Мастеркласс от Гордона Мэти

Представляю вашему вниманию небольшой перевод статьи — мастер-класса от Гордона Мэти.

Гордон Мэти (DR. GORDON MATHIE)

Гордон Мэти является бывшим профессором по классу трубы и общего музыкального образования в Школе музыки Crane и в колледже Потсдам. Так же он бывший артист Детройтского Симфонического Оркестра, Вермонт Симфони, Потсдам Брасс-квинтет и Леонард Смит Концерт Бэнд. Выйдя на пенсию, он по-прежнему выступает с духовым оркестром Колумба.

Он был наемным служащим, став в дальнейшем членом правления ITG и получил следующие награды: SUNY канцлера премии за выдающиеся достижения в области преподавания, награда Phi Mu Alpha Orpheus Award, награда и премии ITG за особые заслуги и награда Wayne State University Arts Achievement Award.

Он является автором The Trumpet Teacher’s Guide (Manduca Music), Drudgeries (Giardinelli), так же книг для продвинутых исполнителей на трубе, многих транскрипций: Baroque trumpet concerti for Piccolo Trumpet and trumpet ensemble (Triplo Press); the Grieg Huldigungsmarch for brass quintet (Manduca Music); and Telemann Duets for Transposing Trumpeters (Balquhidder Music).

В ОБЩИХ ЧЕРТАХ

Бывают дни, когда нам не удается качественно позаниматься на инструменте (работа, выступления и так далее), но при этом очень важным моментом остается каждодневная разминка. Разминка является особым действием любого исполнителя на медных духовых инструментах. Главными, на мой взгляд, в десятиминутной разминке, должны быть следующие упражнения Шлоссберга (Schlossberg) — Daily Drills and Technical Studies: #2, 8, 11a, 12, 15, 18, 26.

Хорошо, Вы закончили разминку. После некоторого отдыха ваши губы готовы к игре. ЗАПОМНИТЕ!!! Разминка должна выполнятся каждый день, без исключений! Итак, Вы готовы к занятиям. Сразу нужно отметить: не стоит заниматься часами, важно заниматься с головой. Занятия должны быть ни столько продолжительными, сколько результативными! И ещё одно важное замечание. Вспоминая слова замечательного трубача Армандо Гиталла: «Если Вы не готовы делать одни и те же вещи, каждый день в вашей жизни, не рассчитывайте стать хорошим трубачем».

Практикуясь, старайтесь использовать метроном. Так же может быть очень полезным использование в занятиях тюнера и записывающего устройства (диктофон). Во время занятий благоразумно относитесь ко времени. Играя гаммы и арпеджио используйте разную артикуляцию. Хроматические гаммы отлично подойдут для развития не только простого языка, но и двойного-тройного. В занятия должна быть включена работа над губным легато, не забывая об интонации и различной аппликатуре время от времени. Исполняя различного рода упражнения, гаммы и этюды, всегда обращайте внимание на качество звука!

ЛЕГАТО

Каждое практическое занятие должно включать в себя несколько медленных упражнений на легато. Это исключительно необходимо для улучшения вашего звука, развития правильной интонации и динамического контроля. «Искусство Фразировки» оригинально школы Арбана; Phil Collins’ In the Singing Style; Getchell’s Practical Studies. И другие.

ГАММЫ

Исполняйте гаммы и арпеджио в различных тональностях (мажорные, минорные), с различной динамикой (форте, пиано, меццо-форте) и различной артикуляцией (деташе, стаккато, летато, фрулато, а так же двойным-тройным языком).

ДИАПАЗОН

Для развития диапазона, я обнаружил, что наиболее эффективными являются хроматические гаммы, если правильно к ним подходить! Хроматические гаммы нужно играть ежедневно. Играйте так высоко, как только можете при сохранении легкости и хорошего звука! Только так Вы сможете постепенно укрепить и расширить свой диапазон. Не хватайтесь сразу за гамму До-мажор в две октавы, чтобы схватиться за «До» третьей октавы. Двигайтесь постепенно. Для начала поиграйте эту гамму, для примера, в полторы октавы. Как только Вы легко сможете сыграть до «Соль» второй октавы, с отличным звуком и легкостью, можете двигаться дальше по полутонам.

ЭТЮДЫ

Занимаясь этюдами, старайтесь в первую очередь проигрывать сложные места. Разбирать их. Чтобы в дальнейшем при исполнении этюда целиком у вас не возникало сложностей. Если же у вас возникли проблемы, скажем с исполнением пассажа — остановитесь. Проанализируйте это место. Какого характера возникшая проблема? Технического или музыкального? Что именно у вас не получается? Если же вам не удается разобраться, попросите преподавателя помочь в этом. Вам помогут! Этюды так же стоит играть с использованием разной аппликатуры и различными штрихами. Позже вы спокойно можете вернутся к оригиналу. И помните, этюды нас учат не столько техническим приемам, но музыкальным! Играйте прежде всего музыку! Все это относится так же и к исполнению произведений, сольных партий.

БЕГЛОСТЬ ПАЛЬЦЕВ

Каждое ваше занятие, должно включать в себя работу над беглостью пальцев. Тут можно смело порекомендовать «Технические Упражнения» Кларка.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

Чтение с листа важный раздел занятий. Для того чтобы научится читать с листа, используйте различную новую для вас литературу для трубы. Играйте то, что играют ваши знакомые для примера. Этюды, произведения малой формы. И так далее. Учитесь играть «транспорт».

РЕЗЮМЕ

Ваш рост как исполнителя на трубе, это не только талант и каждодневные занятия. Реальный рост происходит от критической оценки своей игры, тщательного планирования шагов для исправления исполнительских недостатков. Желаю Вам удачи!

Пример практического занятия

Мое идеальное занятие состоит из 3 отдельных сессий:

  1. Разминка — 20 минут
  2. «Гайки и болты» — 60 минут (гаммы, арпеджио, длинные ноты, упражнения легато, интервалы, медленные песни, чтение с листа).
  3. «Для удовольствия и не только»
    • Этюды — 30 минут
    • Соло — 30 минут

Это идеальный вариант, и я понимаю, бывает очень трудно придерживаться такого графика занятий в своей насыщенной жизни. Но существуют выходные дни и летние каникулы, однако!!!

90-минутная тренировка:

*Короткая разминка — 5 минут
*Песни и Legato — 10 минут
*Гаммы — 20 минут
*Отдых — 5 минут
*Этюды — 20 минут
*Соло — 15 минут
*Отдых — 5 минут
*Чтение с листа — 10 минут

Избранные книги для занятий:

Легато

* Arban, Complete Conservatory Method (Carl Fischer) — Easy to Medium — «The Art of Phrasing»
* Collins, In the Legato Style (Manduca Music Publications)
* Concone, The Complete Solfeggi (Balquhidder Music) — Easy to Medium

Гаммы

* Arban, Complete Conservatory Method (Carl Fischer) — Easy to Medium — pp. 17-20, 59-75
* Gates, Odd Meter Etudes (Fox) — Easy to Medium Difficult — #1,5,7,9,15,18
* Mathie, Drudgeries (Giardinelli) — Easy to Difficult
* Pfund, The Trumpeter’s Supplemental Guide (Pfund) — Easy to Medium — pp. 29-31
* Williams, Method of Scales (Colin) — Easy to Medium

Арпеджио

* Arban, Complete Conservatory Method (Carl Fischer) — Easy to Medium — pp. 20-21,42-151,256,258,290
* Bousquet, Thirty-Six Celebrated Studies (Carl Fischer) — Medium #19
* Charlier, Thirty-Six Etudes Transcendantes (Leduc) — Medium to Difficult — #3,8,11,15,17,19,23,32,34
* Lillya, Trumpet Technics (Balquhidder Music) — Medium to Medium Difficult — pp. 16-17,21-22,24-27

Развитие диапазона

* Colin, Advanced Lip Flexibilities (Colin) — Easy to Difficult
* Lin, Lip Flexibilities (Balquhidder Music) — Medium to Medium Difficult

Беглость пальцев

* Clarke, Technical Studies (Carl Fischer) — Medium
* Hickman, Trumpet Lessons, Vol.4 (Tromba) — Medium

Чтение с листа

* Barker, Sightreading and Technique (Moorcraft) — Medium
* Hickman, Speed Reading for Melodic Instruments (Wimbledon) — Medium

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*