Родион Щедрин и его произведения для трубы

Родион Щедрин родился в 1932 году в семье композитора и преподавателя теории музыки. После окончания консерватории в 1955, Щедрин сделал блестящую карьеру в качестве пианиста и композитора одновременно.

Он часто исполнял самостоятельно многие свои работы для фортепиано. ПО просьбе Дмитрия Шостаковича его также приняли с Союз композиторов.В 1992 году Родион Щедрин был удостоин Государственной премии России.

Родион Щедрин и его произведения для трубыConcerto Parlando — концерт для скрипки, трубы и струнных — был написан для фестиваля во Франции по просьбе Филиппа Граффина — известного скрипача-солиста и организатора фестиваля St. Nazaire. В прошлом году фестиваль был посвящен в основном творчеству Щедрина, и Граффин попросил композитора написать что-нибудь в продолжение линии Концерта №1 Шостаковича для фортепиано, трубы и оркестра. Именно в таком ключе и написано данное произведение, и это означает, что оркестровые трубачи получают еще одну прекрасную возможность показать свою технику и звук, играя сольную партию, но в то же время будучи избавленными от напряжения игры главной сольной партии, которой в этом концерте является скрипичная.

Концерт построен как диалог между скрипкой и трубой. В 1ой маршеобразной части скрипка пытается подражать фанфарообразной партии трубы. Вторая часть меланхоличная, но не без контраста. Из общего звучания выделяются трубные реплики протеста. Аттакой начинается финал на 3/8. В нем опять возвращаются юмористические мотивы, присущие стилю Щедрина.
Первое исполнение состоялось 22 сентября 2004 года во Франции и имела такой успех, что финал был сыгран на бис, партию трубы исполнил трубач Лондонского симфонического оркестра Мартин Харрел.

Еще одно произведение для трубы — Концерт — Родион Щедрин написал в 1994 году. Присутствуя на премьере концерта для оркестра «Музыка русских провинциальных цирков» в Чикаго, дирижер Питтсбургского симфонического оркестра Лорин Маазель обратился к композитору с просьбой написать концерт для трубы, что он блестяще и сделал. Произведение написано в неоклассическом стиле, имеет 3 части классического строения. Первая часть Allegro начинается со звучания колокольчиков русской тройки, что указывается в партитуре. Тем самым Щедрин остается верен своему ярко выраженному русскому национальному стилю. Трубная же партия начинается с характерной кварты. В конце части используется эффект «кваканья», достигаемый с помощью сурдины.
Во второй части используется интересный акустический эффект переклички трех труб — солирующей, 1ой трубы оркестра, играющей в футляр и 2ой трубы в оркестре, играющей с картонной сурдиной. Моторный финал на 3/8 завершает концерт. В нем опять же слышны яркие переклички фанфар труб. В середине части солист играет продолжительное время «шелестящие» тридцать-вторые в быстром темпе в нюансе пианиссимо. Завершается произведение пассажами трубы и многократным виртуозным повторением ноты ля второй октавы в ошеломляющем темпе.
Первое исполнение Концерта состоялось в Питтсбурге, солист — Джордж Восбург. В Москве он прозвучал несколько месяцев спустя в исполнении Йоуко Харьяна и Российского национального оркестра п/у Арнольда Каца. Щедрин был в восторге от обоих исполнений и отметил прекрасный звук финского трубача.
Музыкальные примеры: 1 часть (формат Real Audio)

Для Восбурга же композитор написал еще одно виртуозное произведение «на бис», ноты которого или аудиозапись исполнения мне не встречались.

По материалам Невила Янга, ITG Journal, Январь 2006
и монографии Валентины Холоповой «Родион Щедрин. Путь по центру», М, 2000

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*