О методе индивидуальных занятий

Нормальный процесс формирования музыканта должен предусматривать гармоническое развитие технической; физической и творческой сторон исполнительства. Это основа, на которой и должен строиться метод индивидуальных занятий трубача.
Для трубача 4 часа занятий в день — максимальная нагрузка, какую можно лгбе позволить, да не каждый день. В рамки этого лимита времени, обусловленного физическими возможностями трубача, должна войти работа над этюдами и художественным репертуаром — что, собственно, является продолжением совершенствования техники, но уже одушевленной музыкальной идеей, насыщенной образным содержанием, контролируемой творческим мышлени-гм исполнителя.

Следовательно, дневной режим активных занятий должен быть выстроен с учетом параллельного развития техники и образно-эмоционального мышления. Такой метод обучения под руководством опытного педагога позволит исполнителю через 5—7 лет отойти от мелкой опеки учителя и самостоятельно решать свои творческие задачи. Только индивидуальное «дозревание», осмысленный, умный личный труд создают музыканта-артиста.
Индивидуальные занятия могут быть сконцентрированными и рассредоточенными по времени. Сконцентрированные занятия предполагают игру почти без перерыва, что бывает во время исполнения трудных этюдов или концерта. При этом ежедневный лимит времени как бы спрессовывается в 30—40 минут.

Этот метод быстро утомляет губы и самого исполнителя, поэтому он не может применяться для совершенствования техники и отработки деталей музыки.
Рассредоточенные во времени занятия позволяют растянуть дневной лимит времени до 4-5 часов. Игра короткими эпизодами с частыми паузами меньше утомляет губы и увеличивает работоспособность. Такие занятия рекомендуется проводить в 2—3 приема с большими перерывами для отдыха. Следует иметь в виду, что ежедневно давать максимальную нагрузку нельзя: это должно зависеть от состояния губ.

Приведем схему комплексных занятий трубача, рассчитанную на физические и временные возможности современного человека. Советы автора не противоречат известным в мире методикам: цель их состоит лишь в том, чтобы упорядочить индивидуальный труд каждого музыканта, помочь ему выстроить режим занятий более целесообразно и эффективно, с учетом собственных индивидуальных возможностей, состояния организма и, прежде всего, губных мышц.


Утренний урок

  1. Разминки — наилегчайшие упражнения, не требующие напряжения, «разогревающие» исполнительский аппарат — 5—8 минут.
  2. Вокализы — основной раздел урока: интервалы легато, развивающие дыхание, регистры, формирующие звук, укрепляющие губы, оттачивающие атаку-артикуляцию, развивающие слуховой контроль — 20-25 минут.
  3. Секвенции — технические упражнения, развивающие определенные виды техники (школы, этюды и их фрагменты) — 20-25 минут.

Общее время утреннего урока приблизительно 1 час игры, но оно может быть рассредоточено во времени и длиться около 1,5 часов. Продолжительность его варьируется в зависимости от обстоятельств (работа или урок у преподавателя) и состояния губ.

Несколько конкретных советов:

  • Если губы разогреты игрой предыдущего дня, разминку можно опустить.
  • Если губы утомлены, не следует играть вокализы, лучше ограничиться разминкой и секвенциями. Время утреннего урока в этом случае можно сократить; при травмированных губах — не играть день и более.
  • Материал для каждого раздела урока можно брать из любых пособий.
  • Технические упражнения (секвенции) должны предусматривать работу над несколькими разными видами техники в течение одного урока.
  • Большую часть времени следует посвящать тем сторонам техники, которые в данный момент «отстают» или трудно даются исполнителю.
  • В любых упражнениях добиваться красок, выразительности звучания.


Дневной и вечерний уроки

Эти уроки строятся на материале этюдов и концертного репертуара и также посвящаются дальнейшему развитию техники — но техники, связанной с фразировкой, динамикой. Внимание должно быть направлено на выразительное исполнение музыки, выявление ее характера с помощью выбранных штрихов.
На дневной и вечерний уроки, с перерывами для отдыха, может уйти около 2—3 часов. Это максимальная индивидуальная нагрузка в дни, свободные от работы. В рабочие дни индивидуальная нагрузка может быть значительно меньше — до 30 минут.

Т.Докшицер. «Путь к творчеству»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*