Сергей Еремин

22 мая 2011 г. исполняется сто восемь лет со дня рождения выдающегося трубача России Сергея Ерёмина. Эта дата дает возможность вспомнить добрым словом его творческий путь и его вклад в развитие и совершенствование исполнительского мастерства игры на трубе.

Прошедший XX век оставил в памяти много прекрасных трубачей, но вряд ли кто из них может сравниться с С. Ерёминым по широте и мощности звучания, исполнительскому мастерству.

В начале 30-х годов на сцене Большого театра Москвы, в специально оборудованной акустической раковине часто звучала симфоническая музыка. В одном из таких концертов исполнялась «Поэма экстаза» А. Скрябина. Дирижировал английский дирижер Альберт Коутс. Он был поражен необычно ярким, блестящим тембром солирующей трубы, насыщенностью и драматизмом ее звучания, легкостью и совершенством, с которым солист-трубач исполнял свою труднейшую партию. После концерта А. Коутс вместе с присутствовавшим на концерте американским дирижером Л. Стоковским с интересом рассматривал старенькую трубу фирмы «Циммерман», на которой играл Сергей Ерёмин.

Прошло несколько недель, и из-за границы в адрес театра пришла посылка, в ней была труба фирмы «Бах-Страдивариус». А. Коутс в знак глубокого признания необыкновенного таланта и высокого исполнительского мастерства подарил трубу солисту оркестра С.Ерёмину. Подаренная труба произвела ошеломляющее впечатление не только на Ерёмина, но и на коллег-трубачей театра М. Табакова, М. Адамова, П. Лямина, И. Василевского, Н. Полонского и других. Ведь эта труба была первым инструментом фирмы «Бах-Страдивариус», появившаяся в в России, поэтому на ее внешний вид, конструкцию, помповую механику, мундштук, футляр и остальные детали смотрели как на диковинку. Труба восхищала легкостью звукоизвлечения, необычно ярким тембром и работой прекрасных мастеров.

Сергей ЕреминСергей Ерёмин родился 22 мая 1903 г. в деревне Нагорная Рязанской губернии. Рано лишившись отца, он рос на руках крестьянки матери, которая вынуждена была отдать девятилетнего сына на воспитание в музыкальную команду Нежинского пехотного полка, расквартированного в Рязани, где он полюбил русскую музыку и особенно трубу. Несмотря на тяжелые условия армейской жизни, он овладел техникой игры на трубе и до конца своей жизни не расставался с ней, окончил консерваторию, стал известным трубачом, одним из первых лауреатов Всероссийского конкурса духовиков, солистом оркестра Большого театра, профессором Московской консерватории.

1918 год, начало гражданской войны в России, застал С. Ерёмина музыкантом-воспитанником духового оркестра 85-го запасного стрелкового полка. Затем он стал трубачом, воспитанником первого революционного соединения и наконец, несмотря на молодость, назначается капельмейстером одного из полков 3-го кавалерийского корпуса, принимавшего участие в военных действиях на западном направлении.

В 1920 г. по окончании гражданской войны С. Ерёмин приезжает в Москву и поступает в духовой оркестр школы курсантов Московского Кремля, в котором в то время служили высокообразованные исполнители на духовых инструментах: трубачи М. Табаков, М. Адамов, тромбонист В. Щербинин, кларнетисты П. Бессмертнов, А. Володин, фаготист И. Костлан (будущие профессора Московской консерватории), которые обратили внимание на молодого талантливого трубача, всячески помогали ему в расширении музыкального кругозора, и это сыграло определяющую роль в выборе его дальнейшего творческого пути.

Получив возможность систематически заниматься на трубе в профессиональном духовом оркестре, молодой музыкант начинает серьезно готовиться к повышению своего исполнительского мастерства, и первой его мечтой стала идея подготовки к конкурсу на замещение вакантной должности трубача в оркестре Большого театра. В 1922 г. С. Ерёмина по конкурсу зачисляют в оркестр Большого театра.

В 1923 г. командование курсантской школы Кремля обратило внимание на творческий рост талантливого моло дого трубача и рекомендовало его для учебы в Москов скую консерваторию, после чего он стал готовиться к всту пительным экзаменам.

С 1924 г. он студент Московской консерватории, но занятия проходят напряженно. Почувствовав трудности в учебе, недостаток теоретических знаний, он решает демо билизоваться из оркестра Кремля, уволиться из Большого театра, чтобы полностью посвятить себя учебе в высшем учебном заведении. Занимаясь по специальности в классе трубы у М. Адамова, он повысил свой исполнительский уровень, приобрел легкость и виртуозность в овладении техникой игры на трубе.

В 1926 г. он поступает в аспирантуру в класс профессора М. Табакова, который развил в нем творческое мышление, широту, благородство и монументальность звучания трубы, довел владение инструментом до вершины испол нительского мастерства. М. Табаков — это неразгаданная легендарная личность в научно-методической, педагогической деятельности в России, он воспитал много прекрасных трубачей, на которых держится современная исполнительская и педагогическая практика игры на трубе.

Приобретенные у профессоров по специальности исполнительские навыки получили дальнейшее совершенство в классе камерного ансамбля знаменитого профессора С. Розанова и в оркестровом классе легендарного дирижера Н. Голованова.

Большую роль в формировании С. Ерёмина как музыканта сыграл органист, композитор, профессор А. Гедике, который ценил С. Ерёмина как трубача высокого класса и к окончанию аспирантуры написал концерт для трубы с оркестром в традициях русской классической музыки в сложной сонатной форме с ярко выраженным тематическим материалом и посвятил его молодому трубачу. А. Гедике сам вызвался аккомпанировать С. Ерёмину на фортепиано в дипломной работе по окончании аспирантуры Это было первое публичное исполнение концерта, которое получило высокую оценку государственной экзаменационной комиссии.

В 1929 г. С. Ерёмин занял место первого трубача в оркестре Большого театра, где проработал до 1947 г. В этом коллективе в полную силу развернулось артистическое дарование музыканта. Незабываемой останется трактовка С. Ерёминым оркестровых соло. Его решительное и угрожающее стаккато, прорезающее оркестр в «Сече при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», распевность и широта темы Царевны Лебедя в опере «Сказка о царе Салтане», эпическая сосредоточенность звучания в опере «Садко», «Возглас петуха» в начале оперы «Золотой петушок» был настолько впечатляющим, что друзья в шутку называли С. Ерёмина «Наш золотой петушок».

Свой первый сольный концерт С. Ерёмин дал в Малом зале Московской консерватории в 1931 г. В нем принимали участие А. Гедике (орган), А. Янкелевич (валторна), К. Сараджева (арфа), камерный оркестр под управлением популярного дирижера Б. Хайкина. За всю историю отечественного исполнительства это был первый концерт трубача, выступающего с сольной программой.

Высокое исполнительское мастерство позволило С. Ерёмину выступать на концертной эстраде вместе с известными музыкантами. Так, например, с квартетом имени Страдивариуса он сыграл знаменитый септет с трубой К. Сен-Санса и септет П. Попова, в котором партию фортепиано исполнил прославленный К. Игумнов.
В качестве солиста артист начинает регулярно выступать с симфоническим оркестром, и не только в Москве. Границы его выступлений расширяются, он выезжает в Киев, Харьков, Днепропетровск и другие города Сибири и Дальнего Востока. С. Ерёмин стал одним из первых музыкантов в России, игравших на духовых инструментах, которые выступали на концертной эстраде наравне с пианистами, скрипачами, виолончелистами. Нужно отметить, что профессиональные исполнительские качества С. Ерёмина формировались под наблюдением и с участием выдающихся деятелей отечественной исполнительской школы и лучших музыкальных коллективов.

В 1935 г. состоялся Второй Всероссийский конкурс музыкантов-исполнителей, в котором впервые принимали участие исполнители на духовых инструментах. С. Ерёмин исполнил на конкурсе разнообразную и интересную про грамму и был удостоен звания лауреата.

Успешная исполнительская деятельность С. Ерёмина стимулирует отечественных композиторов к созданию для него новых оригинальных сочинений. Р. Глиэр пишеч «Вариации для трубы». Концерты для трубы с оркестром пишут С. Василенко, Б. Александров, 3. Фельдман, А. Спадавеккиа. А. Гедике пишет «Концертный этюд», ставший известным во всем мире.

В пятидесятые годы С. Ерёмин с А. Гедике записал на пленку цикл пьес Э. Грига в переложении А. Гедике для трубы и органа, а в шестидесятые годы в содружестве с пианистом П. Романовским он осуществил запись Сонаты для трубы и фортепиано Е. Голубева, «Весенней песни» К. Мостраса и «Концертино» Депре.
К сожалению, записей С. Ерёмина сохранилось край не мало, но ведь они есть, и молодым музыкантам-труба чам следует найти их и услышать игру несравненного маэстро, ставшего теперь легендой.
Музыкальная критика не скупилась на слова вое хищения, признательности, благодарности С. Ерёмину. В средствах массовой информации, периодической печати высоко ценилась игра мастера. С. Ерёмин характеризуется глубоким и проникновенным музыкантом. Его искусство, писали современники, является вершиной исполнительского мастерства.

Преподавательскую деятельность в Московской консерватории С. Ерёмин начал в 1930. С 1935 г. он доцент, а через четыре года ему присваивается звание профессора. В 1955-1969 гг. он заведует кафедрой духовых инструментов. Своим многочисленным ученикам он стремится при вить черты собственного исполнительского стиля. Развивая мощный и сочный звук, вырабатывая совершенную технику, легкость владения различными приемами извлечения звука, он никогда не сковывал творческую инициативу студентов.

Используя отечественную методику обучения игре на трубе, С. Ерёмин старается шире использовать в педагогической практике сочинения современных зарубежных комиозиторов, готовит к изданию серию сборников, в которые вошли сочинения П. Хиндемита, Б. Мартину, Ж. Абсиля.

За период своей педагогической деятельности С. Ерёмин подготовил к печати четыре тетради сборников «Выписки из оркестровых партий труб и корнетов», две тетради «Избранные этюды для трубы», сборники переложений, обработок и редакций произведений многих отечественных и зарубежных авторов для трубы и фортепиано.

Совокупность ярких исполнительских качеств солиста и артиста оркестра, склонность к педагогической и научно-методической работе позволили С. Ерёмину воспитать целую плеяду талантливых учеников. Среди его воспитанников лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов, артисты оперных и симфонических оркестров, педагоги музыкальных учебных заведений России. Их имена хорошо известны. Это С. Болотин, Л. Володин, В. Гончаров, В. Голубов, Д. Давыдов, А. Максименко, П. Сапешко, В. Турченко, И. Павлов, Ю. Усов и многие другие.

С. Ерёмин как трубач, педагог и человек постоянно проявлял отеческую заботу о своих учениках, пользовался огромным авторитетом среди музыкантов и особенно у студентов. Его заслуги перед отечественной культурой были оценены по достоинству.

Он награжден орденами и медалями, удостоен звания «Заслуженный деятель искусств России». Трубачи России гордятся тем, что впервые в истории консерватории имя трубача С. Ерёмина было выбито на золотой доске почета консерватории.

Скончался выдающийся трубач в Москве 13 июня 1975 г. До последних дней своей жизни он был связан со своими воспитанниками, вел занятия по специальности, был озабочен проблемами дальнейшего повышения исполнительского мастерства трубачей. Яркий, пронизывающий как луч солнца, светлый и упругий звук трубы Сергея Ерёмина надолго останется в памяти современников, имевших счастье слышать в концертных залах игру выдающегося артиста.

Мои многочисленные встречи с С. Ерёминым запом нились как уроки педагога высшего класса. Он консульти ровал меня при поступлении в консерваторию и во время учебы в ней, несмотря на то, что я занимался по специаль ности в классе профессора Г. Орвида. Он давал мне мно го ценных советов по методике и практике повышения исполнительского мастерства и особенно когда я работал нал «Школой начального обучения игре на трубе», «Первыми шагами трубача», «Альбомом молодого трубача», «Этюда ми для трубы», сборниками ансамблей медных духовых инструментов. Он был всегда доброжелателен и делика тен, не позволял грубостей, давал много поучительных и ценных советов, рассказывал об истории трубы и жизни коллег-трубачей, проявлял заботу о студентах, и они лк> били своего наставника, учителя, старшего товарища и вы дающегося трубача нашего времени.

Сергей Ерёмин останется в памяти трубачей и люби телей музыки России как «Золотой петушок» ушедшею XX века.

Л. Чумов. «Очерки о трубе и трубачах в России»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*