Построение урока игры на трубе

Каждый отдельный урок следует рассматривать как одно из звеньев в общей цели учебного процесса. Это дает нам право оценивать урок с широких позиций, с точки зрения задач определенного периода развития ученика, а не только нужд сегодняшнего дня. Именно поэтому на разных стадиях обучения проведение урока различно по методике, содержанию и задачам.

Методика проведения урока, при самых разнообразных ее трактовках, сводится к следующей схеме: проверка того, что было, сделано учеником дома самостоятельно; работа в классе над инструктивным и художественным материалом, связанная с сообщением новых знаний, закрепление этих знаний; определение: домашних заданий к следующему уроку.

В первом разделе урока ученик отчитывается в результатах своей самостоятельной работы и в выполнении полученных от педагога домашних заданий. Замечено, что даже прилежный уче¬ник, если педагог не проверит его работу над какой-нибудь гаммой, этюдом, пьесой, обычно начинает уделять им меньше вни¬мания. Без проверки нет исполнения — это правило в музыкальной педагогике обязательно.

В методической литературе вполне справедливо осуждается прием, при котором педагог, прослушивая ученика, прерывает его и делает ему замечания. Такой прием возможен только в тех случаях, когда педагог сразу слышит, что ученик дома совсем не работал и ничего из сделанных указаний не выполнил. Тогда есть основание прервать музыку и, отметив плохую игру, потребовать от ученика объяснений. Остановить ученика можно и в том случае, если в самом начале игры его постигла какая-нибудь неудача, например срыв звука при атаке, который способен испортить впечатление о в целом хорошо подготовленном домашнем задании. Однако желательно прослушать до конца все учебное задание, которое ученик принес на урок. Тогда у педагога создается полное впечатление о проделанной самостоятельной работе, а ученик, зная, что в классе необходимо играть без остановок, психологически настраивается на это и тем самым привыкает концентрировать свои силы на этой задаче, воспитывая в себе важные исполнительские качества.
Педагогу необходимо внимательно слушать ученика, чтобы запомнить все особенности его игры, выявить ее недостатки и достоинства. Если чувствуется, что ученик много работал над пьесой или этюдом, но некоторые недостатки оказались все же непреодолимыми, полезно отметить имеющиеся достижения. Это поощрение придаст ученику силы и правильно ориентирует его в дальнейшей работе.
Нельзя обрушивать на ученика сразу множество замечаний. Он не сможет их все усвоить, так как его внимание будет рассеяно. Педагогу следует указать на самое главное — на общий характер исполнения, на важнейшие детали и на грубые ошибки. На последующих занятиях педагог может постепенно остановиться на частностях и второстепенных деталях.

Важным моментом урока является повторение пройденного материала, например гамм или этюдов, которые ученик ранее играл и начал забывать. Повторение способствует более прочному и быстрому усвоению учебного материала, успешному накоплению необходимых двигательных навыков.
Второй раздел урока занимает центральное место, так как без получения и усвоения суммы новых знаний ученик не может двигаться вперед. При этом важно, чтобы ученик приходил на урок «не пустой», а подготовленный для проведения с ним занятий. Причин для неподготовленности бывает несколько: невыученное домашнее задание, наигранные или уставшие губы, общее физическое недомогание и другие. С таким учеником проводить урок не имеет смысла.

Работа над музыкальным материалом в классе — не просто прослушивание педагогом исполняемых учеником гамм, этюдов, произведений и высказывание замечаний по поводу их исполнения. Главное, чтобы ученик при непосредственном участии педагога искал нужную звучность, правильную атаку звука, соответствующую динамику, добивался убедительной фразировки и т. д. В про¬цессе этой работы постепенно конкретизируются и выявляются отдельные детали, а также исполнительский замысел пьесы в це¬лом, которые до сих пор не были слышны достаточно рельефно. Такой путь занятий позволяет практически научить ученика основным принципам работы над инструктивным и художественным репертуаром и преодолению различных трудностей.

Новый материал, который предлагается ученику на уроке, должен быть связан с тем, который был уже ранее им пройден. Это позволит наиболее активно осваивать изучаемый материал.

Третий раздел урока отводится для определения домашних заданий. Педагог должен разъяснить содержание учебного задания и конкретно указать, в каком порядке и над чем ученику предстоит работать дома. Педагогу надо быть уверенным в том, что ученик ясно представляет себе не только объем материала (упражнения, гаммы, этюды, пьесы), который ему необходимо выучить, но и характер работы над ним. Поэтому в музыкальной школе для записи задания существуют дневники. В музыкальном училище и консерватории домашнее задание учащиеся запоминают в устной форме.

Таким образом, цель каждого урока — это подведение краткого итога самостоятельных занятий учащегося дома и сообщение необходимого материала, знаний и умений для дальнейшей работы.

Содержание урока составляет изучение упражнений, гамм, этюдов, художественных произведений, оркестровых партий, транспозиции, чтения нот с листа. На разных этапах обучения роль и соотношение инструктивного и художественного материала меняются. Так, на первых уроках в музыкальной школе играются упражнения и пьесы, позднее к ним прибавляются гаммы и этюды, чтение нот с листа. В музыкальном училище превалируют упражнения, гаммы, этюды, произведения, на старших курсах — чтение нот с листа, оркестровые партии и транспозиция. В консервато¬рии первые два курса — гаммы и этюды, произведения, чтение нот с листа; третий, четвертый и пятый курсы — произведения оркестровые партии, транспозиция, чтение нот с листа.
Избирая за основу проведения урока изложенную выше мето¬дику, преподаватель класса трубы обычно вначале слушает исполнение гамм и работает с учеником над ними, затем переходит к этюдам и, наконец, к произведениям. Такой порядок построения урока возможен в старших классах музыкальной школы и в училище. В младших классах школы уроки рекомендуется проводить сразу с двумя-тремя учениками, чередуя их занятия с игрой под аккомпанемент фортепиано. «Художественные» уроки, на которых будет проводиться только исполнение пьес, следует проводить в музыкальной школе еженедельно. В консерватории, как правило, все уроки проводятся в сопровождении фортепиано, ибо основное их содержание составляет исполнение художественных произведений. Для работы над инструктивным материалом отводятся отдельные занятия, назначаемые педагогом еженедельно в другое время. Это обусловлено тем, что для изучения гамм и этюдов на первом курсе вузов по учебному плану предусмотрен лишний час занятий.

На всех этапах обучения педагог так должен спланировать занятия, чтобы на уроках при исполнении учеником художественных произведений присутствовал концертмейстер.

Успешное проведение урока зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Он должен быть в высшей степени увлечен процессом занятий, его внимание сконцентрировано на ученике с его индивидуальными исполнительскими особенностями, своеобразным дарованием, ощущением и воспроизведением музыки. Педагогическое творчество подразумевает повышенное, острое понимание достоинств и недостатков исполнения ученика, активное осознание путей устранения последних. Творческое состояние педагога не есть нечто стихийное, не подчиняющееся воле человека. Педагог может и, следовательно, обязан вызывать в себе интерес к занятиям, то есть сознательно войти в то состояние, которое мы называем творческим.

При проведении урока педагог обычно много поясняет, иногда берет инструмент и показывает отдельные исполнительские приемы или играет фрагменты из различных сольных и оркестровых произведений. Не всегда словесные пояснения, даже самые образные, поэтичные и увлекательные, становятся понятными ученику. Важно поэтому, делая их, учитывать возраст учащихся, их знания, интересы.

Некоторые педагоги прибегают к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования», точнее, с помощью жестикуляции, раскрывающей характер произведения. Этот прием дает педагогу возможность непосредственно во время исполнения влиять на ученика. При хорошем контакте способный ученик чутко улавливает тончайшие намерения педагога, передаваемые языком жестов. Следует помнить, что злоупотребление этим приемом ведет к снижению творческой активности ученика, к подавлению его инициативы. Есть педагоги, которые, «дирижируя», подпевают ученику, а некоторые даже стучат ногой, отбивая такт. Очевидно, настоящую пользу приносит все же «дирижирование», хотя многие педагоги используют напевание той или иной фразы, пассажа, одного звука для того, чтобы показать ученику, как лучше сыграть его на трубе.

Каждый урок для педагога, несмотря на общность содержания и методики его проведения, бывает разным с разными учениками. Это зависит от целей, задач, которые ставит перед собой педагог, от подготовки и одаренности ученика, от эмоциональной и творческой атмосферы, созданной на уроке. «Неужели всем ученикам преподается одно и то же? — Да, — отвечу я, — одно и то же. Учитель не хамелеон, и менять свою окраску в зависимости от индивидуальности ученика он не может. Учитель-художник не идет на уступки. Его художественные принципы гибки, изменчивы, но на каждом этапе определенны. Менять приходится лишь способы их изложения», — пишет Н. Перельман.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*