Ежедневные упражнения на трубе

В процессе обучения и совершенствования исполнительского мастерства особое значение для трубача приобретают самостоятельные занятия. Для учащихся они обычно складываются из утреннего комплекса упражнений, традиционно начинающегося продолжительными звуками и заканчивающегося гаммами в различных мелодических фигурациях, интервалах и штрихах, этюдами и пьесами, для трубачей-профессионалов — в основном из утренних упражнений, направленных на подготовку к практической деятельности. Если порядок и время изучения художественного репертуара, этюдов и оркестровых трудностей может меняться в зависимости от сложившихся обстоятельств, то ежедневные упражнения остаются неизменно утренними. По существу, это гимнастика трубача, без которой немыслима практическая деятельность профессионала, невозможно успешное воспитание молодых музыкантов.

Организация самостоятельных занятий трубача требует прежде всего систематичности. Играть на трубе нужно ежедневно. Освободив утро от других дел, ученик должен заниматься каждый день в один и тот же час. Мы часто замечаем, что молодые трубачи играют упражнения регулярно, но отводят для этого каждый раз различное время дня. Этого следует избегать. Человечески организм и исполнительский аппарат не всегда будут работоспособными в 7 часов утра, если прежде их деятельность начиналась не ранее 9—10 часов. Невысокие результаты таких занятий незамедлительно сказываются.

Работа над упражнениями проходит под контролем сознания исполнителя. Ученику нужно прежде всего вникнуть в суть того или иного упражнения, понять его направленность и конечный результат. Закрепляя повтором отдельные технические удачи, молодой трубач должен представлять себе и художественные цели сво-ой работы, с тем чтобы успешно применить затем полученные, приобретенные и доведенные до автоматизма навыки при работе «ад музыкально-художественным произведением. Внимание ученика во время домашних занятий не должно ослабевать ни на минуту. Иногда в процессе длительных упражнений у него вдруг пс получается та или иная музыкальная фраза, губы как бы не слушаются, пальцы не справляются с довольно легкой аппликатурой. Это происходит часто не от усталости мышц исполнительского аппарата, а от утомления внимания. Следует сделать небольшой перерыв.
Комплекс ежедневных упражнений трубача должен быть всеобъемлющим, но в то же время учитывать степень подвинутости ученика. Нередко малоподготовленные ученики начинают играть систему, которая им явно «не по губам». Стремление во что бы то , ни стало овладеть тем или иным комплексом дает отрицательные результаты. Это чаще всего приводит к чрезмерному переутомлению амбушюра, а нередко — к нарушению рациональной постановки, устранение дефектов которой занимает длительное время, а иногда и просто невозможно.

Упражнения используются не всегда только в точном, раз и навсегда установленном порядке. Отдельные их виды могут меняться местами. Возможно чередование комплексов упражнений по дням. При этом трубачу следует учитывать характер исполнительской деятельности на текущий день. Если ему предстоит играть произведения, написанные, например, в тональности ля мажор, то в упражнениях можно уделить больше внимания техническому материалу, связанному с этой тональностью. То же касается работы над специфическими интервалами и техническими приемами.

Утренний комплекс упражнений должен быть прогрессивным и требовать от трубача постоянного повышения качества исполнения. Лучшему нет предела. Но ученик должен представлять себе идеальное исполнение данной формулы упражнения и стремиться к мягкости и легкости переходов между отдельными звуками, к четкой, определенной атаке. Только выполнение всех необходимых условий данного упражнения, выработанный автоматизм в осуществлении мышечно-мускульных игровых движений привел к такому положению, когда ученик сможет переходить к более сложной и трудной системе ежедневных занятий.

Уже на первых этапах работы над упражнениями нужно соблюдать необходимые эстетические условия. Весь инструктивны! материал следует играть красивым, сочным, полным звуком. Умение хорошо начать, провести и филировать только один звук — уже мастерство. Оно рождается при условии повседневной работы над качеством звучания инструмента. Непременным условием здесь является работа над разнообразной тембровой и динамической окраской. Уже в упражнениях исполнитель обязан уметь достигать мягкости, теплоты, собранности звука, использовать богатейшие динамические возможности трубы, как и ее природную яркость, блеск и мощность.
Играя упражнения, ученик должен представлять себе все многообразие динамических нюансов. Некоторые педагоги предлагают играть упражнения только в двух динамических оттенках—р и f. Следование такой рекомендации приводит к тому, что из поля зрения учащегося совершенно выпадает самый распространенный нюанс — mf. А именно на нем вырабатываются основные исполнительские качества трубача. Поэтому игнорирование среднего динамического оттенка и злоупотребление противоположностями приводят к нарушению правильного звукообразования на трубе.
Такого же пристального внимания требует изучение различных приемов извлечения и соединения звуков. Занимаясь совершенствованием атаки, следует исходить из среднего штриха detache, в котором начальный момент звукоизвлечения по громкости ни в коей мере не превышает его дальнейшего продолжения. Этот штрих, исполняемый в нюнсе mezzo forte, приводит к выработке точной и определенной атаки. Освоение более твердого и подчеркнутого начала звука, как и развитие мягкой атаки, происходит в зависимости от умения исполнителя пользоваться основным штрихом detache.

При самостоятельных занятиях важно правильно рассчитать время. Ежедневные утренние упражнения способствуют лучшей организации и плодотворности всех последующих занятий трубача. Поэтому их объем должен быть минимальным. На различных ступенях обучения продолжительность утреннего комплекса изменяется. На старших курсах училища и в консерватории ежедневные упражнения должны занимать 1 час— 1 час 15 минут. Более длительные беспрерывные занятия ведут к переутомлению исполнительского аппарата. Необходимо учитывать и последующую практическую деятельность трубача в течение дня. Если учащемуся предстоит ответственное выступление, не следует «наигрываться». В этом и некоторых иных случаях ежедневные упражнения в порядке исключения могут занять менее продолжительное время.

При исполнении ежедневных упражнений рекомендуется отдельные их разделы играть некоторое время без перерыва, не отнимпая мундштука от губ. Ставя перед собой определенные исполнительские задачи, трубач должен определить для себя точное посильное время их выполнения. Таким образом, готовя себя к большим нагрузкам на губной и дыхательный аппарат, музыкант воспитывает в организме волю, выносливость, выдержку. Не надо бояться небольшого утомления амбушюра, но и не следует допускать его переутомления. В определении меры главную роль играет осознанное отношение к своим занятиям.

Заниматься на трубе нужно стоя. Часто после продолжительных занятий у некоторых учеников сильно устают руки. Стараясь облегчить поддержку инструмента, молодые трубачи прижимают локти к грудной клетке, чем сковывают дыхательный аппарат. Преодолению излишнего напряжения мышц плеча и предплечья, устранению быстрого утомления рук способствуют отдельные вины упражнений, исполняемых определенное время без перерыва.
Весь комплекс утренних занятий трубача должен быть проникнут строгим ритмом. Как перерыв между отдельными крупными разделами упражнений, так и паузы между их формулами точно определяются по времени. Отдых между продолжительными звуками и последующими упражнениями длится столько времени, сколько надо трубачу для того, чтобы губы, дыхание и другие компоненты исполнительского аппарата отдохнули, но не вышли из рабочего состояния и не требовали бы вторичного разыгрывания. Паузы внутри упражнений также должны быть строго определены и обусловлены логикой музыкального построения. Например, при работе над гаммами темп исполнения и длительность цезур между их разновидностями следует сохранять на всем про тяжении занятий.

Каждое упражнение, исполняемое учащимся, должно быть для него посильным, выполняться с легкостью, доставлять удовлетворение. Иначе занятия приводят к преждевременной усталости, которая не покидает музыканта целый день, а в конечном счете ведет к разлаживанию постановки, к излишним мышечным перегрузкам организма.

На том или ином этапе обучения ежедневные упражнения строго индивидуальны. Нельзя изобрести универсальные упражнения, единые для всех учеников и профессионалов. К каждому учащемуся педагог подходит индивидуально и рекомендует ему наиболее целесообразный для него комплекс самостоятельных занятий. Один ученик получает дополнительные виды упражнений, другой — более укороченную систему и т. д.

То же самое происходит у трубачей, ведущих исполнительскую деятельность, — они сами определяют свои ежедневные упражнения. Известно, что одни трубачи разыгрываются перед репетициями и спектаклями не менее двух часов, в то время как другим достаточно 15—20 минут, чтобы привести свой исполнительский аппарат в рабочее состояние.

Некоторые педагоги и исполнители смежных духовых специальностей не разделяют нашей точки зрения на необходимость ежедневной работы над упражнениями. Они утверждают, что ежедневные упражнения можно заменить систематическими занятиями над разнообразными этюдами и наиболее трудными местами из художественных произведений и что исполнитель в этом случае, осваивая те или иные двигательные навыки, воспитывает в себе и выразительность, и содержательность исполнения. Н. Платонов был сторонником такой точки зрения. В своей педагогической практике он не признавал роли упражнений, отдавая дань только продолжительным звукам и то с большими оговорками. «Многие исполнители, — писал Платонов, — считают необходимым ежедневно упражняться в исполнении звуков большой продолжительности… Недостатком таких упражнений является отсутствие в них музыки и утомительность их выполнения». Не касаясь пока специфики трубного исполнительства, отметим, что приведенное мнение не находит поддержки у педагогов и исполнителей. В методической литературе чаще речь идет о рациональном использовании упражнений.

Занятия упражнениями не могут быть заменены работой над этюдами, так как между ними существует принципиальная разница. Если в работе над этюдами внимание учащегося сосредоточено главным образом на переходах от одной технической фигурации к другой, то в упражнениях акцент как бы переносится «в глубь» фигурации, которая повторяется много раз, до полного ее усвоения. То же самое наблюдается при сравнении занятий упражнениями и работы над трудными пассажами из художественных произведений. Медленное проигрывание технически сложных мест пьес приводит к тому, что они превращаются, по существу, в сухой, далеко не художественный материал. Хорошее же содержательное упражнение, развивающее тот или иной вид техники, всегда может предвосхитить исполнение трудноисполнимых мест в том или ином художественном произведении, оркестровых партиях. Таким образом, мы должны рассматривать занятия упражнениями как особый, самостоятельный раздел домашних занятий.

Упражнения трубача выполняют также и функцию чисто физического порядка. Игра на трубе в большей мере, чем на любом другом духовом инструменте, требует от исполнителя огромной, затраты физической энергии. Это объясняется прежде всего тем, что труба имеет размер чашки мундштука значительно меньше,, чем валторна, тромбон и туба. Поэтому при звукоизвлечении на трубе необходимо более интенсивное дыхание. Небольшой диаметр полей и чашки мундштука создает меньшую площадь соприкосновения мундштука с губами, чем увеличивает нагрузку на амбушюр трубача, требуя от него большой выносливости и натренированности. Следовательно, помимо развития амбушюра, профессионального дыхания, техники языка и пальцев упражнения трубача играют важную роль в воспитании у исполнителя здорового, закаленного организма. Трубач, как и спортсмен, должен вырабатывать в себе определенные физические качества, без которых невозможно овладение техническим мастерством. На общефизическое и профессионально-физическое развитие учащегося-трубача педагог обязан обратить серьезное внимание с первых же уроков. За кажущейся легкостью и виртуозностью, с которой профессиональный трубач исполняет сложнейшие музыкальные произведения, всегда лежит огромный многолетний труд. И в первую очередь он выражается в каждодневном утреннем «тренаже», в систематической работе над упражнениями.

Специфика трубы заставляет исполнителя ежедневно по многу раз повторять одни и те же формулы упражнений, постоянно совершенствовать и усложнять их содержание, ставить перед собой задачи воспитания выносливости и волевых качеств. Кроме закаливания организма в процессе повседневных занятий на инструменте ученику необходимо систематически заниматься спортом. Практика показывает, что трубачи, обладающие здоровым организмом и укрепляющие его постоянными занятиями физкультурой, достигают лучших результатов. Часто учащиеся-духовики увлекаются гимнастикой, плаванием, легкой атлетикой и т. д. Эти-занятия необходимо всячески поощрять, если они не мешают работе по специальности. Но педагог должен запретить ученику занятия в секциях бокса, хоккея, футбола, мотоспорта, так как даже самые незначительные повреждения губных и лицевых мышц, полученные на тренировках и соревнованиях, не говоря уже о серьезных травмах, помешают планомерному обучению, а в отдельных случаях могут привести к прекращению обучения специальности вообще.

Наиболее целесообразным для трубача является занятие еже-дневной гимнастикой, зарядкой, улучшающей самочувствие, работоспособность и укрепляющей мышцы. В комплекс упражнений необходимо включить больше движений для тех групп мышц, ко-торые получают значительную нагрузку при игре на трубе. Самыми полезными являются упражнения, укрепляющие мышцы живота, в особенности мышцы брюшного пресса.

Как указывалось выше, каждый трубач должен иметь определенный комплекс ежедневных упражнений на инструменте. Исключение составляет лишь начальный период обучения, когда ученик приобретает первичные двигательные навыки и ощущения. Педагогу не следует перегружать начинающего большим количеством упражнений. Он должен учитывать индивидуальные музыкальные и физические возможности ученика и исходить из тех технических задач, которые диктует то или иное исполняемое им небольшое художественное произведение.

Педагогу нельзя забывать, что выработка первых исполнительских навыков имеет решающее значение для всего последующего обучения трубача. Если, например, ученик, играя начальные упражнения, неправильно берет дыхание (поднимает плечи, дышит носом) или при постановке мундштука неверно формирует губы, растягивая их «в улыбку», то в дальнейшем эти и другие сложившиеся недостатки и вредные привычки очень трудно устранить. Поэтому на первой стадии обучения педагогу необходимо особенно внимательно следить за самостоятельной работой ученика, строго контролировать выполнение всех тех небольших технических и художественных заданий, которые доступны для усвоения начинающему трубачу.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*