Упражнения на дыхание

Постановка дыхания у начинающего трубача есть прежде всего четкое и прочное уяснение им основных принципов звукообразования и нахождения необходимого мышечного чувства, помогающего сознательно управлять всем дыхательным аппаратом. Правильность работы профессионального дыхания определяется в конечном счете звуковым результатом. Визуальное наблюдение за деятельностью мышц дыхания является побочным моментом.

При постановке дыхания важное значение приобретают специальные упражнения без инструмента. Их нельзя игнорировать, хотя Н. Платонов довольно категорично утверждал: «Всякие упражнения для развития исполнительского дыхания, производимые в отрыве от исполнительства, следует считать бесполезными». Трубач, прежде чем извлечь звук на инструменте, должен потратить много времени, чтобы уяснить себе механику проведения вдоха и выдоха. Если же ему сразу дать инструмент и заставить извлечь звук, то он не сможет справиться со всеми задачами, которые тут же перед ним встанут (контроль за работой языка, губ, пальцев). Сам по себе контроль за правильностью дыхания на начальном этапе обучения забирает почти все внимание, поэтому и занятия дыханием должны быть строго индивидуальны.

В процессе обучения педагог может рекомендовать отдельным ученикам упражнения для развития дыхания без инструмента. Известный американский трубач и педагог-методист Джеймс Стемп приводит следующие упражнения, которые следует выполнять перед началом занятий на трубе в качестве разминки:

«Быстро вдохнуть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей;

протяженно вдохнуть на восемь четвертей, быстро выдохнуть за одну четверть, задержать выдох на восемь четвертей;

быстро вдохнуть на одну четверть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей.


Каждое упражнение повторять по восемь раз. В дальнейшем отсчет четвертей увеличить. При выполнении упражнений сохранять медленный темп.

Или взять по возможности большее дыхание, затем продолжать прибавлять, втягивать воздух в себя до тех пор, пока это возможно».

Некоторые зарубежные педагоги предлагают упражнение, которое заключается в следующем: ученик, вынув мундштук из трубы, берет мундштучную часть трубки инструмента в рот и вдувает в нее воздух. Продолжительность выдоха произвольная, но довольно длительная. Упражнение повторяется несколько раз, оно тренирует силу и мощность выдоха трубача. Каждое из перечисленных выше упражнений имеет смысл. Четкое, продуманное их выполнение вначале под контролем педагога, а затем самостоятельно принесет ученику несомненную пользу.

Дальнейшее освоение исполнительского вдоха и выдоха проходит в направлении развития техники профессионального дыхания. Под этим термином следует понимать исполнительский навык, включающий в себя натренированную способность музыканта к быстрому глубокому вдоху и следующему за ним продолжительному, опёртому, глубокому выдоху, подчиненным задачам исполняемой музыки.

Развитие техники дыхания тесно связано с воспитанием других компонентов исполнительского аппарата и поэтому будет нами рассматриваться в комплексе. Следует заметить, что для успешного развития профессионального дыхания необходимы: правильная его постановка, постоянная физическая тренировка, специальные упражнения на инструменте (продолжительные звуки, канти-ленные пьесы и другие). На некоторых из них мы подробно остановимся в следующих главах.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*

  1. Вадим

    что мне делать у меня губы быстро устают, и дыхания не хватает?

    Ответить
    1. Вадим

      Из за этого я не могу произведение «Детский концерт» Щелокова сыграть, подскажите пожалуйста что делать у меня выпускной экзамен через 10 дней а у меня не получается сыграть полностью нормально

      Ответить