Концерт Александра Гедике

Скромное композиторское дарование композиторов-трубачей, писавших в конце ХIX — начале ХХ века для трубы, вряд ли претендовало на что-то большее, чем демонстрация технических возможностей инструмента. Здесь же на первом месте стоит гениальная музыка, а техническая сторона подчинена решению художественных задач. С одной стороны Гедике подытожил достижения предшественников, с другой — определил перспективу развития музыки для трубы на многие годы вперед.
Концерт Александра Гедике. Это уже произведение зрелого мастера, заложившего основы подлинно художественной литературы для нашего инструмента. Беме и Щелоков, написавшие свои произведения ранее, были в первую очередь исполнителями.

Концерт одночастный, написан в классической форме сонатного аллегро с развернутым вступлением и очень содержательной каденцией. Как гениальные произведения многих композиторов (5 симфония Бетховена, 4 Чайковского и др.), музыка пронизана единым сквозным развитием, скрепленным несколько раз повторяющимся мотивом, открывающим сольную партию концерта после небольшого оркестрового вступления.
Вступительный монолог солиста представляет из себя развернутую импровизацию, насыщенную различными образами.

Вступление.

Сразу напрашивается ассоциация с органными Токкатами и фугами Баха (ведь Гедике, прежде всего, как и его немецкий коллега, органист). Завершается вступительный раздел хоралом тоже в органном стиле с мотивом, характерным для романтических произведений и называемого «мотивом вопроса» — это тот вопрос о жизни и смерти, ответ на который предстоит найти на протяжении произведения. Если говорить о практическом исполнении вступления, то следует отметить, что не должно быть торопливости, особенно в шестнадцатых. Все ноты, даже самые мелкие по длительности, должны прослушиваться. Общее указания для вступления – Sostenuto и Moderato. Штрих здесь используется четкий, но не отрывистый. В некоторых местах возможно смысловое подчеркивание, мягкое маркирование на дыхании.
Во вступлении несколько раз встречаются трели. Они должны пропеваться, поэтому не следует их торопить. Лучше сыграть поменьше звеньев, но чтобы они звучали певуче и в то же время не грузно.

Вступление

В целом в этом разделе не должно быть статичности, что зачастую наблюдается при игре. Уже с первых нот музыка наполнена драматизмом и движением. Некоторое «застывание» возможно только в хорале. И тогда после тихой, задумчивой музыки будет еще контрастнее и ярче звучать энергичная главная партия (Allegro con fuoco). Особый драматизм ей придают акцентированные синкопы в партии солиста, которые вступают в спор с сильными долями в оркестре. Штрих здесь такой же, как во вступлении – четкий, но не жесткий. Побочная партия более игривая и легкая за счет стаккатного штриха и отсутствия легато. В ней надо обратить внимание на соблюдение единого темпа, так как укорачивание нот на стаккато часто провоцирует на укорачивание длительностей, чего быть не должно.

Заключительная сочетает в себе элементы как главной, так и побочной партий. В общем экспозиция предстает перед нами как одно целое и отличается волевым, устремленным вперед характером.

С 9 цифры начинается разработка. Небольшой оркестровый эпизод прерывается тревожной темой лейтмотива, которая звучит выше, чем во вступлении и резко контрастирует своей сдержанностью с темами сонатного аллегро. После него на piano звучат триоли, которые приводят к кульминации, в которой лейтмотив играется на тон выше, чем в предыдущем проведении, и звучит еще более напряженно. Солист подхватывает восьмые у оркестра в темпе и затем резко притормаживает, приводя его к ля-бемолю 2ой октавы, на котором застывает на фермате, продолжая crescendo. Некоторый спад после этого приводит к следующей кульминаци. Здесь впервые в концерте от исполнителя требуется использование штриха маркато. Стремительные триоли — это ни что иное, как призывные характерные трубные сигналы, которые приводят в до-мажор. После этой кульминации начинается реприза, в которой главная тема уже звучит победно на forte. В конце репризы появляются еще одни трубные фанфары, предваряющие каденцию.

Каденция в Концерте Гедике — отдельная художественная единица. Подобной по сложности и смысловому наполнению в произведениях для трубы еще не существовало. Она содержит как виртуозность, так и полифоничность и яркую образность тематизма и может сравниться с лучшими образцами скрипичных или фортепианных каденций. Оставаясь один на один со слушателем в течение продолжительного времени по меркам трубных каденций (тем более той эпохи), трубач должен показать все свои технические и кантиленные качества, сохраняя при этом единую образную линию и не разваливая ее на отдельные эпизоды.


Каденция
Начинается каденция со скерцозного эпизода с сигналом на конце. После ферматы на ноте «соль» можно сделать небольшую паузу и отнять мундштук от губ, чтоб дать им немного передохнуть. Хотя в нотах этой паузы нет, но по смыслу она будет очень кстати, так как после этого начинается более мягкая музыка – сначала медленная, а потом, постепенно ускоряясь, она приводит к самому сложному месту в концерте – выходу на «ре» третьей октавы. Вообще, эти триоли играются без пауз, но если в таком виде на верхнюю ноту уже не хватает дыхания, то можно сделать небольшое ритенуто книзу и взять перед триолями, выводящими наверх к кульминации.

Далее проходят почти все темы концерта, которые переплетаются, чередуются и контрастируют между собой, выражая состояние философского раздумья. Постепенно волевые мотивы начинают преобладать, выливаясь в заключительную партию. Помимо первоначального варианта каденции существует немного облегченный, сделанный композитором по просьбе Т. Докшицера: «Я часто был свидетелем того, как трубачи, ради отдыха губ, начинали в совсем неподходящих местах останавливаться, выливать воду из крон или же делали свои варианты для облегчения каденции. И тогда я понял, что лучше, если это сделает сам автор» . Переделка заключается в том, что в конце каденции перед заключительными восьмыми два хоральных эпизода из партии солиста передано оркестру, что никак не сказывается на общем замысле, звучит достаточно убедительно и даже более разнообразно, и в то же время дает трубачу возможность снять отечность губ за счет паузы.

Концерт завершается небольшой динамичной кодой, провозглашающей торжество До-мажора.

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*