Слоги при игре на трубе

В «школах», изданных в разное время, широкое распространение получили слоги ту, та и ду, да (Липкин, Митронов, Кобец, Арбан в новой редакции). «Школа» Чумова и пособие Хачатряна ни слова не говорят о применении слогов.

Большое разнообразие слогов достаточно аргументированно приводит в своей «школе» С. Баласанян. Он пишет: «Для получения хорошей атаки рекомендуется произносить (точнее было бы сказать, „мысленно произносить». — Ю. У.) следующие слоги, в зависимости от регистра: в нижнем регистре — то или ту, в среднем— та и в верхнем — ти. Для получения мягкой атаки согласную т заменяют согласной д, причем первый звук всегда извлекается с помощью слогов та-ту, а последующие с помощью слогов да-ду. При изменении произносимой гласной (о, у, а, и) изменяется положение языка во рту, а следовательно, увеличивается или уменьшается полость рта, через которую проходит выдыхаемый воздух. Изменение же полости рта приводит к сужению или расширению струи воздуха, что существенно облегчает извлечение звуков нужного регистра».

Подобную теорию об использовании слогов приводит Г. Орвид в упоминавшейся статье «Некоторые объективные закономерности звукообразования и искусство игры на трубе»: «Нижний регистр широко звучит с гласной а — та, средний — ту, а верхний — ти. Это объясняется высотой собственного тона гласной».

Значительное место в звукообразовании на трубе отводят артикуляции слогов зарубежные методисты. Во многих учебных пособиях (но не во всех) есть описания их применения, которые в основном сводятся к следующему: атака звука на трубе делится на три вида — твердую, мягкую и вспомогательную. Т. Докшицер в статье «Штрихи трубача» термин «твердая» атака звука заменяет на термин «простая» атака. Он считает, что последний точнее других определяет смысл основного, обычного способа атаки. Однако если соглашаться с тем, что существует мягкая атака, то должна быть и твердая атака. Если же ввести термин «простая» атака, то противоположным ему будет «сложная» атака, а не «мягкая». Чтобы избежать путаницы, мы возьмем за основу установившиеся в нашей методической литературе три вида атаки звука: твердую, мягкую и вспомогательную.

Каждая из них сходна по своему звучанию и способу воспроизведения со следующими речевыми фонемами: т, д, к. При извлечении звука твердой атакой с согласной т кончик языка коснется нижней части верхних зубов. При мягкой атаке с согласной д положение кончика языка будет несколько выше предыдущего. Вспомогательная атака требует участия не кончика языка, а задней его части (спинки).

Следующая за согласной гласная буква для всех видов атаки будет общая: у, а, и. Ее выбор зависит от регистра исполняемой музыки. Решающим условием является высота тона гласной. Таким образом, слог обеспечивает правильную подачу воздуха в инструмент в различных регистрах. Американский трубач Луис Дэвидсон в пособии «Техника игры на трубе» пишет: «Положение языка в момент атаки будет различным при трех разных звучаниях: та, ту, ти (то есть в нижнем, среднем и верхнем регистрах) „В нижнем регистре язык выгибается в нижней части рта, как чаша, стоящая прямо; в среднем регистре язык будет плоским в центре рта; в верхнем — язык будет выгибаться в верхней части рта, как чаша, перевернутая вверх дном. Самое важное то, что точка контакта языка при атаке должна всегда находиться в одном и том же положении независимо от высоты регистра (нижнего или верхнего), громкости и степени артикуляции (жесткой или мягкой)». Правильность действий языка Дэвидсон советует сначала-проверять, делая атаку без мундштука и трубы, и следить при этом за точной координацией всех трех элементов атаки — дыхания, языка и губ. Когда будет найдено ощущение естественности в атаке, можно тренировать атаку с одним мундштуком, а затем! с трубой.

Американец Чарлз Колин в пособии «Развитие подвижности губ», рассматривая положение языка при звукообразовании, отмечает, что воздушный поток должен сначала пройти по всему языку, прежде чем он подойдет к вибрирующему амбушюру. Чтобы создать такое положение, надо расположить верхнюю среднюю часть языка наподобие несколько согнутого листка бумаги (лодочкой).

От неверного мысленного произношения слогов предостерегает учеников и педагогов Ж. Арбан: «Как в piano, так и в forte ата-кирование должно быть четким и свободным. Для этого нужно атакировать слог ту, а не дуа, так как это последнее произношение берет звук изнутри и придает ему характер вязкий и неприятный».

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*