Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)

Трубач-виртуоз, блестящий вокалист, композитор и аранжировщик, «отец бибопа» — современного импровизационного джаза, умопомрачительный Диззи Гиллеспи умел создавать мелодии, приводившие публику буквально в экстаз.

Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)Любитель эпатажа, сумасброд и хулиган Джон Беркс Гиллеспи родился 21 октября 1917 года в Южной Каролине. Его отец-каменщик был лидером местного джаз-оркестра. Не удивительно, что Джон уже в детстве играл на нескольких музыкальных инструментах, причем настолько успешно, что в 10 лет стал стипендиатом Лоринбургского института (общеобразовательного колледжа для афроамериканцев). Обучаясь на музыкальном отделении по классу тромбона, теории и гармонии, он самостоятельно овладевает игрой на фортепьяно, ударных инструментах и трубе. В 15 лет делает выбор в пользу трубы, совершенствуя технику и пытаясь подражать знаменитому Рою Элдриджу.

В 1937 году, имея за плечами опыт выступлений в составе нескольких оркестров и обладая заслуженным прозвищем «Dizzy» (умопомрачительный, головокружительный), Гиллеспи занимает место своего кумира в оркестре Тэдда Хилла.

Уже на первом прослушивании Диззи продемонстрировал как виртуозную игру, так вызывающее поведение (к импровизации он приступил сразу, как вошел с улицы, не снимая пальто и перчаток). Вплоть до роспуска оркестра в 1939 году Гиллеспи неустанно эпатировал окружающих, вызывая восторг публики и приводя в бешенство коллег. Например, после просьбы Хилла снять ногу со стула он невозмутимо переложил её на нотный пульт… А чего стоила привычка пародировать солирующего музыканта, стоя на сцене за его спиной (и вызывая гомерический хохот в зале)! Доведенные, что называется, до белого каления оркестранты требовали увольнения наглеца, но в глазах руководителя ансамбля талант и мастерство молодого трубача все же перевесили его шутовское поведение. В составе этого оркестра Гиллеспи впервые записал пластинку и побывал на зарубежных гастролях. На тот момент он был классическим свинговым трубачом, его импровизации напоминали трактовки Элдриджа и Армстронга.

В 1939 году Диззи перешел в самый популярный биг-бэнд того времени – оркестр Кэба Кэллоуэя. Не изменяя привычкам, Гиллеспи восстановил против себя и этот коллектив. Его бесконечные импровизации и эксперименты с музыкальными фразами раздражали оркестрантов, заслужив у Кэллоуэя название «китайская музыка». Непонимание в творчестве дополнялось бесконечными насмешками со стороны талантливого музыканта над «профессионализмом» коллег. Дело кончилось серьезным скандалом: во время очередного концерта Гиллеспи ударил ножом руководителя бэнда, после чего был уволен.

Однако в то же время Диззи участвовал в зарождении нового джазового направления – бибоп. Играя в знаменитых джазовых клубах «Кларк Монро Аптаун Хаус» и «Минтонс Плейхаус», он упрямо утверждал новый стиль, основу которого составляло не звучание инструментальных групп, а виртуозная импровизация солистов и сложные, «угловатые» темы. Бибоп отличал беспрецедентно быстрый темп и сложнейшие импровизации. Новое направление изменило представление о джазе, сместив акценты от танцевальной мелодии к так называемой «музыке для музыкантов». В отличие от свинга, бибоп не стал музыкой массового потребления. Он создавался для узкого круга знатоков и ценителей. Новое направление определялось новаторством в сфере мелодики и ритма, гармонии и тональности. Для него характерны непредсказуемость, ассиметричные построения, элементы атональности и политональности, хроматизмы, диссонансы. Экзотичность и острое звучание новой музыки привлекали все большее количество слушателей. Мелодии, воплощаемые Диззи Гиллеспи и другими молодыми джазменами, в большей степени были обращены к интеллекту, чем к чувствам.

Первый в истории боп-ансамбль Гиллеспи создал в 1942 году. А через три года он собрал уже биг-бэнд, хотя считалось, что большие джазовые оркестры ушли в прошлое. В это время были созданы самые известные записи: «Cubana Вор» и «Cubana Be». И если сейчас латиноамериканские формы в джазе уже привычны, то для сороковых годов прошлого века это было настоящей сенсацией. Пригласив в оркестр Чано Позо, популярного исполнителя на конга (афро-кубинском барабане), Диззи Гиллеспи подарил биг-бэнду ритмическое, пульсирующее звучание.

Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)Совершенно новый бибоп зазвучал в композиции «Cubana Be Cubana Bop», созданной для биг-бэнда Джорджем Расселом, будущим знаменитым дирижёром и теоретиком. С 1946 по 1948 год биг-бэнд несколько раз гастролировал по Европе, а 29 сентября 1947 года давал большой концерт в самом престижном концертном зале Нью-Йорка – Карнеги-холл. Оркестр прекратил существование в 1950 году. Однако именно в это время изменился стиль игры самого музыканта: исчезла угловатость и пламенность Элдриджа. В импровизациях перестали встречаться случайные срывы, характерные для более раннего периода. Диззи Гиллеспи виртуозно вел свою мелодическую линию, что сбивало дыхание другим музыкантам, игравшим на духовых инструментах. Его исполнение стало поистине виртуозным, без усилий и малейших огрехов. Про Диззи говорили, что он творит на своей трубе что захочет, и как захочет. К этому времени боп завоевал признание публики, не только превратившись в самостоятельную музыкальную форму, но и став отражением новых общественных идей. Он выражал жизненную позицию музыкантов, что влияло на их манеру вести себя в обществе, говорить и одеваться. Если джазмен 20-30 годов помимо игры занимался увеселением публики, то боппер, напротив, был холоден и сдержан. Он уходил со сцены, лишь молча поклонившись зрителям. Образ негра-шута, развлекающего белых, был разрушен.

Одновременно таким образом выражался своеобразный бойкот спесивому «белому» обществу. Амплуа серьезности периодически разрушал неуемный темперамент Диззи и пристрастие Телониуса Монка к совершенно немыслимым фасонам шляп.

Не принятый поначалу музыкантами и публикой бибоп, стал популярен во многом благодаря бесподобной игре Диззи, его искрометному темпераменту и внутреннему огню. Знаменитая труба с изогнутым раструбом, неподражаемые надутые щеки и очки в роговой оправе стали символами нового направления. Идея изогнутой трубы появилась случайно, когда на вечеринке на инструмент Диззи упал один из танцоров. В результате раструб оказался отогнут на 450. Опробовав однажды «обновленную» трубу, музыкант всю жизнь играл только на таких.

Что касается огромных щек Диззи Гиллеспи, то они стали результатом многочасовых выступлений в период создания новой музыки. Замечено, что на ранних фотографиях щеки трубача имеют совершенно обычный вид. Но в 40-е годы, соревнуясь с другими музыкантами и не желая уступать саксофонистам, Гиллеспи продолжал играть, несмотря на усталость. В какой-то момент щеки начинали компенсировать нагрузку на уставшие мышцы, составляющие амбушюр, раздуваясь все сильнее. Никто не смел, да и не думал смеяться над странным видом Диззи, ведь каждый его слушатель был абсолютно сосредоточен на виртуозной игре, не обращая внимания ни на что другое.

В 1956 году совместно с Куинси Джонсом Гиллеспи организовал свой новый биг-бэнд, с которым в течение 4-х лет ездил на гастроли от имени Госдепартамента США в Европу, Африку, Азию, Южную Америку и на Ближний Восток. Самым триумфальным был концерт, данный в Афинах в разгар кипрского кризиса. Концерт начинался при явном негативе со стороны публики (греки были в ярости от политики США и НАТО), но первый же концертный номер сорвал буквально шквал аплодисментов, кардинально изменив настроение зала. Позже репортер одной из афинских газет написал, что Диззи – лучший дипломат из всех тех, кого американцы посылали в эту часть мира.

В 1964 году Гиллеспи выдвинул свою кандидатуру на пост президента США. В предвыборной программе он обещал переименовать Белый дом в Блюзовый, госсекретарем назначить Дюка Эллингтона, генеральным прокурором – Малькольма Икса (главу «Организации афроамериканского единства»), директором ЦРУ – трубача Майлза Дэвиса, а директором библиотеки конгресса – слепого певца Рэя Чарльза.

Через шесть лет Диззи принял веру Бахаи, основной постулат которой – единство всех людей без деления на народы и расы. До сих пор в нью-йоркском центре Бахаи проводятся джазовые концерты в его честь.

В 1989 году Гиллеспи успел дать 300 концертов в 27 странах и 31 штате США. Тогда же он был коронован как племенной вождь Нигерии, получил степень почетного доктора (14-ю в своей жизни), удостоился степени командора французского Ордена искусств и литературы и премии «Грэмми». На голливудской аллее славы заложена звезда Диззи Гиллеспи. Великий музыкант умер от рака поджелудочной железы 6 января 1993 года, в возрасте 75 лет и был похоронен в Flushing Cemetery. Согласно его желанию, были проведены две похоронные церемонии: одна — по обряду Бахаи и другая, открытая для публики – в крупнейшем храме Нью-Йорка – соборе Святого апостола Иоанна Богослова. За свою жизнь Диззи Гиллеспи успел невероятно много: стал одним из основателей нового стиля, ставшего позже основой джазового языка; записал сотни альбомов, многие из которых вошли в золотой фонд джаза; создал несколько малых инструментальных составов и биг-бэндов. Это о Гиллеспи было сказано, что он – создатель 75% современного джаза. Невероятная энергия Диззи Гиллеспи, его искренность и артистичность говорили о гениальности ни чуть не меньше воплощаемых им мелодий, дерзких и нежных, холодных и огненных.

Светлана Жирнова

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*