Обучение на мундштуке для трубы

Некоторые педагоги считают возможным с первых же уроков начинать постановочные занятия с учеником на инструменте. Это неверно. М. Табаков отмечал: «Инструмент в руках ученика, не умеющего еще с ним обращаться, отвлекает внимание последнего от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения». Главным в начальном обучении трубача Табаков считал тщательное закрепление приемов звукоизвлечения на одном мундштуке и только потом переход к занятиям на инструменте.

Метод проведения постановочных занятий только на мундштуке был известен в России еще в 19 веке. Видный корнетист В. Вурм в своей «школе» писал, что упражняться в извлечении звука следует сначала на одном мундштуке, потом, когда ученик усвоил основные навыки его постановки на губах, переходить к занятиям на трубе.

Среди современных зарубежных педагогов вышеописанный метод первоначального обучения на одном мундштуке пользуется популярностью. Его активно поддерживают известные американские трубачи Уильям Ваччиано, Луис Дэвидсон, Макс Шлоссберг. Проверяя правильность постановки мундштука на губах, зарубежные педагоги часто применяют так называемый визуальный определитель, визуалайзер (visualizer). Прибор представляет собой поля мундштука, снабженные сбоку для удобства ручкой. Посредством визуалайзера можно наблюдать работу той части губ, которая скрыта под чашечкой мундштука, следить за направлением струи воздуха.


Изогнутая ножка

Проводя первые уроки, педагог должен непременно следить за тем, чтобы ученик не переутомлял губной аппарат. Систематически следует делать также и небольшие перерывы для отдыха, во время которых можно объяснять ученику, например, музыкальную грамоту.

Первые уроки рекомендуется проводить в присутствии двух и даже трех учеников. Слушая замечания педагога, чередуясь в выполнении одного и того же исполнительского приема, они будут попеременно играть и активно отдыхать. Таким образом, содержание первых уроков носит пояснительный и практический характер. Постановка губ, языка, дыхания с точки зрения их предполагаемой деятельности должна быть основательно усвоена учеником.

Первые домашние задания будут состоять из упражнений на мундштуке, которые следует играть по 5 — 10 минут два-три раза в день, и дыхательных упражнений. Можно рекомендовать заниматься перед зеркалом, чтобы визуально следить за правильным положением мундштука на губах.

Каждый следующий урок начинается с проверки выполнения домашнего задания. Если ученик более или менее усвоил постановку губ, языка и дыхания, то педагог может позволить ему сыграть на трубе самый легкий по извлечению звук — соль первой октавы. Но с этим не следует спешить. Занятия на мундштуке могут продолжаться несколько уроков подряд.
Педагог сразу же должен подготовить ученика к тому, что первый этап в обучении игре на трубе является самым трудным и неинтересным, но в дальнейшем от качества усвоения первоначальных навыков зависит все музыкально-техническое развитие ученика. Необходимо найти такую форму занятий, чтобы трудное и неинтересное стало для ученика увлекательным, несложным и хорошо усваивалось.

Основной ошибкой в работе начинающего педагога является то, что он форсирует период постановки мундштука на губах, чтобы скорее перейти непосредственно к игре на трубе.

Прежде чем извлечь на трубе звук, педагог показывает ученику, как следует правильно держать инструмент. Объясняет правила постановки головы, корпуса, рук, ног. Объяснение должно быть убедительным, чтобы ученик знал, почему необходимо дер-жать трубу именно так, а не иначе. М. Табаков советовал «поупражняться в приемах обращения с ней (трубой) до тех пор, пока не появится некоторая свобода и уверенность правильно брать трубу в руки, правильно отнимать и приставлять ее к губам».

Приступив к извлечению звука соль первой октавы на трубе, ученик сосредоточивает свое внимание в основном на достижении четкой и ясной атаки звука. Это не всегда удается начинающему музыканту. Первый звук обычно извлекается с трудом, с «шипом», с неустойчивой интонацией, но тем не менее его нужно повторять до тех пор, пока он не начнет получаться достаточно чисто. Продолжительность первых звуков должна постепенно достигнуть четырех четвертей, то есть соответствовать полному выдоху ученика.

Начинающий музыкант испытывает ряд затруднений, связанных с непривычным положением инструмента в руках, с необходимостью согласованных действий дыхания, языка, губ. Педагогу следует объяснить ученику, что занятия — это постепенное устранение излишних напряжений в процессе игры на трубе, что надо стремиться к тому, чтобы при звукообразовании активно участвовали только те мышцы нашего исполнительского аппарата, деятельность которых необходима в тот или иной игровой момент.

Заниматься на трубе нужно стоя. Положение головы и корпуса прямое и ненапряженное, без ненужных наклонов вперед или назад. Локти рук несколько отодвинуты от грудной клетки и слегка приподняты. Такое положение дает свободу дыхательным мышцам в их работе. Стоять нужно на обеих, слегка расставленных ногах, распределив на них в равной мере тяжесть тела. Необходимо добиваться в организме и мышцах отсутствия какого-либо напряжения, стремиться к ощущению свободы и собранности, силы и уверенности.

На последующих уроках игра на трубе должна чередоваться с занятиями на одном мундштуке, с выполнением дыхательных упражнений. Они нужны для контроля правильности выполнения и воспитания навыков работы губ, языка и дыхания.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*