Основы работы над гаммами на трубе

Работа над мажорными и минорными гаммами, обращениями тонических трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных вводных септаккордов является основой технической подготовки профессионального трубача. Она проводится с начальных занятий ученика и продолжается на всем протяжении его дальнейшей исполнительской деятельности. Гаммы и арпеджио включают в себя все разнообразие трубной техники. Они позволяют музыканту, абстрагируясь от чисто художественных задач, сосредоточить внимание на выработке различных двигательных навыков, связанных с работой губ, языка, дыхания, пальцев, на координации и взаимосвязи всех компонентов исполнительского аппарата. Работа над этим разделом инструктивного материала способствует усвоению всевозможных приемов звукообразования, связанных с атакой звука, артикуляцией и штрихами, помогает планомерному контролю за качеством звука, интонацией и строем.

Процесс работы над гаммами и арпеджио следует разделить на два больших этапа.

Первый — это изучение мажорных и минорных гамм, обращений трезвучий, доминантсептаккордов по квинтовому кругу. В зависимости от подвинутости ученика, от его диапазона, следует выучить аппликатуру всех гамм в медленном движении и добиться четкого и ясного их исполнения в одну и две октавы.

Не следует в первые два года занятий требовать от ученика исполнения гамм в быстром движении. Сначала гаммы играются половинными нотами, а затем четвертями. Главное условие при этом — выдерживание каждого звука до конца длительности, его четкая атака (detache). Некоторые педагоги неправильно понимают штрих detache, требуя исполнять его мягкой атакой звука. Мягкую атаку предполагает штрих portato. Detache нужно играть, применяя четкий удар языка. Самое начало звука должно быть по громкости равно его продолжению. Если же оно будет несколько сильнее, то получится акцент или sforzando, слабее — portato. Detache — средний между этими приемами исполнения штрих, связанный с четким и ясным началом, ровным продолжением (tenuto) и то

Умение четко воспроизводить последующий звук гаммы, выдерживая полную длительность предыдущего, то есть дотягивая ее до конца, это уже мастерство. И на первых порах, и при дальнейшем обучении игра гамм в медленном темпе (четвертями) штрихом detache — важнейшее условие воспитания академизма в исполнении.

Гаммы нужно играть не только раздельной атакой звука (detache), но и legato. Все виды гамм, трезвучий, септаккордов следует повторять штрихом legato.

На первых порах обучения темп исполнения гаммы =60. В дальнейшем движение можно ускорить до = 80. Для проверки правильности темпа ученику не обязательно пользоваться метрономом. Достаточно иметь часы. Одно движение секундной стрелки будет соответствовать одной четверти в темпе =60. Более быстрое движение может контролироваться по часам следующим образом: 20 четвертных звуков при метрономе =80 должны исполняться за 15 секунд.

Дыхание при игре гамм в медленном темпе следует устанавливать произвольно. Все зависит от индивидуальных возможностей ученика. Важно только, чтобы смена дыхания не происходила после вводного тона, чтобы перед вдохом не образовалась слишком большая пауза, а также чтобы предыдущий звук выдерживался до конца.

На определенном уровне обучения (4—5-й год) вместе с гаммами и трезвучиями необходимо играть доминантсептаккорды и уменьшенные вводные септаккорды. (Если вначале последовательность исполнения будет: мажорная гамма, трезвучие и его обращение, то потом — мажорная гамма, доминантсептаккорд и его обращение, трезвучие и его обращение). В мажоре обязательным для исполнения является доминантсептаккорд, в миноре — уменьшенный вводный септаккорд. Последовательность, при которой сразу же после гаммы следует септаккорд, оправдана ладовыми тяготениями, так как неустойчивые звуки доминантсептаккорда и уменьшенного вводного септаккорда (и их обращения) находят свое разрешение в трезвучии (и его обращении).

Некоторые педагоги советуют при исполнении септаккордов разрешать их в основной звук тоники. Этого при новом, рекомендуемом нами методе исполнения гамм делать не надо, так как за исполнением всех неустойчивых звуков естественно идет устойчивое тоническое трезвучие.

Предложенная нами последовательность исполнения гамм более рациональна еще и потому, что ученики, как правило, лучше и быстрее усваивают септаккорды.

Все гаммы следует разделить на двухоктавные и полутораоктавные. Малый диапазон трубы не позволяет трубачам играть некоторые гаммы в две октавы. Это объясняется и тем, что ученики, приступившие к изучению гамм, не владеют свободно верхним регистром. Поэтому на первом этапе работы над гаммами следует определить, какие из них можно отнести к двухоктавным и какие к полутораоктавным. Мажорные и минорные двухоктавные гаммы строятся от звуков: до, си, си-бемоль, ля, ля-бемоль, соль, фа-диез; полутораоктавные гаммы — от звуков: фа, ми, ми-бемоль, ре ре-бемоль. Гаммы, начинающиеся от звуков ре и ре-бемоль, можно считать переходными. Их вначале следует играть до звуков ля и ля-бемоль (до квинтового тона). А затем, на более высокой ступени обучения, пробовать играть в две октавы. Таким способом рекомендуется подходить и к изучению гамм от звуков до, си, си-бемоль, ля, ля-бемоль, то есть исполнять вначале гамму до второго квинтового тона, в полторы октавы.

Гамма в полторы октавы

Полутораоктавные гаммы (от звуков фа, ми, ми-бемоль) следует играть, используя нижний регистр и постепенно добавляя в верхнем регистре первый квинтовый тетрахорд.

На первом этапе обучения необходимо начать изучение хроматической гаммы. Лучше всего сразу же после исполнения мажорной и минорной гамм предложить ученику сыграть хроматическую гамму в тех же мажоре и миноре. Прежде всего ученик должен представить себе названия звуков, правильно их альтерировать в той или иной тональности и затем медленно, четвертями ( =60) сыграть штрихами detache и legato.

Существенное значение приобретает чистота интонирования гамм, септаккордов, трезвучий и их обращений. С первых же уроков необходимо заставить ученика слушать себя и приучать пользоваться выдвижением третьей кроны (или первой кроны, если имеется соответствующее устройство на трубе) для подстройки интонационно неточных ре-бемоль и ре первой октавы.

Второй этап работы над гаммами, септаккордами, трезвучиями и их обращениями начинается тогда, когда трубач уже хорошо освоил их в медленном движении, а также имеет вполне сформировавшийся амбушюр и в достаточной мере владеет регистрами инструмента. Этот период обычно начинается в музыкальном училище (II—III курсы) и продолжается в вузе (I и II курсы).

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*