Губные и лицевые мышцы трубача

Сила и выносливость лицевых мышц заключаются в способности выдерживать продолжительную, напряженную, не свойственную им при нормальных физиологических условиях работу. Это умение мышц принимать соответствующее положение при извлечении звуков определенной высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при внезапном ослаблении звука, при различных динамических оттенках: crescendo, diminuendo, forte, mezzo forte, piano и т. д.

От силы, развитости и укрепленности губных и лицевых мышц зависят легкость и непринужденность извлечения звука и игра на трубе в целом, ибо натренированный амбушюр при правильно поставленном исполнительском дыхании легко сдерживает напор воздуха, идущий из легких; мундштук меньше давит на губы, верхние ноты берутся увереннее, атака звука происходит естественнее, губы утомляются меньше. Поэтому понятие амбушюра, в которое мы включаем только определенным образом сформированные и натренированные мышцы губ и лица, в большой степени относится и к правильно поставленному, опёртому дыханию. Гибкость и подвижность губных и лицевых мышц проявляются в способности быстро менять свое напряжение, то есть мгновенно окращаться и расслабляться. Это позволяет исполнителю в совершенстве пользоваться техникой амбушюра, свободно делать переходы с одного звука на другой, скачки на любые интервалы как в staccato, так и в legato, губные трели и т д. Важную роль при этом играют не только подвижность самих губных и лицевых мышц, а и соотнесение их движений с действиями языка, исполнительского дыхания и пальцев. Сокращение и расслабление амбушюра должны быть совершенно точными и

Очевидно, что работа амбушюра, доведение его до автоматизма, как никакой другой компонент исполнительского аппарата, поддается контролю мышечной памяти. Очень важно, чтобы исполнитель чувствовал «в губах» каждый звук, предслышал его внутренним слухом.

Техническая задача укрепления и развития амбушюра ни в коей мере не должна решаться в отрыве от художественных проблем. Так, например, Б. Диков пишет: «Для играющих на медных духовых инструментах большое значение приобретает овладение так называемыми губными трелями и тремоло, которое характеризует высшую ступень в развитии губного аппарата и техники губ». Это c подвижностью и мастерством

Форму, положение и напряжение губ регулируют мышцы лица, расположенные в различных его частях. Главной мышцей, соприкасающейся с мундштуком, является круговая мышца рта. Она расположена кольцом вокруг рта в толще губ. Его сокращения закрывают рот и сближают между собой губы. Вместе с круговой мышцей рта активное участие при игре на трубе принимают: собачий мускул, поднимающий угол рта кверху; скуловой мускул, оттягивающий угол рта вверх и вбок; мышца смеха, тянущая угол рта наружу и напоминающая движение предыдущего скулового мускула; щечная мышца, по иронии судьбы называемая в медицине мускулом трубачей, — она тянет угол рта назад и прижимает щеки к зубам; ее действия очень важны, так как при слабом развитии ее у играющего надуваются щеки во время игры; треугольная мышца, которая идет от угла рта вниз полукругом, огибая подбородок, и оттягивает вниз угол рта; подбородочная мышца, поднимающая кожу подбородка, образуя на ней ямочки, и помогающая вытягиванию нижней губы вперед и прижиманию ее к верхней.

К мышцам губ, активно участвующим в игровом процессе, следует отнести резцовую и квадратную мышцы верхней губы и четырехугольную мышцу нижней губы. Первая из них тянет угол рта внутрь и вверх, вторая поднимает верхнюю губу и крылья носа, третья тянет нижнюю губу вниз и наружу.

Работа всей этой сложной мускульной системы взаимосвязана и взаимообусловлена. Одни мышцы выполняют функции, направленные на смыкание губ, другие — на их расслабление. От большей или меньшей их подвижности, выносливости, силы зависит специфическая развитость губного аппарата трубача.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*