Как мотивировать ребёнка заниматься музыкой в школе и дома? Проект «Trumpet-Minus 2.0»

Новаторские поиски в сфере учебных планов и образовательных программах, а также значительное развитие технологий, повлиявших на изменение качества жизни, в настоящее время привели к оформлению совершенно новых тенденций в области воспитания и обучения детей. Поэтому во многих образовательных учреждениях и в среде музыкальных педагогов появилась острая необходимость в обновлении своих методических разработок, направленных на развитие способностей учеников в условиях современных реалий.

Внедрение фонограмм в качестве аккомпанирующего звена в образовательном процессе при правильном векторе работы может дать положительные результаты – наблюдается повышение интереса учеников к музыкальным урокам, что вызвано, прежде всего, погружением в сам процесс музицирования. Сопровождающая фонограмма, так называемая «минусовка», вызывает у юных музыкантов ощущение присутствия в концертном зале в качестве участников оркестра или ансамбля, что также приводит к развитию музыкального вкуса и раскрытию творческих ресурсов учеников.

К организации проекта меня подтолкнуло следующее наблюдение, основанное на собственном педагогическом и музыкальном опыте. В отличие от представителей других исполнительских специальностей (струнников, пианистов и др.), юные трубачи сталкиваются с нюансом высчитывания метрических долей в такте. Еще в советское время решением данной проблемы был нарочитый отсчет каждой доли с помощью отстукивания ногой во время исполнения. Это привело к излишней механистичности звучания произведений и, соответственно, к отсутствию такого понятия, как сценическая эстетика. Поэтому одной из главных целей проекта «Trumpet-Minus 2.0» становится отказ от старых, давно отживших себя форм музицирования в сторону более современных методов разучивания произведения и исполнения его в концертном формате. Для достижения данной цели и требуются аккомпанирующие фонограммы.

Имея педагогический опыт в рамках работы в музыкальной школе, я сделал вывод, что дети, обучающиеся игре на трубе, интересуются подобной формой занятий – музицированием под «минусовку». В тот момент, когда учащийся демонстрирует высокий уровень разучивания произведения, мы можем предложить ему сыграть это же сочинение под фонограмму. В таком случае интерес учащихся к урокам заметно возрастает. Произведения при этом начинают звучать в совершенно ином ключе: вырисовывается более упругий и четкий ритм, пьеса начинает играть свежими и неожиданными тембровыми оттенками. Во время игры под фонограмму учащийся начинает прислушиваться более пристально и внимательно к музыкальным фразам, к мотивным членениям, к мелодическому развитию, так как берет на себя функцию солирующего исполнителя.

Однако здесь мне пришлось столкнуться с трудностью поиска фонограмм именно для трубы. Если вокальных «минусовок» на просторах интернета огромное множество, то в нашем случае их ничтожно мало. Конечно, при большом желании, можно использовать фонограммы уже известных нам композиций, однако здесь формируется новая сложность – неподходящие тональности, темп или уже прописанная дорожка основной мелодии, которая явно перебивает солирующую партию трубы. Подобные некачественные для исполнения на трубе фонограммы лишь добавляют трудности на пути юного музыканта, который делает лишь первые шаги в сторону изучения духового инструмента.

Поэтому мной был предложен проект «Trumpet-Minus 2.0» по созданию «минусовок» классических произведений. С помощью созданных нами фонограмм ученики музыкальных школ и других учебных заведений смогут самостоятельно, в домашних условиях, репетировать партии трубы в сопровождении качественного по уровню игры аккомпанемента, а в дальнейшем выступать на сцене уверенно как под «минусовку», так и с живым сопровождением.
Стоит добавить, что современные ученики – это технически подкованные музыканты, которые успешно осваивают все новые и новые устройства и методики, поэтому описанный проект в данном контексте станет для «продвинутых» учащихся отличным подспорьем для плодотворных занятий.

Методика использования фонограмм в образовательном процессе

Многие преподаватели музыкальных школ разнообразных специальностей сталкивались с одной и той же проблемой – ученик занимается на уроке, выполняя все требования учителя, а придя домой, забывает обо всех нюансах, связанных с произведением, и проводит над ним совершенно бесполезную с музыкальной точки зрения работу. Эта проблема возникает по той причине, что во время самостоятельных занятий над учеником нет контроля в лице профессионала, который бы мог направить его рабочую деятельность в более правильное русло. А родители зачастую не являются специалистами в музыкальной сфере, поэтому не могут помочь своему ребенку в данной области. В этом случае фонограммы также несут на себе роль своеобразного «контролера» за рабочей деятельностью ученика. Слушая аккомпанемент, ребенок имеет возможность подойти к занятиям более художественным образом, попутно вспоминая все замечания своего преподавателя и тут же исправляя все необходимые нюансы.

В век современных технологий, когда практически у каждого человека вне зависимости от возраста и рода деятельности есть смартфон, планшет, ноутбук и другие мобильные устройства, с помощью которых можно легко воспроизвести аудиозапись, внедрение «минусовок» в образовательный процесс становится не таким сложным явлением. Фонограмму можно записать на специальный USB-носитель, MP3-плеер или другое мобильное устройство, чтобы учащийся мог спокойно заниматься на инструменте в домашних условиях.

Музицирование с аккомпанементом под «минус» выполняет следующие задачи:

  • использование в практических целях знаний и навыков, которые были приобретены во время занятий по специальности;
  • улучшение музыкального вкуса у учащихся;
  • развитие музыкального слуха и чувства ритма;
  • работа над исполнительской дисциплинированностью;
  • повышение уровня внимания;
  • соблюдение четкости и точности в области ритма, темпа, штрихов, динамики и т. д.;
  • формирование чувства исполнительской ответственности, что выражается в лучшем разучивании собственной партии в произведении.

По мнению многих педагогов, работающих в музыкальной сфере, «игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид занятия вовлекает ученика в активную форму музицирования. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе».

Мы согласны с утверждением педагогов – музыкантов, так как исполнение солирующих партий под фонограмму «минус» воспитывает целый комплекс компетенций: чувство ритма, темпа, развитие музыкальных способностей, исполнительской чуткости и эмоциональности и т. д.
Прежде чем приступить к данному исполнительскому методу, необходимо начать непосредственную работу над музыкальным произведением, первый этап которой заключается в теоретическом и практическом анализе сочинения (характер, структура).

Далее необходимо помнить, что при подготовке к игре под фонограмму ученик должен хорошо представлять и, самое главное, знать свое сочинение во всех деталях. Во время игры под фонограмму ученик не должен путаться в музыкальном тексте, обязан максимально точно исполнять динамические оттенки, использовать все указанные штрихи, держать нужный темп и т. д. Возможно, в первую очередь, еще предваряя работу с «минусовкой», ученику будет полезно пройти свое произведение с концертмейстером, то есть задействовать более традиционную форму обучения по специальности.

Важным средством выразительности при обращении к данной технологии становится четкое соблюдение метроритмических тенденций сочинения. Благодаря метроритму ученик имеет возможность исполнять свою солирующую партию синхронно с фонограммой. Малейшее расхождение с записью сразу выявит нюансы, связанные с несоблюдением метроритмических особенностей произведения и с несовершенством техники ученика в данной области. Поэтому при разучивании сочинения следует более подробно остановиться на вопросах метра и ритма.

В связи с тем, что юные музыканты-трубачи имеют некоторые сложности с ощущением сильной доли в такте, нами предлагается методика вокального исполнения партии, которую ученик должен будет в дальнейшем сыграть. Для успешного выполнения данного рода задания берется аккомпанемент, под который учащиеся могут спеть свои инструментальные партии. Итогом этой вокальной методики в рамках занятий на трубе становится воспитание чувства ритма и сильной метрической доли.

Можно использовать различные методы вокального исполнения. Например, полезные свойства приобретает техника сольфеджирования собственной инструментальной партии, когда ученик пропевает мелодию с названиями нот. Подобная методика позволяет ученику лучше усвоить материал, с которым ему предстоит работать в дальнейшем. Вторым важным этапом станет распевка основной партии с помощью традиционного вокализа на любой выбранный слог или закрытым ртом. Данная техника также поможет учащемуся отработать музыкальный материал, лучше его проанализировать и запомнить.

На первом этапе работы с произведением следует особо подчеркнуть важность темповой организации. Правильно выбранный темп сможет наиболее точно передать все оттенки музыкального характера и образной сферы. Учащийся должен понимать, какой темп ему лучше избрать именно для данного произведения и бросить свои исполнительские силы на то, чтобы достичь профессионального звучания именно в данном темпе. Во время игры под «минусовку» ученик обучается искусству самоконтроля, так как в подобные моменты наиболее важно попадать с записью в единый такт.

Важным моментом исполнительской технике в любом музыкальном ансамбле всегда было совместное, синхронное и так называемое «сыгранное» звучание, когда все участники коллектива максимально точно попадают во всем доли такта. По традиции, в ансамбле музыкант, отвечающий за исполнение главных партий, ненавязчиво показывает остальным исполнителям начало произведения, все необходимые замедления, ускорения, снятия и заключительные звуки сочинения. Во время игры под «минусовку» ученик должен ориентироваться, прежде всего, на свои ощущения, «ловить» в записи каждый момент, выходящий за пределы четкого метроритмического и темпового формата. Для этого учащемуся желательно несколько раз прослушать фонограмму, которая в дальнейшем станет его аккомпанементом, и отметить для себя различные нюансы, возникающие по ходу произведения.

Когда произведение полностью выучено, произведена детальная проработка всех элементов и средств музыкальной выразительности, можно перейти к этапу, при котором педагог постепенно внедряет в обучающие занятия аудиозаписи. Сначала при наличии необходимого ресурса можно включить фонограмму «плюс», где основной голос музыкального инструмента (в данном случае трубы) уже зафиксирован. Отрабатывается следующая исполнительская практика – игра под запись в унисон.

При исполнении произведения в указанном формате нужно соблюдать ту самую синхронность звучания, уже упомянутую ранее. Игра в унисон с другим исполнителем требует от ученика большого мастерства, а если его партия еще и записана на аудионосителе, то сложность возрастает вдвойне. Однако такая форма работы над произведением, на мой взгляд, также является продуктивной, так как, во-первых, ученик ориентируется на образцовое исполнение своей партии и, во-вторых, отрабатывает исполнительскую технику, обучаясь искусству «сыгранности» не только с аккомпанементом, но и с солирующим тембром. Для достижения положительного эффекта педагог должен выбрать записи с качественным и профессиональным исполнением партии трубы для показа своим ученикам.

Подобный тип работы помогает учащимся развить исполнительскую самостоятельность, так как у них появляется возможность полноценно заниматься не только в классе с концертмейстером и педагогом по специальности, но и в домашних условиях. Можно устроить своеобразный домашний концерт, исполнив свою партию на трубе под аккомпанемент сопровождающего фортепиано. Кроме того, исполнение под фонограмму может стать интересным концертным номером на мероприятиях, где нет возможности использовать фортепиано или тем более «живой» состав ансамбля или оркестра.

Помимо исполнительских трудностей, с которым ученик в своей деятельности сталкивается постоянно, перед педагогом встает еще одна важная задача технического характера – источники поиска фонограмм. Среди большого разнообразия «минусовок» очень мало вариантов записей, подходящих именно для аккомпанирования такому инструменту, как труба. Поэтому педагогу приходится искать пути решения данной проблемы. Во-первых, это использование MIDI-версий, которые можно записать и самостоятельно, имея в своем распоряжении компьютер и специальные программы для аудиозаписи. Фонограммы, созданные в таком формате, отличаются несколько искусственным звучанием, однако это один из самых приемлемых и недорогих в финансовом плане вариантов.

Во-вторых, можно зафиксировать аккомпанемент с помощью диктофона, который в настоящее время имеется на всех мобильных устройствах практически у каждого человека. Этот вариант в чем-то проще MIDI-версий в том отношении, что не обязательно иметь при себе необходимые программы для записи и обработки звука и соответственно, не нужно изучать методику аудиозаписи, что отнимает множество сил и времени. Фонограмма, созданная посредством записи на диктофон, более полно передает «живую» энергетику музыканта, исполняющего аккомпанемент, однако при подобной техники фиксации на фоне «минусовки» будут слышны посторонние шумы, что окажет влияние на качество записи.

Проект «Trumpet-Minus 2.0» предполагает изготовления фонограммы для образовательного процесса – запись в студии под метроном. Подобная «минусовка» будет актуальна прежде всего во время учебных занятий, так как в этом случае избегаются различные изменения по темпу, которые в «живом» звучании допускают ансамбли и оркестры в рамках исполнения произведения академической традиции. С одной стороны, классические сочинения – как камерного, так и оркестрового формата – зачастую идут в различных темповых обозначениях, и это показывает «живость» исполнения, всю эмоциональную выразительность музыкантов, задействованных в инструментальном коллективе. Однако для учеников, которые только начинают свой музыкальный путь, та эмоциональность и чувственность, приводящая к постоянным темповым сдвигам, может стать помехой для изучения такой формы работы, как игра под фонограмму.

Кроме того, не стоит забывать о таком важном аспекте, как инструментальные проигрыши. Когда юный музыкант разучивает собственную партию, центр его повышенного внимания располагается только в рамках своей мелодики. Зачастую ученики не имеют даже малейшего представления, что исполняет концертмейстер. Работа с фонограммами позволяет добиться эффекта максимального прослушивания, когда учащийся вслушивается в партии сопровождения, что помогает ему познакомиться с произведением более подробно, не только со стороны солиста.

Еще одна важнейшая наработка проекта «Trumpet-Minus 2.0» — это не просто запись фонограммы в целостном виде – от начала и до конца, а разделение записи на множество отдельных фрагментов или сегментов. Эта технология позволяет ученику отрабатывать определенный момент в произведении, не затрачивая время на поиск необходимого фрагмента, прокручивая всю «минусовку». В данном аспекте также кроется положительная черта метода создания фонограмм в рамках проекта.

Однако метод использования фонограмм в условиях проекта реализуется только в рамках учебных занятий. В качестве сценического исполнения произведения «минусовки» лучше не внедрять. Дело в том, что во время выступления ученик испытывает некий эмоциональный дискомфорт, вызванный волнением, и все его мысли и страхи будут связаны с тем, чтобы не выйти за пределы звучания и темпа, заданного фонограммой. В таком случае теряется художественная составляющая сочинения, и произведение приобретает черты конструктивной, «сухой» композиции, основное назначение которой – «не вылететь» из фонограммы.

«Минусовка» представляет собой уже заранее записанные заготовки, и если вдруг во время выступления ученик переволнуется и в какой-то момент допустит ошибку, автоматизированная фонограмма просто последует дальше, оставив ученика наедине со своими исполнительскими нюансами. При исполнении произведения с концертмейстером подобных сложностей можно избежать, так как грамотный и профессиональный аккомпаниатор сможет поддержать ученика, какую бы ошибку он не допустил. Этот момент является показателем отрицательной стороны работы с фонограммами.

Кроме того, педагог должен помнить, что не стоит переусердствовать с игрой под «минусовку», иначе у ученика могут атрофироваться способности исполнять произведения с «живым» сопровождением. Так как фонограмма четко регламентирует все средства музыкальной выразительности – темп, ритм, динамику, — и звучит всегда одинаково, ученик при многократном повторе своей партии именно под фонограмму может привыкнуть к столь механизированному звучанию своей программы. И в тот момент, когда ученику необходимо будет исполнить сочинение совместно с концертмейстером, он может просто растеряться, ведь аккомпаниатор будет являть собой не автоматический повтор сопровождения, его исполнение будет отличаться большей музыкальностью и выразительностью.

Поэтому данным методом в рамках образовательной деятельности в музыкальных школах лучше не злоупотреблять. Фонограммы должны стать помощником на занятиях, а не полным заменителем «живого» аккомпанемента.

Проект направлен прежде всего на образовательные цели. Его основная аудитория и клиентская база – дети, родители которых не имеют специального музыкального образования, а значит, не могут помочь своим детям в плане работы над произведениями. Ученики, используя наши фонограммы, смогут проверить степень разучивания сочинения в домашних условиях без дополнительного контроля со стороны педагога или концертмейстера.
Проект «Trumpet-Minus 2.0» не позиционируется, как революционное слово в разделе создания и использования фонограмм при обучении детей музыке. Однако в проекте есть место методам и приемам, которые были сформированы нами для того, чтобы улучшить работу с «минусовками», сделав ее более успешной и продуктивной.

В первую очередь, изменения коснулись техники внедрения метронома в запись. Для начала фиксируется оригинальный аккомпанемент произведения, затем мы включаем сам метроном под «клик», но чуть громче инструментального сопровождения. Этот этап создания фонограммы мы считаем одним из важнейших, так как многие ученики по классу трубы испытывают сложности в плане удерживания единого темпа и отсчитывания сильной метрической доли. И достаточно громкий отсчет механизированного, но четкого и ровного метронома помогает ученикам контролировать себя, выравнивая все нюансы в данной области.

Проект «Trumpet-Minus 2.0», судя по статистическим результатам, становится более актуальным в связи с необходимостью выработать у учеников умение контролировать собственные исполнительские навыки в рамках домашних музыкальных занятий. К положительным моментам внедрения фонограмму в процесс учебных уроков относится: расширение творческого кругозора учащихся, развитие навыков слушания музыки, особенно активизации внимания учеников на зафиксированном в аудиоверсии аккомпанементе. Как верно отметила педагог Л. Павлищева, «Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха».

Наш проект стремится повысить учебную мотивацию у учащихся следующими средствами: во-первых, это обновление форм работы над произведением. Фонограмма воспринимается молодым поколением учеников как более современный «продукт» музыкальной деятельности, а значит, и работоспособность и эмоциональная отзывчивость музыкантов повышается во время занятий.

Во-вторых, наш проект помогает юным дарованием лучше подготовиться к профессиональной публичной деятельности, которая включает в себя большое количество выступлений на сцене. Постоянная и тесная работа с форматом фонограмм дает ученику возможность почувствовать себя в роли настоящего артиста. Кроме того, разучивание музыкальных произведений под «минусовку» ускоряет процесс работы, а значит, можно довольно быстро произвести компиляцию материала для концертного репертуара музыканта.

Чтобы работа с фонограммами на уроках специальности по классу трубы была действительно эффективной, мы предлагаем соблюдать основные правила:

  1. Музицирование под «минусовку» должно происходить на каждом уроке и во время домашних занятий ученика;
  2. И во время классных, и в течении домашних занятий ученику необходимо периодически работать с разными типами аудиозаписей – и в формате «плюсовки» (то есть с записанным солирующим тембром трубы), и в виде «минусовки»;
  3. Работа с фонограммой должна варьироваться по скорости звучания – от медленного и плавного темпа к более быстрому и стремительному (в зависимости от особенностей самого произведения).

Заключение

В современном образовательном пространстве такая форма репрезентации музыкального произведения, как фонограмма, завоевывает все больше исполнительского внимания как со стороны преподавательского состава, так и с ракурса учеников. Фонограмму в формате «плюсовки» можно использовать в качестве демонстрации образца игры солирующей партии, а «минусовку» педагог может активно внедрять в течении учебных занятий в процессе работы над произведением.

Так как фонограммы становятся эффективным средством музицирования в области образовательных дисциплин, то остро встает вопрос о необходимости создания большого количества «минусовок» разнообразных произведений именно для такого солирующего музыкального инструмента, как труба. Если для вокалистов существует довольно широкий ассортимент «минусовок» композиций любых стилевых и жанровых категорий, то труба в количественном отношении во многом проигрывает вокалу. А те представленные фонограммы для трубы, что можно найти в свободном доступе в различных интернет-сообществах, поражают педагогов низким качеством записи и аранжировок. Поэтому проект «Trumpet-Minus 2.0», который своей основной задачей ставит создание масштабного количества фонограмм для трубы, и при том высокого качества, в настоящее время приобретает все больший размах в сфере «клиентской базы».

В плане методического «продукта», по мнению исследователя Ю. Бодрикова, фонограмма являет собой «запись музыкального произведения (целиком или только аккомпанемент), содержащуюся на аналоговом или цифровом носителе, которая может быть воспроизведена на различных устройствах и использована для решения различных задач музыкального обучения» . Основные аспекты методической работы с учениками, связанные с внедрением фонограммы в образовательный процесс, наш проект успешно реализует.

Подробно рассмотрев вопрос относительно использования фонограмм в рамках классных и домашний занятий на трубе, а также моменты, относящиеся к анализу проекта «Trumpet-Minus 2.0», можно сделать следующие выводы:

  1. Средства, необходимые ученикам при усвоении материала или при разучивании новых музыкальных произведений, различны по своей форме. Среди методов и приемов можно выделить: аудиовизуальные (зависит от типа информации и оборудования, репрезентирующего тот или иной материал), технические (устройства различного плана – и демонстрирующая, и фиксирующая), изобразительные.
  2. Фонограмма представляет собой зафиксированное музыкальное сопровождение, которое помогает ученику поддерживать исполнительскую форму, а также репетировать собственные произведения без участия концертмейстера, то есть самостоятельно.
  3. Процесс внедрения фонограмм в музыкально-образовательную сферу стал возможен благодаря некоторым особенностям учеников. В силу порой недостаточно развитой памяти и отсутствия самоконтроля учащимся необходим регулятор их домашних занятий, так как, придя с уроков по специальности, ученики понимают, что не запомнили многие нюансы, сказанные преподавателем в адрес их исполнительского мастерства. С помощью фонограмм ученики смогут вновь проверить собственное музыкальное развитие и более эффективно подготовиться как к классным занятиям, так и к серьезным и важным выступлениям на сцене.

Работа с фонограммой в рамках обучения игре на трубе подразделяется на ряд этапов, которые необходимо соблюдать:

  • проведение теоретического и практического анализа произведения, которое ученик взял «на вооружение» в плане разучивания;
  • сам процесс разучивания композиции и исполнение произведения с концертмейстером – то есть задействовать более традиционной формы работы во время уроков по специальности;
  • пропевание солирующей партии трубы до ее непосредственного исполнения на инструменте. Этот этап связан с тем, что многие ученики не всегда должным образом ориентируются в метроритмических особенностях произведения. Чтобы облегчить процесс осмысления данных выразительных средств в музыке, ученику предлагается сольфеджировать мелодию;
  • процесс внедрения фонограмм во время занятий должен происходить постепенно. Начинать лучше с записи в формате «плюс», где уже имеется записанная партия трубы. Таким образом ученик сможет послушать образцовый пример исполнения того же сочинения, а также в течении первых проигрываний под запись у него будет возможность ориентироваться на более эталонный вариант исполнения;
  • для успешных самостоятельных занятий ученика под фонограмму полезно разделение записи на множество отдельных фрагментов или сегментов. Так учащийся сможет отработать те разделы произведения, которые требуют корректировки.
  • проект направлен на формирование универсального музыканта, который мог бы свободно играть как под «живой» аккомпанемент, то есть при участии концертмейстера, ансамбля или оркестра, так и под заранее заготовленную фонограмму. При включении «минусовок» в ход учебных занятий необходимо помнить об этом.

Обучение юных музыкантов-трубачей еще на начальном этапе представляет собой сложный, но интересный и захватывающий процесс. Педагог обязан постоянно держать на пульсе все нюансы, связанные с развитием дыхания, постановкой губного аппарата, работой над четкой артикуляцией. И на первых порах для ученика необходимо делать правильную выборку музыкального материала для разучивания. Чаще всего эти произведения довольно просты с художественной точки зрения, и случается, что ученик через некоторое время теряет интерес к занятиям. Чтобы избежать снижения уровня мотивации к образовательной деятельности у учащихся, педагог может использовать фонограммы, которые своим красочным и более насыщенным звучанием заставят даже самое простое сочинение заиграть новыми, свежими музыкальными красками. И наш проект «Trumpet-Minus 2.0» успешно добивается поставленных целей, делая процесс обучения игре на трубе более эффективным и увлекательным.

Азамат Латыпов
Латыпов Азамат Анварович

  • Преподаватель класса трубы СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств № 12».
  • Обладатель Премий Правительства Санкт-Петербурга «Лучший молодежный проект», «Педагогические надежды-2016».

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*