Комплексы ежедневных упражнений на трубе

Самостоятельные занятия подвинутого ученика приобретают несколько иную форму. Педагог предлагает ему определенную систему ежедневных упражнений, направленных на усвоение и закрепление ряда технических навыков, новых ощущений, на тренировку физических и волевых качеств организма. Комплекс упражнений, повторяющийся ежедневно, должен быть прогрессивным, плодотворным по результатам, но не занимать по отношению ко всем остальным домашним занятиям чрезмерное количество времени.

Комплекс ежедневных упражнений должен быть всеобъемлющим. Это как бы «связка ключей» к овладению основными навыками игры на трубе. Благодаря ежедневным упражнениям накапливается исполнительский опыт в области наиболее типичных видов техники.

Ряд ведущих советских педагогов, опираясь на собственный исполнительский и педагогический опыт, создали стройную систему ежедневных упражнений. В 1950—1960-е годы среди тромбонистов популярностью пользовался комплекс утренних занятий, разработанный известным педагогом В. Щербининым. Даже некоторые трубачи перенимали эту систему, которая в конечном счете приносила известную пользу. Недостатками названной системы были излишняя продолжительность занятий (до 3—4 часов) и непомерная трудность материала.

К лучшим ежедневным упражнениям трубачей следует отнести системы, разработанные М. Табаковым и С. Ерёминым. Исходя из одних и тех же принципов развития исполнительских данных трубача, эти видные музыканты по-разному подходят к трактовке продолжительных звуков, интервалов и т. д. В «Избранных этюдах» Ерёмин опубликовал только часть своих ежедневных упражнений. Но в педагогической практике он широко использовал весь объем ежедневных упражнений, помогающий трубачам как можно в более короткий срок овладеть необходимой исполнительской техникой. Ерёмин, однако, не считал свои упражнения обязательными для всех.

С осторожностью рекомендуется пользоваться «Ежедневными упражнениями трубача» А. Максименко. Хотя в сборник включены упражнения известных музыкантов А. Иогансона, В. Брандта, М. Табакова, С. Ерёмина, Г. Орвида, пользоваться им в педагогической практике очень трудно. В подборе и изложении материала отсутствуют последовательность, методическая обоснованность. Будучи сам трубачом-виртуозом, Максименко приводит упражнения, которые по своему содержанию и сложности не могут служить для ежедневных утренних занятий трубача. Педагогу нужно проявить большое умение и опыт, чтобы выбрать из сборника для ученика тот или иной полезный материал.

Все упражнения, которые используют трубачи в своих ежедневных занятиях, условно можно разделить на две группы: основные и дополнительные. К основной группе следует отнести исполнение выдержанных звуков, интервалов, гамм, трезвучий и септаккордов с обращениями, к дополнительной— работу над трелями, тремоло, губным legato, двойной атакой звука и другими видами техники.

Первой обязанностью каждого учащегося является исполнение выдержанных, продолжительных звуков. «Они должны быть сохранены в качестве ежедневной зарядки на весь период исполнительской деятельности трубача»,—писал Табаков. Если советская школа настаивает на ежедневном проигрывании выдержанных звуков, то в новой «школе» Ж. Арбана, как явствует из «Упражнений для ежедневной подготовки губ», они совершенно игнорируются. Ни в одном из 12 упражнений, помещенных в этом разделе, мы не находим материала для работы над выдержанными звуками.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*