Трубач из Бад-Закингена

После окончания крупного музыкального фестиваля в немецком городе Кобурге, где родился выдающийся русский трубач, дирижёр и педагог Василий Георгиевич Брандт, я был приглашён доктором музыки, известным специалистом музыки эпохи Барокко Эдвардом Тарром посетить единственный в мире музей трубы в г. Бад-Закингене, директором которого он являлся.

Трубач из Бад-ЗакингенаЯ был взволнован возможностью по пути также посетить Веймар, где были музеи Ф.Листа, Ф.Шиллера, И.Гёте. Проезжая по удивительным местам Шварцвальда Э.Тарр спросил меня не хочу ли заехать в Ильменау. В моём мозгу мгновенно пролетели вспоминания о том, что Гёте был не только основоположником немецкой литературы, создателем «Эгмонта», «Фауста», но и «Опыта по метаморфозе растений», что он был министром лесов и земных недр Германии. Конечно же, побывать в таком месте было большим даром судьбы. Маленький деревянный домик министра лесов и недр просто поразил своей скромностью, особенно на фоне помпезного сооружения на вершине красивого холма, где находилась резиденция Э.Хонеккера (О, Боже, кто его сейчас помнит!). Войдя в прихожую, я был сразу же озадачен увидев на стене имя Абая. Ещё больше поразились окружающие и доктор Э.Тарр, когда я прочитал «Горные вершины» в переводе Абая на казахский язык (не буду же я всем рассказывать, что в Узбекистане в детстве я учил узбекский язык, довольно близкий к казахскому). К тому же я должен был реабилитироваться перед самим собою, когда в Париже на приёме у Жака Ширака, получиашего в то время международную премию за переводы стихов Лермонтова на французский язык, я крепко «лопухнулся» потому что на просьбу Ж.Ширака прочитать какое-либо стихотворении М.Ю.Лермонтова я начал читать запомнивниеся со школы «Горные вершины». Ж.Ширак тут же с улыбкой остановил меня и сказал: «Дорогой, это не Лермонтов, а Гёте», и я с ужасом вспомнил, что там меленько было написано «из Гёте».

Конечно же, большое впечатление произвели музеи Ф.Шиллера (где первые два зала назывались: «Шиллер и Красная Армия» и «Шиллер и рабочий класс»). Умные немцы всё это сохранили как память об известных временах Интересен был и музей Ф.Листа (если не было бы на нём прибитой гвоздями огромной металлической красной звезды, как память о советской военной части, распологавшейся за забором). Затем мы пошли в мавзолей Гёте и Шиллера, и вдруг через просветы деревьев я увидел купола православного храма. Это было очень неожиданно и я спросил: «Откуда он здесь?» Мне объяснили, что его содержит старая русская княгиня из Петербурга и если мне будет интересно, они могут меня представить ей. И это случилось. Вокруг храма было огромное кладбище. Пока мы шли через него я увидел много выдающихся имён. Когда мы дошли в разговоре с княгиней до этой темы, она предложила мне электрокар и карту кладбища. И вскоре я был вознаграждён! Я нашёл могилу Иоганна Непомука Гуммеля. Да,да! Того самого Гуммеля, о котором М.Ю.Лермонтов в романе «Вадим» описал его встречу с Фильдом: «Ты чёрт или Гуммель», — сказал Фильд, когда в первый раз услыхал этого славного артиста. Конечно же, Гуммель это и «Военный септет» ( с трубой), и изумительный трубный концерт, который так счастливо был найден американцем Мерриллом Дебски в архиве Британского музея. Почему считающийся немецким композитором Гуммель покоится на православном, а не протестантском или католическом кладбище? Потому что по национальности он был православным словаком.

И поехали мы дальше к Рейну. Проезжая красивые места Эдвард Тарр мне говорит: «Сейчас за поворотом будет замок Виктора фон Шеффеля», — но вместо радостной реакции он услышал от меня вопрос: «А кто это?» Это выглядело так, как если бы мы ехали с ним по России и я сказал бы ему: «Сейчас будет имение Пушкина», — а он спросил бы меня: «А кто это?» Боже мой, мне стыдно до сих пор.

Трубач из Бад-ЗакингенаТак кто же он такой Виктор фон Шеффель? Родился он 16 февраля 1826 года в г. Карлсруэ в семье военного инженера Филиппа Якоба Шеффель и Жозефины Шеффель. По окончании гимназии он обучается юриспруденции в Мюнхене, Хальдейберге и Берлине. В 1849 году получает учёную степень кандидата наук и занимает должность правового практиканта в округе Закинген. В 1852 году он уезжает в Италию,где изучает искусства, занимается рисованием, иллюстрированием книг, и в 1853 году пишет свой первый литературный труд «Трубач из Закингена», издание которого состоялось в 1854 году. Джозеф Виктор фон Шеффель с детства хотел стать писателем, но по настоянию семьи был вынужден получить сначала более достойную профессию и он стал юристом. В Бад-Закингене он узнал историю одного из жителей этого города Вернера Кирххофера. Эта история очень драматична и она произвела столь сильное впечатление на Виктора Шеффеля.Он записал её в 1853 году во время пребывание в Сорренто и на Капри. Его поэтическое вдохновение превратило Кирххофера в трубача, которым в действительности он не был (он имел концессию на судоходство по Рейну). История этого романа такова: юный Вернер, недавний студент из Хайдельберга (им был одно время и сам Шеффель) прибывает в Бад-Закинген и получает место трубача при дворе Шенау. Узнав о восстании крестьян, Вернер по тревоге поднимает свиту придворных звуками трубы. (Как тут не вспомнить знаменитую историю Краковского «хейнала»). Трубач ранен. Маргарита, дочь барона (с 1876 года В.Шеффель и сам барон) хозяина замка Шенау, ухаживает за раненым. Молодые влюбляются друг в друга, но барон отказывается выдать дочь за простого трубача. Вернер вынужден покинуть город. Много лет спустя Вернер становится руководителем хора Сикстинской капеллы. Делегация из Закингена, вместе с Маргаритой, всё ещё незамужней, пребывает в Рим. Папа римский узнаёт историю Вернера и устраняет преграду на пути влюблённых, даруя Вернеру дворянский титул. Он становится маркизом Кампозанто.

Очень скоро Шеффель стал невероятно знаменит (современники даже сравнивали его с самими Гёте и Шиллером). Содержание книги радовало сердца людей, которым хотелось лёгкого чтения, историческим романтизмом и безмятежными идиллическими сценами, Только при жизни автора поэму издали 140 раз, а к 1907 году было напечатано не менее 369 300 экземпляров. Ещё и сегодня это сочинение очень популярно в Европе, особенно в Германии. Много раз в небольших немецких гостиницах в холлах и номерах я встречал картины и вышивки изображающие сцены из «Трубача».

На этот сюжет написаны три оперы. Самая известная из них принадлежит композитору Виктору Эрнсту Несслеру (1841-1890) на либретто Рудольфа Бунге. Её премьера состоялась в 1884 году в Лейпциге под управлением самого известного дирижёра того времени Артура Никиша. Опера приобрела всемирную известность. Она была поставлена на сценах всего мира бесчисленное количество раз. Только в Северной Германии в течение 1888 года состоялось 109 исполнений. С середины ХХ века во время городских празднеств трубачи из оркестра Бад-Закингена и гости города играют знаменитую арию из этой оперы «Храни тебя Бог» на натуральных трубах и в историческиъх костюмах. Я был несказанно счастлив однажды также участвовать в этом незабываемом празднестве. В настоящее время самой популярной исполнительницей этой арии является известная певица Пиа Шанц.

Victor Ernst Nessler. Trumpeter Song

Второй большой литературный успех имел исторический роман «Эккерхард» появляется в 1855 году, затем следуют «Госпожа Аффентюрре», «Гаудеамус», «Бергзальмен», «Вальдейнзамкайт», «Июньское перо», «Хугедео», но ничто из этого даже не может приблизиться к успеху «Трубача».

В начале 1914 года Берлинский кинорежиссёр Франц Портен предпринял попытку снять фильм «Трубач из Закингена», были приглашены много известных актёров. Немой фильм был в конце концов выпущен компанией «Еiko – Film GMBH”, но прошёл незаметно.

Я думаю, что моим коллегам неизвестен факт российского издания Романса из оперы В.Неслера «Секкингенский трубач» как соло для корнета или баритона в переложении для духового оркестра Н.А.Донского. Издано это сочинение в Симферополе, год издания неизвестен, но партитура в моей библиотеке есть. В репертуаре городского духового оркестра Закингена имеется большая сюита из этой оперы.

город Закинген

Трубач из Бад-ЗакингенаПопасть в Бад-Закинген можно разными путями, но я предпочитал долететь до Цюриха, в аэропорту сесть на электричку, доехать до последней швейцарской маленькой станции Штайн и по берегу Рейна дойти до изумительного по красоте деревянного крытого моста (самого длинногокрытого моста в Европе), и перейти по нему из Швейцарии в Германию, и ты сразу же вступаешь на землю города Закинген. Я обожаю стоять в середине этого моста , любоваться мощным течением Рейна и видеть прямо перед собою причаленный белоснежный пароход «Trumpeter” (трубач).

Длительное время в Европе считали Рейн сточной канавой Европы, но после того, как страны, по которым протекает Рейн, взялись за его спасение, в настоящее время в нём появились форель и осётр. Притом при переходе по мосту вы не встретите ни пограничников, ни паспортного контроля.Ежедневно я два-три раза ходил гулять в Швейцарию, делать покупки и наслаждаться жизнью. Приятно видеть как по мосту вдруг проезжают стайки девушек-велосипедисток с натуральными барочными трубами за плечами. Они едут на репетицию.

Бад-Закинген раньше располагался на острове посреди Рейна, затем жители засыпали один рукав и город стал на немецком берегу Рейна у самого края Шварцвальда («Чёрного леса») в 40 километров выше Базеля. В 522 году на острове поселился ирландский монах Фридолин. 100 лет спустя там был основан женский монастырь, вокруг которого образовался и город. Название города происходит от слова «мешок», с которым по легенде странствовал Фридолин. И сейчас этот мешок изображён на гербе города. В 1978 году к названию города прибавили приставку «Бад» (курорт) и он стал называться Бад-Закинген. Сегодня в городе проживает 14 000 жителей.

Наверное, нет необходимости говорить,что и сегодня Бад-Закинген живёт памятью создателя «Трубача». Труба маркиза Кампозантои сегодня является символом города.В 1875 году Виктор Шеффель стал почётным гражданином Закингена. В 1876 году в честь 50-летнего юбилеяШеффеля скульптором Руфом была создана бронзовая статуэтка трубача, которая теперь находится в нише фасада замка трубача. В 1901 году мюнхенским скульптором Ф.Менгесом был воздвигнут памятник на Соборной площади, а в 1942 году его перенесли в парк около замка Шенау, где он находится и сейчас. Шеффель и его герои увековечены в названии площадей, улиц и ресторанов. В городе есть ресторан под названием «Бар Шеффеля», ресторан напротив музея труб носит имя кота Хиддегайгай, который в поэме комментирует странные действия людей, исполняя ту же роль, что и хор в древнегреческих трагедиях. Ещё один ресторан с простым названием «Трубач» привлекает внимание огромной вывеской с фигурой трубача.

Музей трубы

Трубач из Бад-ЗакингенаДо Бад-Закингена я видел только один музей трубы в американском городе Постхорн в штате Пенсильвания. Его организатором и хозяином был 1-й трубач Венского Моцартеума. И вот в сентябре 1979 года в замке Шенау (Замке трубача) в г.Бад-Закингене, Германия, впервые была организована выставка труб (естественно, не без прямого влияния знаменитого романа-поэмы Виктора Шеффеля «Трубач из Закингена»). Истинным мотором этого мероприятия стали три фантастических человека: мэр города Бад-Сакинген доктор Гюнтер Нуфер, Эрнст БУЗЕР, коллекционер и восторженный поклонник трубы, а также доктор философии, выдающийся специалист в области музыки эпохи барокко Эдвард Тарр. В 1984 году Эрнст В.Бузер продал городу свою коллекцию из пятидесяти труб, а также связанных с этим инструментом произведений живописи, документов и учебников. 27 октября 1985 года открылся музей труб Бад-Закингена, Эдвард Тарр был назначен хранителем музея, а затем его директором. Собственная коллекция Э.Тарра тоже стала частью музея. Благодаря приобретениям и пожертвованиям коллекция быстро увеличилась вдвое.

Самые ранние муэейные экспонаты – инструменты и документы-датируются XV — XVI веками. Многие известные музыканты и их наследники пополняют музейные фонды. Вот имена некоторых музыкантов,чьи инструменты и личные вещи стали частью музейного фонда.
Ханс Боде (1895-1980) — первый трубач многих Берлинских оркестров и Бейрутского фестивального оркестра,
Роберт Боденрёдер (1928-2000) – музыкант эстрадно-симфонических оркестров и оркестра Юго-Западного немецкого радио в Баден-Бадене, первый исполнитель на инструментах эпохи барокко,
Вилли (Василий) Брандт (1869-1923) — дирижёр,композитор, профессор Московской и Саратовской консерваторий, один из основателей русской исполнительской школы,
Тимофей Александрович Докшицер (1921-2005) — всемирно известный трубач, солист оркестра Большого театра, профессор Академии имени Гнесиных,
Эдуард Зайферт (1870-1965) — первый трубач оркестра Дрезденской городской капеллы, знаменитый солмст, имевший прозвище «непогрешимый»,
Вилли Либе (1905-1977) — первый трубач оркестра немецкой оперы в Берлине, широко известный исполнитель эстрадно-симфонической музыки.
Джулиен Порре (1896-1979) – исполнитель и композитор во многих музыкальных жанрах,
Адольф Шербаум (1909-2000) – получил известность после второй мировой войны многочисленному исполнению концерта Й.Гайдна и Второго Бранденбургского концерта И.С.Баха ( более 400 раз),
Вальтер Шольц (род.в 1938 году)- первый трубач оркестра Юго-Западного немецкого радио в Баден-Бадене, известен как «трубач Чёрного леса» за солирование в эстрадной музыке.

Большой ценностью музея являются первые школы для трубы, такие как школа Чезаре Бендинелли (1614 год). школа Джилорамо Фантини (1638 год), портрет Готфрида Райхе,(кисти Хаусмана), Много лет Г.Райхе был Баховским трубачом, а создателем жанра «Турм мюзик» («Башенной музыки»), школа Даверне (1857), уникальная труба самого Чезаре Бендинелли (около 1542-1617), некогда возглавлявший мюнхенский придворный ансамбль трубачей, предоставленная Академической филармонией города Верона (так называемая «прэтцель-труба в форме популярных в Германии солёных крендельков к пиву).

Особую ценность имеет трактат выдающегося теоретика и трубача эпохи Барокко Иоганна Эрнста Альтенбурга (1734-1801) «Введение в героико-музыкальные аспекты искусства игры на трубе и литаврах», опубликованного в 1795 году. Именно в Бад-Сакингене был проведён первый в нашей истории конкурс исполнителей на натуральной трубе. Конкурс носил имя Иоганна Альтенбурга Победителем конкурса стал известный шведский трубач Никлас Эклунд ( сын выдающегося трубача и дирижёра Бенгта Эклунда.).

И ещё одна важнейшая коллекция музея: собрание трубных записей со всего мира. В это время совместно с канадским трубачём из Эдмонтского симфонического оркестра Элвином Лаури я работал над «Всемирной дискографией для трубы2, которая впоследствии была издана в виде двухтомника в Нью-Йорке издательством «Camden House» (только 1-й том составляет 1007 страниц ). Конечно же я не мог пропустить столь редкую возможность изучить уникальные трубные записи со всего мира. Всё осложнялось тем, что я должен был уезжать утренним шестичасовым поездом во Франкфуртский аэропорт и лететь в Москву. Как мне быть в этой ситуации? И здесь снова на помощь пришли мэр Гюнтер Нуфер и доктор Эдвард Тарр. Они предложили мне ключ от замка, всю аппаратуру в отделе звукозаписей и всю ночь одному поработать в замке. Это звучит довольно романтично примерно до 3-х ночи, когда неизвестно откуда начинают слышаться приглущённые не слишком романтичные голоса, скрип дверей, шаги то тихие и вкрадчивые, а то по-солдатски уверенные. Но я то абсолютно точно знал, что я в замке одинок. Ну ладно, побоку страхи из старинных приключенческих романов. У меня в руках вся мировая сокровищница трубных записей. И первая награда. Я уже упоминал о портрете баховского трубача Готфрида Райхе из Лейпцигской церкви святого Фомы, где он изображен художником Хаусманом с трубой в руках согнутой по типу охотничьего рога, т.е. старинной валторны. В руке Г.Райхе держит маленький листик бумаги с какими-то нотными знаками. Американцы расшифровали эту запись. Это оказался военный сигнал «Седлать лошадей» и вот этот сигнал был записан на компакт диске в исполнении на натуральной трубе Доном Смитерсом (одним из известнейших специалистов по музыке Барокко). Длительное время во многих статьях и книгах, посвящённых Баху писалось, что именно на этом инструменте исполнялся 2-й Бранденбургский концерт, в котором, как известно, труба солирует вместе со скрипкой, гобоем и рекордером (продольной флейтой). Опять–таки эти дотошные американцы сделали копию этой трубы, развернули её и оказалось, что этот инструмент в строе «ре», в то время как для Бранденбургского концерта нужна труба «фа». Так был развеян ещё один миф барочного времени.

Но ещё больше радости принесла мне запись Концертино И.Г Альбрехтсбергера (учителя Л.Бетховена,К.Черни, Ф.Риса и И.Гуммеля). Хорошо известны его концерты для альтового тромбона, арфы. Много лет я восхищался ( да и сейчас восхищаюсь) записью трубного концерта И.Г.Альбрехтсбергера, сделанного Алленом Виззутти с Канзасским оркестром, но особо восхищает запись, сделанная Армандо Гиталой с Бостонским камерным оркестром и дирижёром Гарольдом Фарберманом. В аннотации к этому диску известная американская музыковед Мэри Расмуссен с характерной для неё часто кавалерийской смелостью пишет о трёх концертах Й.Гайдна, И.Гуммеля и И.Альбрехтсбергера созданных для клапанной трубы. И если в отношении Гайдна и Гуммеля это верно, то упоминание в этой группе Концертино Альбрехтсбергера весьма сомнительно. Всё было бы неплохо, если бы в Венгрии не был издан манускрипт этого сочинения, где в качестве солирующего инструмента не стояло «trombula». Конечно, наверное, было весьма соблазнительно предположить, что это слово обозначает какой-то вид старинной трубы, в то время как это обозначало древнееврейскую арфу (примитивный инструмент типа бурятского варгана). И вот как венец моих замковых ночных беспокойств я нахожу оригинальную запись этого концертино именно на этой древнееврейской арфе. Слушать это – невероятное наслаждение!

И вот в пять утра я сдаю драгоценный ключ от замка дежурному в гостинице «Trumpeter» и возбуждённый удачей иду на вокзал, где вскоре поезд из Базеля принимает одинокого пассажира и уходит в сторону аэропорта Франкфурта на Майне.

СПАСИБО ТЕБЕ, СЛАВНЫЙ ТРУБНЫЙ ГОРОД БАД-ЗАКИНГЕН !!!
А. Селянин
Предоставлено для сайта trumpetclub.ru автором.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*

  1. Варвара

    Добрый день! Спасибо вам, за статью. Подскажите, пожалуйста, были ли в 19в. постановки этой оперы в России? В одном современном альбоме я обнаружила фотографию певицы Шевченко с подписью, что она исполняла роль в опере «Секкингенский трубач».

    Ответить