Во всем мире известно, что в ряду выпускников Московской консерватории есть множество замечательных музыкантов. Но мало кто знает, что среди них также встречаются выдающиеся музыканты неакадемических направлений. Об одном из них этот рассказ.
Жизнь Олега Михайловича Степурко – удивительный по своей увлекательности путь живого, ищущего музыканта в сложное время 2-й половины ХХ – начала XXI столетий. Сейчас он известен как джазовый трубач, аранжировщик, композитор и педагог.
Олег Михайлович родился в 1946 году. В 1970-м он окончил консерваторию по классу трубы. Но еще до начала обучения проявилась его необычайная любовь к джазу. В джазовом амплуа еще совсем юный трубач дебютировал в ансамбле Валерия Кацнельсона в начале 60-х годов. Джаз стал делом всей его жизни.
Такой выбор творческого пути в то время был очень смел. Середина прошлого столетия вошла в историю как период гонений на культуру, в том числе и джаз. Власти тщательно следили за идеологической выдержанностью репертуара. Американские пьесы должны были иметь непременно кубинские названия. Постоянно устраивались прослушивания, многое просто не допускалось к исполнению. Но джаз, вопреки идеологическому давлению, выжил. И во многом это стало возможным именно благодаря энтузиастам джаза, одним из которых оказался и Олег Степурко. Его деятельность в эти тяжелые для джазового искусства времена действительно поражает своей активностью. В 1968-71 гг. он руководит квинтетом в Электростали (Московская обл.), в последующие годы играет в джаз-рок-группе Виталия Клейнота, в биг-бэнде Юрия Чугунова, руководит оркестром Электростальского музыкального училища. Уже в 80-х годах он входит в секстет Юрия Чугунова, в «Каданс» Германа Лукьянова, а с 1986-го, продолжая одновременно выступать как приглашенный солист-импровизатор с разными биг-бэндами, создает собственную группу «Джаз-контакт».
Группа Олега Михайловича продолжает активную творческую деятельность и сегодня. Ее коллектив с годами меняется и сейчас представляет собой несколько смешанный возрастной состав, что на жизнедеятельности группы отражается только положительно. Из основателей – сам Олег Степурко, трубач, а также – Борис Кузнецов, «человек-оркестр», перкуссия. Остальные – молодежь: Павел Мартыненко, гитара; Егор Шаманин, саксофон, флейта; Кирилл Степурко (сын Олега Михайловича, который продолжает традиции отца), ударные; Александр Гайдук, бас-гитара.
Наряду с исполнительским талантом Олег Степурко удачно сочетает в себе дарование композитора и педагога. Его педагогическая деятельность началась с середины 70-х годов на эстрадном отделении музыкального училища в подмосковном городе Электросталь. Сейчас он является преподавателем импровизации в Гнесинском колледже. В процессе преподавания Олег Степурко создал две замечательные книги о джазе: учебное пособие «Трубач в джазе» (1989) и книгу «Блюз – Джаз – Рок» (1994). Эти книги стали выражением творческого кредо музыканта. Олег Степурко глубоко убежден в том, что творческое начало является самым важным в человеке. Если его не развивать, а, что еще хуже, наоборот, подавлять, то человек себя теряет. Одним из способов раскрыть свой творческий потенциал Олег Михайлович видит в искусстве импровизации, которая и составляет сущность джаза. Импровизация, по словам джазмена, – это зеркало души. Олег Степурко верит, что каждый из его студентов обладает особенным творческим дарованием. А импровизация помогает ему это раскрывать. В качестве композитора Олег Михайлович заявил о себе как создатель многочисленных джазовых композиций, а также как автор музыки к различным детским представлениям.
Последняя область связана с человеком, который во многом определил жизненный путь музыканта. Во 2-й половине 60-х годов Олег Степурко познакомился с отцом Александром Менем и с тех пор стал постоянным членом его прихода. Отец Александр предложил музыканту применить свой джазовый талант и написать музыку к детскому представлению, посвященному Рождеству. Так, вначале была создана «Рожедственская мистерия», а позже – «Царь Иудейский». В то время, когда спектакли были поставлены, газеты вели шумную кампанию против церкви. Но, по воспоминаниям композитора, каким-то «совершенно чудесным образом два этих спектакля – «Рождественская Мистерия» и «Царь Иудейский» – были поставлены на телевидении и транслировались на всю Россию», а первый из них даже прозвучал на Би-Би-Си. Другими замечательными работами Олега Степурко стали музыкальное действо, посвященное прп. Сергию Радонежскому и детская опера «Святой Франциск Ассизский».
Сегодня спектакли с музыкой Олега Михайловича продолжают звучать и радовать детей, которые особенно в этом нуждаются. Местом, где они ставятся, стала Республиканская детская клиническая больница. Раз в год, на новогоднюю елку, в костюме Деда Мороза с трубой там появляется сам композитор и развлекает детей на празднике.
Об Олеге Степурко говорят, что это человек, которого никто не видел без улыбки. Открывая секрет такой полной и радостной жизни, сам композитор часто говорит своим студентам, что рай – это максимальная жизнь на пределе возможностей. «Принять самого себя, полюбить самого себя как Дар Божий – это самая великая задача, которая перед нами стоит» и «быть счастливым – это самый большой подарок, который может сделать человек Богу, своей семье, своей стране и всему миру, а найти счастье ему поможет творчество и джазовая импровизация».
Анна Демидова,
студентка III курса ИТФ
tribuna.mosconsv.ru