Основы метода Луиса Маджио

Замечательный, отметающий старые понятия, подход к игре на медных духовых инструментах, созданный и усовершенствованный известным педагогом Луисом Маджио (1878 – 1957г.).
Тяжелый несчастный случай повредил его амбушюр, что явилось причиной удивительного открытия и совершенно новой концепции в игре на медных духовых инструментах, которая дала всемирно известных духовиков.
Когда-то устное преподавание Луиса Маджио, полностью записано Карлтоном Макбет, студийным трубачом и педагогом, бывшим ассистентом Луиса Маджио в течение десяти лет, в расцвете его педагогической деятельности.
Карлтон МАКБЕТ.
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШИМИ ЗАМЫСЛАМИ.
Мир медных инструментов никогда ещё не подвергался столь сильному влиянию одного человека, как это было в случае, теперь легендарном, Луисом Маджио. Живя в те дни, когда связь между людьми была медленной и развитие медных инструментов находилось в начальной стадии, он добился огромных профессиональных результатов игры, что, безусловно, является свидетельством его гениальности.
Руководящие инструкции Маджио были не просто продуктом невероятно талантливого ума, они являются как бы результатом того трагического инцидента, который изменил всю его жизнь. Покинув родную Италию в 1906 году, он выступал в симфоническом оркестре города Сэн-Паула и несчастье произошло в 1919 году. В холодную погоду, пытаясь добежать до трамвая, Луи поскользнулся на обледенелом тротуаре и упал, разбив рот. Сила удара была настолько велика, что буквально разбила ему все губы и несколько передних зубов.
Медицина ничем не могла помочь ему и ясно было что его музыкальная карьера пришла к концу. Будучи расстроенным, Луи как бы ответил вызовом и в течение следующего года, рассчитывая только на себя, постигая и развивая совершенно новые представления об игре на медных духовых инструментах. К удивлению своих коллег, система Маджио, которую он создал, дала ему возможность вернуться и занять своё место в симфоническом оркестре. Теперь он, более того, стал играть гораздо лучше. Он достиг регистра, о котором в те дни никто и не слышал (5 октав) и теперь играл сочным, бархатным звуком на всех регистрах.
Известия о достижениях Маджио постепенно распространились в музыкальном мире и многие духовики стали искать у него помощи для разрешения своих индивидуальных проблем.
В 1930 году Маджио обосновался в Лос-Анжелесе и всё своё время обучению и, в конце концов, создал себе международную репутацию как выдающегося преподавателя игры на медных духовых инструментах.
Среди музыкантов, пострадавших подобно Маджио и впоследствии с его помощью вернувшихся к музыке, были Рафаэль Мендец и Карлтон Макбет.
Маджио был способен справиться со всеми проблемами, с которыми приходили к нему и во всех случаях они возвращались к музыкальной карьере более сильными, играющими много лучше, чем до случившегося несчастья. Успех его был необычайным и был такой период времени, когда почти все известные духовики на Западном побережье были представителями его системы.
Луис Маджио полностью посвящал себя музыке и своим студентам, он был больше, чем великий учитель, он был образцом жизни для тех, кто обращался к нему.
Просматривая эти страницы, изучая работы Луиса Маджио, Вы, вероятно, увидите этого «маленького человека с огромными замыслами» в том же свете, в каком видели мы, его многочисленные ученики и поклонники его таланта.
И хотя эта дань восхищения к великому человеку несколько запоздала, но пусть она поможет восстановить то признание, которое он так, по справедливости, заслуживает.

ВСТУПЛЕНИЕ.

«Делай то, что я говорю тебе, сынок, и ты будешь играть прекрасно».
Это были слова Луиса Маджио, обращенные ко мне в 1947 году, когда я был молодым и сбитым с толку, трубачом. Мне было нечего терять, выиграть же я мог всё и я начал слушаться его советов, обнаружив, что всё, что он говорит — совершенно справедливо.
Луи, как бы, взял на себя всю мою заботу о том, как научиться играть на трубе (до этого моя учеба шла через серии испытаний и ошибок, слухов и разноречивых советов). Он оказал огромнейшее влияние на мою жизнь, точно так же как он оказывал своё влияние на многих других людей. Его гениальная система игры сформировала и придала особое значение моей исполнительской и педагогической карьере.
Поэтому, в надежде, что это разумное учение великого мастера не должно уйти в могилу со своим создателем, я посвятил свою жизнь передаче принципов эго учения новому поколению.
Система Луиса Маджио проста и очень ясна. Он не оставил ничего такого, чтобы можно было изменять. Его инструкции охватывают все стороны игры на духовом инструменте.
Я попытался записать основные принципы системы Маджио, точно запомнив в том виде, в котором Луи давал мне. Разминки, уроки, примеры (иллюстрации) и вспомогательные учебные советы предназначены ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть в отношении его системы.
Вы обнаружите, что в некоторых случаях я повторяюсь. Это не просто излишество, а напротив, это составная часть метода Маджио. Это для того чтобы подчеркнуть определённые основные положения. И также чтобы эти положения закрепились в Вашей памяти. Например, разминка, которая совершенно необходима, связана с серией фотографий. Их задача закрепить в Вашем сознании важность того, чтобы каждый раз одинаково играть. Это может развить постоянство.
Эти упражнения написаны как для начинающих, так и для профессионалов. У меня студенты от четырнадцати лет и за пятьдесят играют от второго педального До (До большой октавы) до До выше верхнего До (До четвёртой октавы) и даже выше. Это доказывает, что грубая сила здесь не играет никакой роли.
Вся суть игры этих нот заключается в том, чтобы знать, как их играть. Эти упражнения также сводят на нет то убеждение, что требуется вся жизнь, чтобы научиться играть на медном духовом инструменте. Это совсем не так. Вся что необходимо – это от полутора до двух часов в день, семь дней в неделю, в продолжении пяти недель; много отдыха и постоянного осознания этих основных принципов игры.
Я рекомендую не начинать игры раньше разминки и уроков. Если Вы имеете ранний вызов на игру или не имеете времени закончить урок недели, перед уходом на работу то, по крайней мере, выполните разминку. Затем, позже – в течение дня обязательно выполните урок.
«Помните, что плохие привычки Вы вырабатывали в течение ряда лет, так дайте же этой системе, по крайней мере, полные пять недель» — говорил Луис Маджио.
В этот курс включены «Вспомогательные учебные инструкции». Обращайтесь к ним чаще. Они ответят на любой вопрос, который может у Вас возникнуть. Если, каким-либо образом, я не ответил на ваш вопрос или дал неверный ответ – не стесняйтесь написать мне и я исправлю свою ошибку.
Внимательно изучайте систему, обратите сугубое внимание на основные принципы и тогда результаты будут удивлять Вас в течение Вашей исполнительской карьеры.
«Занимайся, сынок, и тогда придет к тебе признание» — говорил Луис Маджио.
Я согласен, Луи!
Карлтон МАКБЕТ.

УЧЕБНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

1. ПОЛОЖЕНИЕ ИГРАЮЩЕГО.
Положение играющего может быть как сидячим, так и стоячим. Обычно, в студии Луиса, я сидел, но в некоторых случаях вставал, чтобы расслабиться. Инструмент крепко держать левой рукой. Правая рука должна быть расслабленна, но под контролем. Раструб инструмента наклонен слегка вниз, позволив мундштуку совпадать с естественными очертаниями губ.

2. АМБУШЮР.
«Губы подобны тростям. Их назначение – вибрировать» — говорил Маджио. Они должны быть всегда:
1. Мокрыми.
2. Вместе.
3. В выдвинутом полодении.
4. Углы рта движутся к клыкам (зубам против глаз) – как при насвистывании.
5. Расслабленными и гибкими – говорил Луис Маджио.

3. ПОЛОЖЕНИЕ МУНДШТУКА.
1. Приложите мундштук прямо под нос.
2. Сдвигайте мундштук до тех пор, пока нижняя губа не заполнит 1/3 чашки мундштука, оставив 2/3 на верхней губе. Всегда существует опасение, что мундштук соскользнёт вниз с верхней губы, поэтому играющий должен постоянно следить за тем, чтобы этого не произошло.

4. КАК БРАТЬ ДЫХАНИЕ.
1. «Вдыхайте так, как вдыхает тонущий человек, идущий в третий раз на дно» — говорил Луис Маджио.
Луис имел в виду то, что надо набирать возможно большее количество воздуха в лёгкие в кратчайшее время.
2. Задержите воздух и расслабьтесь «Сядьте на воздух плечами так, чтобы он переместился на самый низ лёгких» — говорил Маджио.
3. Подача воздуха, как:
1. будто Вы выдавливаете зубную пасту со дна тюбика.
2. поднимаете вилами.
3. боксёр, получающий удар в живот.
4. внутрь и вверх.
Если играющий чувствует краткость вдоха или недостаток воздуха, это значит, что он неправильно дышит или теряет много воздуха, неправильно его распределяя (губы расставлены широко).
Для решения этой проблемы сделайте серию коротких вдохов в таком порядке:
1. вдох,
2. расслабьтесь (задержав воздух),
3. сделайте второй вдох,
4. расслабьтесь (задержав воздух),
5. сделайте третий вдох,
6. расслабьтесь («Сядьте на воздух плечами»)
7. подавайте воздух (выдох).
Будьте уверены в том, что губы слегка сжаты, предупреждая ненужную потерю воздуха.

5. РАССЛАБЛЕНИЕ.
По возможности, основная часть мышц постоянно должна быть расслаблена, естественно, что в некоторых частях тела будет напряженность (диафрагма, мышцы брюшного пресса, мышцы амбушюра), но только лишь в той мере, какой необходимо исполнять свои функции.
«Если играющий играет расслабленно, свободно Вы узнаете по его звуку» — говорил Маджио.

6. РАЗМИНКА.
Разминка в системе Маджио играет очень существенную роль. Подача воздуха начата, положение амбушюра и мундштука достигнуто, губы постепенно вынуждены вибрировать и, в целом, добиваются расслабленности, свободы в подходе к звукоизвлечению. Две разминки, рекомендованные Маджио и включенные в этот курс, предназначены для выполнения этих основ. Пользуйтесь этими разминками как указано и продолжайте идти вниз до педального До (До малой октавы), пока она не станет частью Вашего диапазона.

7. ПЕДАЛЬНЫЕ НОТЫ.
Всякая нота, ниже естественного диапазона инструмента, называется «педальным звуком». Они, вероятно, никогда не будут иметь музыкальной ценности, но педальные ноты являются очень важной основой системы Маджио.
Когда педальные ноты играются правильно, то:
1. Заставляет играющего придерживаться принципам правильного амбушюра и постановки мундштука,
2. подготавливает к извлечению ноты высокого регистра. Только слог (ТИЧ) и напряжение (углы рта движутся к клыкам как при насвистывании) различны.
3. развивается слух, контроль дыхания и т.д.
Помните, что подходить к педальным нотам надо с октавы выше, сохраняя играющим амбушюр и обеспечивая стройность нот. Употребляйте правильную пальцовку и позволяйте мундштуку ползти вверх по губе. Язык нужно держать плоско на дне рта без каких либо выгибаний.
Будьте удовлетворены любым качеством извлекаемых звуков, концентрируйте своё внимание на принципах (воздух, расслабление, слог и т.д.).

8. СРЕДНИЙ РЕГИСТР.
«Думайте, что Вы дуете через раструб трубы, а не через мундштук – тогда звук будет свободным и богатым» — говорил Луис Маджио.
Средний регистр самый важный из всех регистров, поскольку большая часть игры проходит в этом регистре. Мы исполняем средний регистр там же закрытым амбушюром, надлежащим слогом и полной, свободной струёй воздуха.


9. ВЫСШИЙ РЕГИСТР.

В данном курсе мы будем подходить к верхнему регистру исходя из следующей философии:
1. Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра.
2. Слог «А» в горле должен быть постоянно
3. Произносить слог с помощью языка, как бы свистящими шипя («ТИЧ»).
4. Играйте в начале не громко, потом они увеличатся в звучании.
5. Каждый день старайтесь брать ноты как можно выше. Между каждыми попытками взять высокую ноту, проигрывайте педальные ноты.
6. Исходя из того, какая самая высокая нота у Вас является пределом – считайте, что практически Вашим регистром является нота терцией ниже предельной.
7. Этот регистр некоторые осваивают быстро, другие же – медленно.
Запомните, что правильно пользуясь принципами системы Маджио все высокие ноты Вам удастся воспроизвести.

10. СЛОГИ.
Произнесение слога при помощи изменения положения языка является основой основ системы Маджио. Слог «А» в горле должен быть постоянно, что является основным правилом. Слоги обеспечивают правильную подачу воздуха в различных регистрах. Они выполняют ту же роль какую исполняет октавный клапан на кларнете. Они позволят Вам исполнять пять полных октав (от До большой октавы до До четвёртой октавы) без изменения амбушюра.
Естественно, что слоги должны координироваться со всеми другими основными принципами системы Луиса Маджио.
Вскоре Вы будете в состоянии услышать четко слог в своём звуке. В результате применения слогов звук получается компактным и контролируемым в отношении интонации и стройности.


11. ЛЕГАТО.

Легато это переход с одной ноты на другую без прекращения подачи воздуха.
1. Легато должно исполняться полностью воздухом и слогом.
2. Не должно быть никаких видимых изменений лицевых мышц.
3. Согласуйте смену слогов, изменения пальцовки и легкого толчка диафрагмы.
4. Сохраняйте выдвинутое положение амбущюра.
5. Никогда не применяйте улыбку.

12. ЯЗЫК.
Язык в системе Маджио выполняет различные функции.
1. Язык формирует слог.
2. При отдельных октавах, следуемых за залигованными пассажами:
а) язык находится у основания верхних зубов,
б) опускается на дно ротовой полости при подаче воздуха, а кончик языка находится у основания нижних зубов,
в) средняя часть языка изгибается для формирования слога.
3. При быстрых движениях языка в стаккато, он действует на подобие атак кобры, касаясь основания верхних зубов.
«Думайте о залигованном пассаже и добавляйте язык к легато» — говорил
Маджио.

13. ПАЛЬЦОВКА (позиции).
Эти упражнения должны играться обычной пальцовкой, как указано.
1. Внимательно следите за чистотой, аккуратностью движений пальцев.
2. Следите за быстрым нажимом и также быстрым отпусканием пальцев.
3. Запомните поскорее пальцовку во всех регистрах.
В книжке, написанной в басовом ключе, предложены позиции для тромбона. Они помещены над нотами, что позволяет играющему концентрировать своё внимание на основных принципах системы и меньше думать о позициях.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*