Баззинг для трубача — на губах и мундштуке

Современная зарубежная педагогика все шире пропагандирует особый метод ежедневных занятий — баззинг (buzzing). Этот метод представляет для нас несомненный интерес, но не как самостоятельный комплекс, а как дополнительный материал к разобранным выше упражнениям.

Ценным, на наш взгляд, является логически обоснованный метод воспитания амбушюра трубача, выдвинутый рядом видных американских педагогов. Их подход к ежедневным упражнениям основан на том, что трубач должен уметь играть звуки различной высоты не только на инструменте, но и на одном мундштуке и на одних губах, не ограничиваясь извлечением отдельных звуков, а исполняя различные мелодические последовательности. Это действительно необходимо потому, что игра без инструмента — сложный и трудный процесс, в котором как нельзя лучше выявляются все природные и приобретенные недостатки в звукообразовании у отдельных трубачей. Например, у исполнителя с распущенными, недостаточно собранными губами при игре на инструменте звук обычно глухой, «пустого» тембра. При занятиях на мундштуке на одних губах такой трубач долгое время не сможет произвести звук. Но, позанимавшись достаточное количество времени и научившись играть без инструмента, он почувствует заметное улучшение в качестве звучания инструмента.

Базинг на губах

Игра на одних губах (или исполнение так называемых «губных звуков», термин наш. — Ю. У.) позволяет воспитывать амбушюр так, что его крепость и цепкость обеспечивают использование большего по размеру мундштука. А это, как показывает практика, дает широкую свободу в работе эпителий губ и всего амбушюра. Чтобы извлечь звук одними губами, следует сформировать амбушюр так, как это делается при игре на инструменте. Собранность амбушюра и цепкость губ при этом должны быть значительно выше, чем при пользовании мундштуком. Губам необходимо выдержать натиск интенсивной опёртой струи выдыхаемого исполнителем воздуха и начать колебательные движения. Звук получится несколько дребезжащим и не имеющим тембра. Работа над «губными звуками» требует активизации исполнительского дыхания. Для извлечения этих звуков нужен более интенсивный и направленный выдох, чем при игре на инструменте.

Приступать к занятиям «губными звуками» лучше в самый начальный период обучения, сразу же после того, как учеником усвоены важнейшие навыки постановки мундштука на губах. Первым упражнением обычно служит извлечение звуков до (в строе си-бемоль), а затем ре, ми, фа и соль первой октавы. Каждый звук выдерживается от 6 до 8 четвертей в медленном темпе. При последующих занятиях нужно переходить к исполнению гаммы до мажор и до минор в одну октаву, трезвучий, доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов. Основным штрихом является legato. Постепенно диапазон исполнения «губных звуков» расширяется за счет исполнения гамм в других тональностях. Для развития техники могут быть рекомендованы и различные упражнения. Например:

Баззинг для трубача - на губах и мундштуке

Занятия «губными звуками» не должны быть долгими. Их ежедневная продолжительность 3—5 минут. Это прежде всего разминка, настройка амбушюра, подготовка его к практической деятельности. С «губных звуков» и рекомендуется начинать ежедневные упражнения трубача.

Базинг на мундштуке

Умение играть на одном мундштуке — также одно из важнейших условий воспитания профессионального амбушюра трубача. Такой прием исполнения в зарубежной методике имеет название «базинг» (англ. жужжать, гудеть). Для игры базингом мундштук держится за край ножки большим и указательным пальцами левой руки. Рука и пальцы не зажаты, свободны. Сохраняется такая же постановка мундштука, как и при игре на инструменте. Базинг требует большого напора струи воздуха, но несколько меньшего, чем при извлечении «губных звуков».

Качество звука зависит от сцепления и крепости губ исполнителя, который должен стремиться к тому, чтобы извлекаемый звук был певучим и гибким. Методика освоения базинга включает ежедневное проигрывание нескольких продолжительных звуков, одной гаммы и упражнения. На мундштуке базингом играть значительно легче, чем на одних губах. Время ежедневных занятий 5—10 минут. Американский трубач Джеймс Стемп предлагает для ежедневных занятий базингом следующее упражнение:

Баззинг для трубача - на губах и мундштуке

Американец Макс Шлоссберг начинает ежедневные занятия со следующих упражнений на одном мундштуке, которые длятся 2— 3 минуты. При этом он имеет в виду определенную артикуляцию каждого звука:

Обращение

Музыкант, владеющий навыками игры «губных звуков» и базингом, несомненно приобретает хорошо натренированный, крепкий и в то же время свободный амбушюр. Труба, являясь акустическим резонатором, придает в этом случае звуку, рожденному губами и мундштуком, интонационную устойчивость, Яркую тембровую окраску и большую динамическую силу.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*

  1. eduard

    Прежде всего хочу поблагодарить вас за ваши советы и спросить .Если ученик занимается 3.5 года ему сейчас 10 лет.С трудом берет фа 2й октавы хотя произведение»Тема с вариациями»Генделя исполняет нормально.Что бы вы посоветовали для улучшения его губного аппарата.Заранее благодарю.

    Ответить