Интервалы на трубе

В основные ежедневные упражнения трубача включается также работа над интервалами. Наиболее интересная и содержательная схема занятий в интервалах изложена С. Ерёминым. Он строит упражнения на наиболее специфических для трубы кварто-квинтовых мелодических построениях. Овладение этими интервалами во многом помогает молодым музыкантам в их дальнейшей исполнительской деятельности, так как на подобных характерных интервалах строятся многие сольные сочинения и оркестровые партии трубы. Ерёмин не выносит интервалы в отдельный раздел ежедневных упражнений, а чередует их с выдержанными звуками.

Исполнение последних подряд в течение 15—20 минут приводит к некоторой статичности и скованности в действиях губного аппарата трубача. Чередование же их с интервалами помогает разностороннему развитию амбушюра:


Обрщение

Интервалы следует исполнять тf или тр, шрихом detache. Необходимо выдерживать полную длительность каждой ноты. Причем атака должна быть четкой и определенной. Последнее не всегда удается ученикам. Они или слишком сильно, резко извлекают звуки и делают паузы между ними, или «мажут» языком, (мягко атакируют) и только тогда выдерживают полную длительность нот. После исполнения каждого вида интервала штрихом detache их следует сыграть legato.

Кварто-квинтовый комплекс упражнений рассчитан на 30— 40 минут занятий. После фа-диез первой и второй октав интервалы начинают повторяться. Поэтому трубач дальше играет только продолжительные звуки, которые можно чередовать с исполнением гамм, арпеджио трезвучий и септаккордов. Исполнение кварто-квинтового комплекса интервалов помогает трубачу укрепить губной аппарат, развить гибкость и силу исполнительского дыхания, способствует развитию правильного звукоизвлечения, переходов на натуральных звуках в legato, выравнивает силу и тембр звучания во всех регистрах, приучает к чистому интонированию, воспитывает волю и выносливость всего организма.

После успешного освоения этих упражнений в течение одного года — двух лет можно перейти к более сложным упражнениям, чередуя их с предыдущими. С. Ерёмин дает такие упражнения, рассчитанные на развитие legato и stoccato на более трудных интервалах — октаве и дециме. Как основную формулу упражнений он опять рекомендует чередование выдержанных звуков с исполнением октав:


Обрщение

Педагог может взять для учащегося за основу и иную систему исполнения октав в legato. Она разработана М. Табаковым и Ж. Арбаном. В указанных пособиях имеется разнообразный инструктивный материал для работы над интервалами в различных штрихах.

К основным ежедневным упражнениям относятся мажорные гаммы, арпеджио трезвучий, доминантсептаккордов, уменьшенных септаккордов. Работа над ними является важным звеном в овладении техникой игры на трубе. Каждый день нужно играть одну-две гаммы. Существует такой способ первоначальной работы над ними. Исполняя гамму в медленном движении, трубач отрывает мундштук от губ после каждого сыгранного звука. Он сосредоточивает свое внимание на начале извлекаемой ноты. Гамма исполняется в нюансе mezzo piano, ни в коей мере не громче. Атака должна быть четкой и определенной, но не грубой и акцентированной. Важно, чтобы начало звука не было сильнее его стационарной части (продолжения). Каждая нота должна иметь длительность не менее двух четвертей.


Обрщение

После того как «язык будет уложен», гамма исполняется в быстром движении (восьмыми, шестнадцатыми). При этом нужно постоянно следить за четким началом каждого звука и полнотой его тембра, точно выдерживать длительность каждой ноты.

Самостоятельные занятия трубача не могут ограничиваться: только основной группой упражнений. Ежедневно, по мере необходимости, он должен из огромного количества дополнительных упражнений выбирать для себя самые необходимые их виды.

К дополнительным упражнениям можно отнести, например, изданные С. Ерёминым «Упражнения для развития staccato в нижнем, среднем и верхнем регистре; в различных ритмических группировках» и «Упражнения для развития legato на целый тон». Первые упражнения полезны с точки зрения не только овладения различными штрихами и ритмическими трудностями, но и освоения неудобных аппликатурных вариантов. Вторые наряду с выработкой хорошего legato на тон подготавливают исполнение трели.

Ю. А. Усов
«Методика обучения игре на трубе»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
TRUMPETclub
Добавить комментарий

*