Амбушюр трубача

В известном смысле забота о правильном амбушюре вполне оправдана. Часто неправильный амбушюр является результатом неточной техники. Если бы о постановке правильного дыхания заботились столь не усиленно, как о постановке амбушюра, то многие, связанные с амбушюром проблемы перестали бы существовать. Нет числа талантливым музыкантам, которые так и не раскрыли своих позиций по той причине, что страдали «болезнью амбушюра». Нет в целом свете двух таких трубачей, которые бы имели одинаковые амбушюры. И с этим надо считаться. Главный критерий правильного амбушюра заключается в том, что позволяет ли амбушюр максимально свободную вибрацию губ. Рассмотрим подробнее вопрос о качестве и о средствах его достижения.

Функции губ

Губы — главный механизм вибрации при игре на трубе. Их установка и правильное положение производится окологубными мышцами. Поэтому для постановки хорошего амбушюра надо хорошо развить эти мышцы. Для достижения максимальной вибрации надо так оттренировать верхнюю губу, чтоб она была не менее подвижна, чем нижняя. Выдвижение верхней или нижней губы вперед приводит к ослаблению вибраций.

Апертура (раскрытие)

Апертурой, как раскрытием, называется центральное раскрытие губ при выполнении амбушюра. Для игры на трубе апертура выполняется в форме щели, величина щели зависит от регистра. У остальных медных духовых инструментов апертура больше, чем для трубы. Правильная апертура может получаться у трубача лишь в момент выхода воздушной струи из полости рта в инструмент, так как губы плотно прижаты к инструменту. Из всех медных духовых инструментов труба обладает самым большим сопротивлением, именно этим объясняется необходимость плотно прижимать ее к губам. Главное в выполнении апертуры при игре на трубе -вопрос меры. Слишком малое раскрытие, бывающее при излишнем напряжении окологубных мышц, приводит к короткому, зажатому и жесткому звуку. При слишком большом раскрытии звук будет безжизненно вялым, он исходит из инструмента вместе с шипением воздуха. Обучающийся музыкант должен упражняться, прислушиваясь к исполняемому звуку и уметь слышать, как изменяется звук при изменениях апертуры. При этом надо стремиться к получению самого чистого, максимально резонирующего тона. Стабильная апертура достигается только в результате многих лет непрерывной тренировки.

Величина апертуры зависит не только от высоты звука, но и от объема выдоха. Чем ниже тон, тем больше апертура, и наоборот. Напоминаем, однако, что самое главное — знать меру, т.к. развитие состоит в «чуть-чуть». Начинающие стремятся к чересчур большому раскрытию в нижнем регистре и к чересчур малому в верхнем. Чем стабильнее величина апертуры, тем ровнее тон инструмента. Крайностей надо избегать.

Окологубные мышцы

Окологубные мышцы, совместно с углами рта, щек и подбородка участвуют в образовании амбушюра. Для развития мышц необходимо много времени и терпения. Для того, чтобы эти мышцы обеспечили правильную игру на трубе, нужно тренировать их в течение нескольких лет. Именно от перечисленных выше мышц зависит правильное положение губ и их свободная вибрация во время игры. Выходящий воздух выталкивает губы вперед, а окологубные мышцы оттягивают их назад — вот в чем суть вибрации. Для свободной вибрации музыкант недолжен слишком прижимать мундштук инструмента к губам, как это делают неопытные трубачи, в конце концов это испортит амбушюр.

Подбородок, челюсти, щеки

Нижняя челюсть слегка опущена, чтобы между зубами образовалась цель для прохода воздуха. Ширина этой щели не должна превышать 1/16 дюйма (1.16 мм). Большинство трубачей, играя в нижнем регистре, несколько выдвигают нижнюю челюсть вперед, в таком положении нижняя губа легче вибрирует, а в инструмент поступает больше воздуха. Подбородок должен быть неподвижен. Многие трубачи поднимают подбородок, переходя на верхний регистр. Этого надо всячески избегать, что возможно только при очень высокой степени развития мышц, составляющих амбушюр. При должном развитии этих мышц, ответственных за правильный амбушюр, является продолжительная, негромкая, мягкая игра на трубе. Упражнения должны, во-первых, быть продолжительными и систематическими — ни неделями, ни даже месяцами здесь не обойдешься. Во-вторых, важно не просто бездумное выполнение упражнений, а непременное умение одновременно слышать свою игру. И это всякий раз, как долго и как часто б ни приходилось повторять упражнение.

В равной мере надо избегать надувания воздухом щек. Начинающему всегда кажется, что, если он надувает щеки, звук получается более мощным. Если он будет продолжать в том же духе, то и вовсе потеряет способность управлять щеками во время игры, и они будут всегда надуваться сами по себе. Играть мягко с раздутыми щеками вряд ли возможно, подвижность губ и способность управления ими снижается до минимума. Чтобы избежать надувания щек, надо прижимать их к боковым зубам, в результате чего разовьются соответствующие мышцы, которые потом будут сами держать щеки втянутыми.

Развитие амбушюра

Большинство музыкантов не представляют себе, сколько времени и труда требует постановка правильного амбушюра, в особенности для трубача, потому, что как уже было сказано, труба обладает самым большим сопротивлением изо всех медных духовых.

Первой предпосылкой постановки правильного амбушюра является правильное дыхание. До тех пор, пока амбушюр не отработан, дыхательные упражнения должны быть частыми, но непродолжительными: для начала достаточно и по 10-15 мин. Упражнений в перерывом в 6 минут. В этих случаях надо удлинить перерывы или даже временно прекратить упражнения, чтобы продумать методику и найти ошибки в сочетании дыхания с амбушюром. Если ошибка не обнаруживается, надо обратиться к специалисту, желательно, конечно, к трубачу. Специалисты берут большие деньги за свои консультации, но получаемые от них знания вполне себя окупают.

С усилением мышц, с улучшением амбушюра длительность упражнений повышается. При мягком (тихом) исполнении амбушюр становится намного быстрее, чем при громком. Однако, это отнюдь не означает, что в ходе упражнений надо вовсе избегать громкой игры.

Положение губ

Правильное положение губ — основа развития правильного амбушюра. Для правильного положения губ произносят слог «дим», в результате чего губы принимают правильное положение и могут свободно вибрировать. В этом положении губы должны оставаться во всем диапазоне тонов инструмента. Для того, чтобы избежать чрезмерного расслабления губ в нижнем регистре и чрезмерного их напряжения в верхнем, надо следить не столько за движением губ, сколько за дыханием и правильной артикуляцией слога «дим». При недостаточной вибрации губ труба издает жидкий, негибкий звук. Постоянно перенапряженные губы могут навсегда остаться малоподвижными за счет отвердения тканей. Бывают и более трагические последствия перенапряжения мышц в верхнем регистре. Прекращение кровообращения и омертвление средних участков губ. В таком случае необходимо навсегда оставить трубу: амбушюр никогда не будет восстановлен.

Ирвинг Буш

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*