Педальные звуки на трубе

Для выработки собранности губного аппарата, способного к охвату широкого диапазона трубы, уже много лет существует система освоения так называемых педальных звуков.

Извлечение звуков всего диапазона трубы должно происходить на собранном амбушюре. Нижний регистр не допускает расслабления губных мышц, а, наоборот, требует четкой и целенаправленной их работы. Собранность амбушюра не следует смешивать с зажатостью губного аппарата. Собранность предполагает свободу и гибкость движений губных и лицевых мышц, их крепость и физическую выносливость и в то же время способность точно определять и закреплять необходимые позиционные положения при извлечении звуков, различных по высоте.
Как указывалось, педальные звуки — это звуки так называемой «мертвой акустической зоны», расположенной за границей действия вентильного механизма трубы. Педальными называются также звуки, которые можно получить, применив систему вентилей к педальному до малой октавы — основному тону натурального звукоряда инструмента:


Педальные звуки на трубе

Педальные звуки играть очень трудно, но возможно. Неудобство их исполнения происходит из-за слишком маленькой и мелкой чашки мундштука, на котором сейчас играют большинство трубачей. Звуки «мертвой акустической зоны» извлекаются на трубе, но качество их никогда не сравнится со звуками основного звукоряда инструмента, ибо они не имеют обертоновой основы и являются своего рода базинговыми, чисто амбушюрными. Расслабляя губной аппарат, трубач находит определенную интонационную его позицию и собранными губами с интенсивным выдохом удерживает нужную степень его напряженности. Полученный таким способом звук имеет определенную высоту, но крайне малое количество обертонов делает его тембрально бедным и динамически слабым. Вентильный механизм при этом играет незначительную роль, но его так или иначе нужно применять. Аппликатура используется разная, но большинство педагогов предлагают брать основную — октавой выше.

При работе над педальными звуками необходимо следить за выполнением одного важного правила. Играя нисходящую мелодическую последовательность, трубач должен стремиться как можно дольше сохранять амбушюр в положении извлечения верхних звуков; и наоборот, играя восходящую последовательность, — дольше держать губной аппарат в положении извлечения звуков нижнего регистра. Иными словами: идя вверх, оставайся мысленно внизу, идя вниз, оставайся вверху. Губной аппарат обязан находиться в предельно собранном состоянии на протяжении всего диапазона трубы. Это условие очень важно при извлечении звуков малой октавы.

Еще одно обстоятельство нельзя упускать из виду. Расслаблением губ, без применения вентилей, можно понижать каждый звук примерно на полутон. Например, попробуйте сыграть такое упражнение:


Педальные звуки на трубе

Можно усложнить задание:


Педальные звуки на трубе

При систематической тренировке навык понижения того или иного звука только посредством губного аппарата можно довести до совершенства.
Чтобы научиться играть звуки малой октавы, нужно сначала научиться удерживать нижние звуки губами, меняя при этом аппликатуру:


Педальные звуки на трубе

Способность повышать и понижать звуки одними губами без помощи вентилей — главное свойство хорошо развитого амбушюра трубача.
Следующими упражнениями для достижения педальных звуков могут быть:


Педальные звуки на трубе

Аппликатура звука фа малой октавы для облегчения звукоизвлечения: первый и второй вентили, а затем, после тренировки — первый вентиль. Последующие упражнения также сначала следует играть с облегченной аппликатурой, а потом переходить на основную:


Педальные звуки на трубе

У некоторых трубачей педальная нота до малой октавы не получается даже после длительных и упорных занятий. Причиной здесь может оказаться природный склад губ, челюсти, особенно¬сти формирования амбушюра. Таким исполнителям можно рекомендовать брать звук до при помощи комбинации трех вентилей 1—2—3. Этот прием допускается многими зарубежными учебными
пособиями.

Игра педальных звуков — привилегия трубачей, в совершенстве владеющих своим губным аппаратом. Она способствует расширению и укреплению диапазона, гибкости в переходах legato, помогает быстрому приведению амбушюра в рабочее состояние, а губ — в порядок при утомлении и т. д. Начинать заниматься педальными звуками можно на средней стадии обучения (то есть в музыкальном училище, на 5—6-м году обучения, когда трубач уже укрепил свой губной аппарат и получил основные навыки профессиональной игры. Игра педальных звуков ни в коей мере не должна стать основополагающей в ежедневных упражнениях трубача. Она может быть только самой небольшой частью утреннего тренажа и длится 5—10 минут, органически вливаясь в комплекс ежедневных упражнений. Чрезмерное увлечение педальными звуками и неправильная методика занятий ими, отсутствие собранности амбушюра, невыполнение основного правила — идя вверх, оставайся мысленно внизу, идя вниз, оставайся вверху,— приносит непоправимый вред, а иногда приводит к плачевным результатам.

Какие же упражнения на педальные звуки можно рекомендовать для включения в ежедневные занятия трубача? Так называе¬мые разминки из пособия Л. Маджио — наиболее подходящие
для тех учеников, которые только начинают осваивать педальные звуки:


Педальные звуки на трубе

Интересно одно из упражнений, предлагаемых в пособии Джеймса Стемпа:


Педальные звуки на трубе

Удобным и компактным, на наш взгляд, представляется разыгрывание, используемое в практике известным французским трубачом Пьером Тибо и опубликованное в «Бюллетене», издаваемом Объединением трубачей Франции:


Педальные звуки на трубе

При игре приведенных выше упражнений важными условиями являются соблюдение медленного темпа, точное выдерживание длительности каждой ноты, плавность переходов в legato, рациональность в распределении дыхания, тщательность в прослеживании пауз и периодов отдыха губного аппарата.
Организация самостоятельных занятий трубача требует прежде всего систематичности. Играть на трубе нужно ежедневно.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*