Первый урок игры на трубе

В процессе многолетнего опыта каждый педагог постепенно отбирает приемы, которые он считает целесообразными и эффективными и таким образом вырабатывает свою методику преподавания. Эта методика тогда оправдывает себя, когда практические приемы получают теоретическое осмысление и научное обоснование. Знание теории игры на трубе — важнейшее условие успешной работы педагога в начальном звене — ДМШ.

Первые уроки ученика находятся под зорким контролем опытного педагога. Они являются тем фундаментом, на котором закладываются основы рациональной постановки мундштука на губах, исполнительского дыхания, атаки звука, работы пальцев и музыкального слуха; положения головы, корпуса, рук, ног; открываются кратчайшие пути к усвоению и закреплению важнейших игровых навыков, к пониманию музыки как творческого процесса.

Первый урок для ребенка — большое и важное событие. Он ждет чего-то необычного, интересного. Его внимание обострено новыми впечатлениями, которых на первом уроке бывает много, и они, как правило, являются наиболее сильными и прочно закрепляются в памяти. У ученика складывается определенное отношение к педагогу, к занятиям. Поэтому на первом же уроке необходимо вызвать в ребенке чувство свободы и непринужденности поведения в классе, стремление как можно больше получить знаний и умений, активный интерес к предложенной ему музыкальной работе.
«Таинства» педагогического процесса связаны с индивидуальностью ученика, с его физиологическим и психическим складом, которые часто остаются загадкой для неопытных педагогов. Подход к каждому из учеников должен быть своим, особым, с учетом индивидуальных способностей.

На первом уроке педагог может, если это требуется, еще раз проверить и уяснить для себя музыкальные и физические данные своего ученика. После этого показать трубу, в краткой и доступной форме объяснить ее устройство и название частей. Если педагог играющий, то желательно, чтобы он сыграл яркую, выразительную пьесу или мелодический отрывок. Это сразу привлечет внимание ученика к изучению инструмента.

Далее показывается мундштук, объясняется его назначение. И наконец, подробно излагается прием извлечения звука на одном мундштуке, без инструмента. Иными словами, производится постановка губ и языка. Губы не следует растягивать «в улыбку» или, наоборот, собирать — как бы для произношения буквы о. Американский трубач Ирвинг Буш справедливо предлагает определять положение губ слогом дим. Мышцы губ при этом полусобраны к центру, вокруг мундштука.

Ученик держит мундштук за ножку большим и указательным пальцами левой руки. Это гарантирует самый малый нажим полей мундштука на губы. Сначала ученик дует в мундштук, как бы имитируя сложенными губами слог пу. Затем пробует артикулировать атаку ту. Язык при этом делает стремительное движение вниз от верхних к нижним зубам, опускаясь на дно рта и давая тем самым воздушной струе свободный доступ к сомкнутым губам. Но звука ученик пока не производит.

Как только внешняя форма амбушюра воспринята учеником, педагог обращает внимание на правильный способ вдоха и выдоха. Сначала ученик проделывает несколько дыхательных упражнений без мундштука. Он берет глубокое дыхание, при этом следит, чтобы плечи не поднимались. Кладет руку на живот и, выдыхая воздух, обращает внимание на то, чтобы брюшной пресс чутко реагировал на выдох, но как можно дольше оставался в приподнятом состоянии (фазе вдоха).

Затем предпринимается попытка соединить вместе работу губ, языка, дыхания, направляя все усилия на извлечение первого звука на мундштуке. Он может быть произвольным по высоте примерно соль первой октавы.

Для большего сцепления губ их края следует слегка помочить слюной. Для этого достаточно провести по ним кончиком языка. Теперь извлечение звука будет зависеть от плотного соединения верхней и нижней губ, интенсивности выдоха и четкой атаки языка.

Мундштук следует приставлять к губам намного выше среднего уровня и как бы из-под носа опускать на них таким образом, чтобы верхняя губа, самый центр ее плотно соприкасался с нижней губой. Удержание кромки верхней губы является решающим в устойчивом звукоизвлечении на трубе.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*