Всем инструменталистам-духовикам, профессиональным артистам, начинающим или продвинутым студентам, симфоническим и джазовым, музыкантам концертных духовых оркестров я рекомендую использовать такой большой мундштук (диаметр чашки), какой музыкант может выдержать и довольно глубокую чашку. Большой диаметр (мундштук) не позволит музыканту зажимать верхние тона использованием чрезмерного давления на губы, чтобы сделать эту работу. Его амбушюр скоро приспособится автоматически к правильному положению, особенно, если он соблюдает предварительно данные советы. В ведущих германских и французских консерваториях студенты обычно начинают с очень больших мундштуков и эти учащиеся вдобавок к имеющемуся прекрасному звуку развивают также превосходный верхний регистр. Большой мундштук с довольно глубокой чашкой предлагает бесспорное преимущество: исполнитель может производить естественный, компактный и однородный верхний, средний и нижний регистр, будет обладать улучшенным контролем над губами, большей гибкостью (подвижностью) и избежит «киксов», студент, обещающийся к большому мундштуку, может вначале найти, что извлекать звуки верхнего регистра немного труднее, но он скоро обнаружит, что он сможет достичь значительно увеличенной полноты звука в нижнем и среднем регистре с меньшим усилием.
Вскоре он овладеет высокими звуками, используя правильно мускулы губ и укрепляя их систематической тренировкой. Большеразмерный мундштук окажет ему поддержку и обеспечит хорошее качество звука даже, когда губы распухли от слишком продолжительной игры. Он научится играть с расслабленным амбушюром, будет выступать с полной уверенностью вместо трепетания из-за опасения, что высокие звуки не получатся.
Продолжительная тревога и отсутствие уверенности могут разрушить не только амбушюр, но и его нервную систему. Если музыкант раскалывает (расщепляет) звуки — это верный признак, что он использует слишком мелкий мундштук и слишком маленький.
Маленький диаметр чашки не позволяет достаточному количеству губ вибрировать и это мешает музыканту воспроизводить богатый, полный звук. Отсутствие полноты звука искушает (соблазняет) музыканта оказывать большее давление на губы, т.е. форсировать в инструменте больший объем звука, чем маленький мундштук способен пропустить (выпустить).
В лучшем случае его звук будет резким, пронзительным, назойливым, носовым и раздражающим, оскорбляющим чувствительное ухо. На таких маленьких и мелких мундштуках обычно играют исполнители, которые не получили настоящей школы и чьи уши привыкли к тому назойливому качеству, которые они могли неправильно рассматривать, как «блестящий» звук.
Не имеется никакого смысла для начинающего использовать маленький мундштук, потому что он ещё только «малыш». Юнец не вырастает мундштука, как он вырастает из своей одежды, обуви. Если он начинает играть на маленьком мундштуке, он будет иметь тенденцию продолжать игру на маленьком мундштуке.
Также обычна мысль, что музыкант с тонкими губами должен использовать маленький мундштук, или ещё, что музыкант с полными губами не должен браться за корнет или трубу.
Как общее правило, учащемуся должно быть позволено играть на инструменте по его собственному выбору. Успешная игра на медном инструменте зависит не столько от толщины губ, сколько от состояния и развития губ и от качества губных тканей. Один музыкант может иметь тонкие, но очень мускулистые губы и может поэтому стать очень сильным трубачом, в то время как другой музыкант с тонкими губами может оказаться не в состоянии развить достаточную силу, чтобы овладеть успешно трубой, он добьётся наиболее больших успехов на валторне. Будущий инструменталист на «медных» с полными губами обычно успешнее овладеет тромбоном и трубой, но мог бы преуспеть на трубе, корнете или флюгельгорне.
Игроки с чрезмерно толстыми губами не должны пытаться ввести полную, красную ткань внутрь маленького трубного мундштука, они могут найти необходимым даже (вкручиванием) в губах поставить мундштук на красную ткань губ, чтобы получить хорошие результаты. В этом случае наиболее важно, чтобы губы держались порознь во время игры, а не сжатыми вместе.
Ирвинг Буш
Приведите пожалуйста примеры мундштуков с большим диаметром. Спасибо
По Баху — чем меньше первая цифра, тем шире диаметр чашки — 1С, 1В и т.д.
По Ямахе — наоборот, 16В4, 16С4