Cергей Попов

Труба! Самый слышимый голос симфонического оркестра в любой партитуре, он стелется надо оркестром, его качеством определяется уровень оркестра. Голос светлый, яркий, солнечный…

Cергей ПоповКак ни парадоксально это звучит для непрофессионала, но от качества оркестрового трубача зависит репертуар оркестра. Оркестр играет «Поэму экстаза», или «Жар-птицу», или Третью симфонию Малера, когда в его составе есть трубач, способный исполнить соло в этих сочинениях! Услышав Михаила Табакова в своей «Поэме экстаза», Скрябин изменил трактовку сочинения. Можно предположить, что и Шостакович в своём Первом фортепианном концерте ориентировался на конкретного трубача, вероятно, это был ученик Табакова Леонид Юрьев, долгие годы украшавший Госоркестр СССР. Это о Юрьеве Мравинский сказал: «Только нашим неистребимым предрассудком, из-за которого оркестровых музыкантов относят к «низшей группе» деятелей музыки, можно объяснить, что такой колоссальный талант, как Юрьев, остаётся незамеченным». Не имей он в свеём составе знаменитого Буси (Вениамина Марголина», вряд ли Мравинский столь часто и успешно исполнял симфонии Д.Шостаковича.

У истоков нашей школы игры на трубе стоят приглашённые в Россию европейские музыканты. Отечественные трубачи не уступили им в виртуозности, но добавили к их манере русскую экспрессию. Московская школа – это великий русский трубач Михаил Табаков (1877-1956) и его ученики – Сергей Ерёмин (1903-1975), Леонид Юрьев (1913-1971), Тимофей Докшицер (1921-2004) и далее Лев Володин (род.1930), Ленинградскую школу представляли Вениамин Марголин (р.1922), Юрий Большиянов (р.1922), позже украшал Заслуженный коллектив Владимир Кафельников (р.1945) – выходец из Киевской школы, основанной Вильгельмом Яблонским (1889-1977), которого Глазунов считал лучшим трубачом России.

Cергей Попов – один из видных представителей советской школы музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Манера игры, безграничная виртуозность, «золотой» уникальный звук оставляют незабываемое впечатление от каждого выступления. К числу его высших достижений, бесспорно, относится «Поэма экстаза» А.Скрябина

Геннадий Рождественский

Из класса Яблонского вышел и Сергей Попов. На трубе С.Попов играл с детства, учился под руководством отца Петра Попова, военного капельмейстера, имевшего царские награды за храбрость в японской войне. Ребёнком играл на деревенских праздниках, в 1931 г. Поступил в Киевскую консерваторию к В.Яблонскому. В 19 лет стал солистом образцового духового оркестра ЦДКА, через два года – солистом симфонического оркестра ЦДКА, а ещё через год поступает в Госоркестр. С 1949 по 1975 г.Сергей Попов – солист Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Заслуженный артист РСФСР.

В послевоенном БСО собрались лучшие представители каждой специальности, музыканты, имена которых сохранились не только в анналах оркестра, но и в истории советской музыки: знаменитый участник квартета им.Бетховена виолончелист Сергей Ширинский, которому Шостакович посвятил свой струнный квартет № 14, концертмейстер оркестра Борис Морибель, контрабасист Владимир Хоменко, флейтист Григорий Мадатов, гобоист Николай Мешков, кларнетист Владимир Сорокин, пожалуй, лучшей фаготист 50-х Иосиф Стыдель, валторнист Яков Шапиро, тромбонист Александр Жуковский… И в этом же ряду – трубач от Бога Сергей Попов. Знаменательно, что многие солисты – исполнители на духовых инструментах, чъё систематическое образование было прервано войной, так и не закончили его – демонстративно. У оркестранотов пользовалась популярностью поговорка «манишки сами не играют», дескать, не диплом важен, а исполнительское мастерство!

Золотая труба Попова поражала слушателей. Его отличительная черта – это поющий над оркестром звук, ровный во всех регистрах, не подавляющий силой, а привлекающий красотой и легчайшей техникой. «Итальянское каприччио» Чайковского, «Ворошиловский марш» Ипполитова-Иванова – виртуозно рассыпанная фанфара, эффектные партии в «Петрушке» и «Жар-птице» Стравинского, почти подлинные своей народностью и простотой, невероятно сложные для исполнения «»Русская увертюра» Прокофьева и «Озорные частушки» Р.Щедрина, не менее сложный «Бедный верей» из «Картинок» Мусоргского, яркие сольные эпизоды из сифоний Шостаковича, изумительные по красоте соло в «Пиниях Рима» Репспиги и Третьей и Пятой симфониях Малера. Творчество Попова высоко оценили не только отечественные, но и зарубежные дирижёры. В 60-е гг.немецкий дирижёр Гюнтер Ванд, ставивший «Магнификат» И.С.Баха с БСО, выл весьма удивлён тем, что советский трубач исполнял партию на инструменте in В, традиционно естественном в русских оркестрах того времени, и восхищён красотой и виртуозностью исполнения. На Западе не играют Баха на трубе in В, это невероятно трудно. Через некоторое время Попов получил из Германии от Ванда два инструмента – piccolo in B и трубу in D. Неслыханный для того времени подарок!

В 1975 г.С.Попов покинул оркестр, но ему было суждено творческое долголетие. Сейчас, в возрасте 92 лет, он продолжает работать и, в отсутствие дипломов, до сих пор преподаёт в детских музыкальных школах.

Петро Андреев

P.S. С прискорбием сообщаем, что весной 2012 года Сергея Попова не стало…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*