонентов исполнительского аппарата — дыхания, языка, пальцев, музыкального слуха.

Понятие амбушюра широко распространено среди музыкантов всего мира. Однако, например, Н. Платонов в своих работах не применял слова «амбушюр», а заменял его понятием «техника губ». Не пользовались этим термином и Б. Диков и А. Федотов в своих «методиках» обучения игре на духовых инструментах. Отказ от слова «амбушюр» Платонов мотивировал тем, что его толкование в ряде словарей не соответствует истинному его содержанию: «Слово амбушюр устарело, распавшись по своему содержанию на совершенно различные понятия, и может быть без малейшего ущерба исключено из употребления».

Платонов, на наш взгляд, был неправ. Слово «амбушюр» имеет точный и ясный смысл и широко используется в современной мировой методической литературе, в учебных пособиях и «школах».

Слово «амбушюр» (франц. ambouchure, от bouche — рот) обозначает два понятия: 1) способ складывания губ, языка при игре на духовых инструментах; 2) то же, что «мундштук». Второе толкование связано с тем, что во французском языке глагол «emboucher» означает подносить, приставлять ко рту (духовой инструмент), а существительное «embouchure» имеет два смысла — устье (реки) и мундштук (духового инструмента). В других, музыкальных словарях и специальной методической литературе слово» «амбушюр» получает более точное толкование. Об идентичности понятий «амбушюр» и «мундштук» речь уже не идет, второе смысловое значение французского «embouchure» в расчет не берется. В «Энциклопедическом музыкальном словаре», например, амбушюр — это «способ складывания губ и языка для извлечения звука при игре на духовых инструментах. Для каждого инструмента и для извлечения различных оттенков звука этот способ различен». В «Музыкальной энциклопедии» амбушюр — «способ складывания губ и языка (положение и степень напряженности) при игре на духовых инструментах. Амбушюр различается в зависимости от типа инструмента. Флейтист при помощи губ направляет струю воздуха на срез инструмента, а движения языка определяют характер атаки звука. При игре на язычковых инструментах губы, охватывая трость, регулируют ее вибрацию. Исполнители на медных духовых инструментах плотно прижимают натянутые губы к мундштуку; образуется узкая щель, через которую вдувается воздух. Ток воздуха вызывает вибрацию губ, которые многократно прерывают воздушную струю, создавая звуковую волну. На одном и том же инструменте амбушюр меняется при извлечении звуков различной высоты и силы».

И все-таки два последних определения амбушюра неточны. Язык является отдельным компонентом исполнительского аппарата музыканта и в понятие амбушюр не входит. Поэтому педагоги-духовики не включают его в свои определения: «…Губы играющего на валторне постоянно меняют свою форму и напряжение. Это приспособленное для извлечения звуков положение губ и связанное с ним состояние мышц, лица принято называть амбушюром», — пишет А. Усов. Г. Ерёмкин дает формулировку амбушюра как «совокупность определенного положения, взаимодействия и функций мышц губ и лица, принимающих участие в образовании звука при игре на духовых инструментах».

Таким образом, понятие амбушюра существует и его смысловое значение можно точно определить: положение, степень, упругости губных и лицевых мышц исполнителя, их натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность при игре на трубе называются амбушюром. Следовательно, для достижения мастерства при игре на трубе амбушюр должен развиваться в двух направлениях — в воспитании силы и выносливости губных и лицевых мышц, их гибкости и подвижности.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*