Марко Блау и его инструменты

Итак, как сообщалось на сайте, на прошлой неделе в Московской консерватории состоялся мастер-класс и концерт голландского трубача Марко Блау.
Хочу поделиться некоторыми впечатлениями…

Марко Блау и его инструментыПервое, что меня поразило, когда я вошул в конференц-зал, где должен был состояться мастер-класс, это то, что в помещении стояло много всякой видеоаппаратуры, ламп и несколько человек с фотоаппаратами и микрофонами, среди которых был Марко. Как позже выяснилось, это были работники телеканала «Культура». Приятно, что на приезд популярного исполнителя на трубе обратили внимание телевизионщики, но , к сожаленью, одни были одними из немногих, кто им заинтересовался, потому что никаких объявлений ни в консерватории, ни около нее об этом событии не было, да и сам я узнал о нем совершенно случайно от позвонившего мне накануне друга, у которого брат — композитор, чье произведение Марко собирался исполнить на предстоящем концерте. В итоге в зале присутствовало человек 7 композиторов и 3 трубача…

Соответственно, и разговор строился больше о теории, чем о приктики. Тем не менее, нам все-таки удалось узнать самое интересное.

Сначала Марко исполнил две импровизации на двухраструбовой трубе и флюгельгорне. Игра его отличается употреблением как различных специфических чисто исполнительских эффектов, таких как игра двухголосием, так и эффектов, связанных с усовершенствованием конструкций инструментов.

Марко Блау и его инструментыСамым ярким таким инструментом, несомненно, является двухраструбовая труба, над разработкой конструкции которой Марко трудился три года. Трубач продемонстрировал и рассказал обо всех ее плюсах. Прежде всего наличие двух раструбов позволяет быстро менять тембр открытой трубы и трубы с сурдиной за счет переключения с одного на другой при помощи специального вентиля, который переключается нажатием большим пальцем левой руки. Вставив в один из них сурдину, конструкция позволяет добиться эффекта эхо (хоть Марко и сказал, что это его идея, это не совсем так, потому что известно, что в 19 веке уже были подобные эксперименты с корнетами — см. статью про корнеты. Также это дает возможность получать различные краски, направляя воздух сразу в два раструба при полуоткрытом вентиле (на обычной трубе этого можно добиться при помощи вставления-вынимания сурдины рукой, что не очень удобно, так как держать трубу и нажимать пистоны при этом приходится одной правой рукой). Если же музыкант работает в оркестре, то удобно без смены обычно позиции инструмента переключиться на второй раструб и играть с эффектом поднятой трубы, что иногда требуется в как в классических оркестровых произведениях, так и в уличных духовых оркестрах. И, наконец, раструбы сделаны из разного металла, так что, переключаясь между ними, можно менять тембр инструмента, как будто произведение исполняется на двух разных трубах.

Вторым усовершенствованием консрукции является возможность небольшого удлинения при помощи еще одного вентиля и добавочного крона основного крона инструмента. Это позволяет исполнять микрохроматику, которую очень любят использовать композиторы, начиная с ХХ века (например, Эдисон Денисов в своей Пьесе для трубы-соло, которую можно скачать в разделе нот), хотя, по словам трубача, многие сочинения, написанные специально для него с учетом этого инструмента, где используется микрохроматика, нотные издательства отказываются печатать и просят заменить обычными хроматическими звуками, ссылаясь на сложность исполнения. На обычной трубе извлечение четвертьтонов между некоторыми звуками возможно при использовании дополнительной аппликатуры.

Кроме всего прочего, как видно на рисунке, все части инструмента съемные и могут быть заменены на те, которые наиболее подходят по тембру для исполнения того или иного произведения. Флюгельгорн не так отличался внешне от своего обычного родственника. К нему был добавлен всего лишь один добавочный крон с пистоном для исполнения микрохроматики.

Так что, как видно, совершенству нашего инструмента еще пока нет предела. И хоть Тимофей Александрович и говорил, что так же, как скрипка, которая уже несколько веков не меняет своей формы, так и труба есть труба и не надо с ней ничего делать, все-таки, подобные усовершенствования, если они сделаны в связи со все большими требованиями сегодняшнего дня, если в них вложен опыт и чутье профессионала и если это делает исполнение более удобным и приятным, то это можно только приветствовать!

Это было то основное сказанное на мастер-классе, которое я запомнил, и которое я, как исполнитель, хотел запомнить. Поскольку в зале композиторов было больше, остальной разговор касался его творчества как импровизатора, его впечатлений, ассоциаций с морем, горами и влияния красот природы на заряд творческой энергией. Хочется надеяться, что в дальнейшем подобные мероприятия будут анонсироваться намного заранее и более широко для привлечения тех людей, кому это действительно интересно и нужно.

Марко Блау и его инструменты

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*