Каушустрик
Посетитель
Сообщений: 94
Офлайн
Пол:
Начинающий дудец
|
|
« : 04 декабря 2016, 15:33:25 » |
|
Решила написать некоторые свои соображения на эту тему. Руководствуясь исключительно личным опытом. Так как никогда проблем в амбушюром не было и нет - то попробую рассказать, как я это чувствую и понимаю. Заранее прошу не кидать в меня тапками) прошу понять что я любитель духовик, не профессионал - однако имею достаточно емкое музыкальное образование и могу понять что к чему, на основании наблюдений, чтений и прочих выводов.А так как я человек очень внимательный и запоминающий - то у меня скопилось некоторое количество информации, которой я жажду поделиться)
может быть эта информация будет полезна для новичков и любителей? думаю, да.
Итак, какой вывод я сделал после нескольких лет игры на трубе - а сейчас я играю и на валторне, и люблю оба эти инструмента, и они не мешают друг другу, в отличие от расхожего мнения, что якобы постановка у валторны коренным образом отличается. Постановка губ вообще, на мой взгляд, имеет один и тот же принцип звукоизвлеченния - или я бы это сказала "звукоподдувания". И я хочу рассмотреть этот принцип , как я его понимаю. Уважаемые коллеги меня поправят, если я что изложу не так.
Термин "звукоподдувание" никоим образом не имеет связи с поддуванием щек, как тут выше рассматривалось. Я имела в виду, что звук нужно ДУТЬ а не давить. Так как последнее время мне пришлось( мне , любителю! это возмутительно) - консультировать нескольких начинающих духовиков - то я считаю нужным вынести свои соображения на общий обзор. Итак - главное, как говорят, это свобода. Но что такое эта мифическая свобода? О какой свободе говорят все? и как мы видим как играют исполнители на медных? свобода это или зажатие? и где заканчивается зажатие и начинается свобода? Вот об этом я хочу с вами обсудить) как говорят у нас в Одессе.
Итак, как я себе понимаю и чувствую звукоизвлечение... я для себя это представляю в виде трех резонаторов. Первый - это Диафрагма. Основной звук рождается именно там, в брюшном дыхании. Набрав полный живот воздуха (именно живот а не грудь) - мы можем дуть в инструмент тихо, громко, неважно как - расход воздуха контролируется именно животом. живот находится ниже ребер) ну кто не в курсе)) Набрать полную Грудь воздуха - это не то. Я имею в виду именно диафрагму. Я как-то показывала этот прием, как АРРРГХ - рык неандертальца) так я это называю..когда звук идет из самой глубины организма. Эдакий первобытный рык. И это и есть диафрагмальное дыхание. Нужно раздуть живот - в буквальном смысле. Это есть наш первый резонатор.
Дальше - звук стремится из глубин организма. и идет направленной струей стремительно. И вот тут он сталкивается с губами. Губы - на мой взгляд - формируют свойства воздушной струи, ее тембр - и вообще все, что касается узнаваемости тембра. И тут я хочу отдельно обратить ваше внимание на то, как должны работать ГУБЫ во время того, как проходит воздух сквозь них. Прошу обратить внимание, что воздух ПРОХОДИТ сквозь губы - а не дуется ими. Тот самый целенаправленный поток воздуха снизу УЖЕ идет НА губы. И это наш второй резонатор. Так как губя являются ни чем иным, как мембраной - через которую проходит поток воздуха. Если правильно использовать поток воздуха снизу, из диафрагмы - то звук проходит через губы и заставляет их вибрировать. Прошу заметить - не прижимая инструмент к губам. Даже иногда образуется - что интересно - воздушная подушка между мундштуком и губами. Так как воздух, идущий под давлением живота из диафрагмы - настолько сильный (прошу помнить, мы давим его животом) - что не заставляет напрягаться губы.
И дальше звук попадает в трубу - и уже идет сквозным потоком. Труба это наш третий резонатор. Вот так я себе это представляю - диафрагма первый резонатор. Губы-мундштук - второй резонатор. Труба (раструб) - третий резонатор.
Вот такие соображения, дорогие коллеги... Хочу добавить, что все эти умные мысли пришли в мою светлую голову) только когда я начала осваивать валторну. И когда я поняла, что главное - это принцип звукоизвлечения - а не инструмент. Поправьте меня, где я излагаю, может быть неправильно. Сразу хочу сказать, что меня не хватило на освоение школ..я сама по себе. Никаких школ и никаких материалов я не использую. А только руки и губы...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
дилетант дилетантыч
Большой любитель
Сообщений: 285
Офлайн
|
|
« Ответ #1 : 04 декабря 2016, 19:28:04 » |
|
Хотя я тоже регулярной школы не проходил, но насколько мог внимательно изучил доступные все методики, мастер-классы, рекомендации профессионалов и педагогов. Так вот, мне кажется, что очень заметно отсутствие у автора этого текста не только пройденной школы, но и даже поверхностного с ними знакомства. Здесь, по сути дела, "изобретается велосипед", причем кривой и неказистый -- с ошибками пересказывается то, о чем давно, подробно и с разных сторон уже авторитетными людьми сказано, написано книг и даже диссертаций. При чем здесь "свободный амбушюр" и что это такое, вообще непонятно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бывалый
Сообщений: 714
Офлайн
|
|
« Ответ #2 : 04 декабря 2016, 22:08:52 » |
|
Вы сами себе противоречите.Инструмент -это тоже резонанс(я бы даже сказал главный резонирующий элемент) и от него тоже многое зависит,как и от мундштука. Хотя я в принципе с Вами согласен. в ютубе...есть "Теория резонансного пения" https://www.youtube.com/watch?v=tDrXBcg9s_s (посмотрите ,если интересно).....если все правильно сделать ,обязательно будет играться все намного легче--это в принципе и есть игра на резонансе. Кто-то не читая ни каких школ ,сразу чувствует,ловит звук и тут самое главное, не впарить ему какую нибудь "школу". "Чуечка" должна быть))))))))) Считается,что связки сами по себе -это не резонанс _это как-бы производная,но "что посеешь,то и возьмешь" т.е. дыхание, язык,зубы,губы ,мунд,труба -это все единое целое для звука . Чесно говоря не могу правильно объяснить.......легкий звук вот,что нужно. Добавлено: [time]04 Декабрь 2016, 23:04:40 [/time] Так,как у нас в принципе у всех резонирующий элемент (труба) одинаков ,то искать причину тяжелого исполнения нужно искать в производной-(дыхании.губах.постановки мундштука и т.д. и т.п. если хотя-бы один из этих элементов производной зажат...резонанса не будет)))))))))))))) замкнутый круг))))))
|
|
« Последнее редактирование: 04 декабря 2016, 23:12:31 от bazing »
|
Записан
|
"Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра." Луис Маджио. "Значительно более легче расслабиться и играть низкие тона , на амбушюре высокой ноты...чем
|
|
|
Постоянный пользователь
Сообщений: 150
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #3 : 05 декабря 2016, 06:06:46 » |
|
И амбошур нужен прокаченный и управляемый. О нем можно не думать когда он уже сам работает. Мы думаем что он расслабленный, а он просто не напрягается там где не надо. А где надо работает без вмешательства мозгов.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бывалый
Сообщений: 714
Офлайн
|
|
« Ответ #4 : 05 декабря 2016, 11:22:50 » |
|
И амбошур нужен прокаченный и управляемый. О нем можно не думать когда он уже сам работает. Мы думаем что он расслабленный, а он просто не напрягается там где не надо. А где надо работает без вмешательства мозгов.
Или наоборот думаем и не напрягаем,.где не надо. А потом уже и само там напрягаться не будет)))))) Если взять губы,то обще принято,.что вектор силы все равно направлен к центру ,но для игры нам нужна вибрация ,поэтому лучше двигаться от центра...так сказать от изначальной точки вибрации. шкура губ.мягкие ткани должны быть свободны т.е изначальная точка вибрации и по возможности вверх к носу и в низ к подбородку. Я просто хотел сказать,что как минимум изначальная точка вибрации должна быть свободна..мне кажется так проще понять принцип работы губ..
|
|
« Последнее редактирование: 05 декабря 2016, 11:30:00 от bazing »
|
Записан
|
"Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра." Луис Маджио. "Значительно более легче расслабиться и играть низкие тона , на амбушюре высокой ноты...чем
|
|
|
Каушустрик
Посетитель
Сообщений: 94
Офлайн
Пол:
Начинающий дудец
|
|
« Ответ #5 : 05 декабря 2016, 12:57:11 » |
|
"Я просто хотел сказать,что как минимум изначальная точка вибрации должна быть свободна..мне кажется так проще понять принцип работы губ.." Разумеется - но чтобы иметь эту самую точку, надо изначально иметь поток воздуха, который будет упираться в эту точку. Я имела в виду, что гораздо проще дуть животом (ну, если это можно так назвать) - и тогда поток воздуха подходит к губам, и губами не нужно напрягаться... Я столкнулась с тем, что сами хорошо играющие трубачи - не могу объяснить, как они это делают. Говорят - ну, как-то так вот, само по себе. О постановке губ уже легенды написаны) а о диафрагмальном дыхании как-то мало говорят. И я считаю, что это очень важный момент в формировании постановки. Так как правильно исходящий поток воздуха сам по себе уже предполагает свободный амбушюр. Совершенно невозможно зажимать губы, если в них стреляет поток воздуха. Зажимать - я имею в виду тот нехороший зажим, когда губы не пружинят а давят... Я не уверена, что правильно это описываю) наверное, есть какие-то научные термины для этих моментов? я только говорю о том, что лично я чувствую
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бывалый
Сообщений: 714
Офлайн
|
|
« Ответ #6 : 05 декабря 2016, 13:21:55 » |
|
"Я просто хотел сказать,что как минимум изначальная точка вибрации должна быть свободна..мне кажется так проще понять принцип работы губ.." Разумеется - но чтобы иметь эту самую точку, надо изначально иметь поток воздуха, который будет упираться в эту точку. Я имела в виду, что гораздо проще дуть животом (ну, если это можно так назвать) - и тогда поток воздуха подходит к губам, и губами не нужно напрягаться... Я столкнулась с тем, что сами хорошо играющие трубачи - не могу объяснить, как они это делают. Говорят - ну, как-то так вот, само по себе. О постановке губ уже легенды написаны) а о диафрагмальном дыхании как-то мало говорят. И я считаю, что это очень важный момент в формировании постановки. Так как правильно исходящий поток воздуха сам по себе уже предполагает свободный амбушюр. Совершенно невозможно зажимать губы, если в них стреляет поток воздуха. Зажимать - я имею в виду тот нехороший зажим, когда губы не пружинят а давят... Я не уверена, что правильно это описываю) наверное, есть какие-то научные термины для этих моментов? я только говорю о том, что лично я чувствую Пока я думал,куда брать воздух,откуда выдыхать его ,ничего хорошего у меня не получалось.От излишней концентрации получался только зажим. Сейчас использую только очень расслабленный вдох(Моррисона) и дальше выдох идет по потребности от нот которые нужно играть .ну и смотря какая нужна динамика,уже как-то само все работает. Да....все на столько взаимосвязанно,что что-то выделить,как самое главное сложно. ВСЕ= самое главное!))))))
|
|
|
Записан
|
"Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра." Луис Маджио. "Значительно более легче расслабиться и играть низкие тона , на амбушюре высокой ноты...чем
|
|
|
Каушустрик
Посетитель
Сообщений: 94
Офлайн
Пол:
Начинающий дудец
|
|
« Ответ #7 : 05 декабря 2016, 13:37:39 » |
|
Я не думаю, куда брать воздух - я просто набираю этого воздуха полный живот (с ребрами и весь весь объем) - это, кстати, не такое простое дело - набрать весь организм воздуха...Я столкнулась с этим конкретно, когда вздумала подобрать на валторне вступление к Тангейзеру (я играю для себя и на трубе и на валторне, но валторну люблю больше)) - так вот, на валторне нужно больше воздуха, чем на трубе - и чтобы сыграть одну фразу целиком, то нужно ну очень сильно хорошо распределить этот самый воздух. И вот тут-то я и задумалась над этим вопросом. А еще если фортиссимо например сыграть фразу - так вообще звезды в глазах)) аж темнеет от недостатка кислорода, если все выдуть. Но! зато совершенно не напрягаются губы, и не болят. Так как под напором воздуха они не могут сами по себе сильно давить на мундштук. Точнее говоря, вообще не могут давить. Вот об этом тоже говорили - метод бесприжимки. Но что-то же должно давить на губы? я думаю, что это воздух должне давить. А уже напряжение губ распределяется согласно звуку... Добавлено: 05 декабря 2016, 13:48:19 Что у нас с форумом происходит, товарищи?? то зайти невозможно, то захожу в чужие аккаунты постоянно, что это за фигня такая творится???
|
|
« Последнее редактирование: 05 декабря 2016, 13:48:19 от liannaodessa »
|
Записан
|
|
|
|
Бывалый
Сообщений: 714
Офлайн
|
|
« Ответ #8 : 05 декабря 2016, 14:48:43 » |
|
В принципе Моррисон в своем видео все это сказал в разделах "Дыхание","Выдержка","Диапазон",но при игре в более высоком регистре очень больной соблазн,для быстрого решения проблемы ,что нибудь зажать,надавить и т.д. и т.п.))))) Поэтому я для себя.выделяю моменты, не то как делать правильно(условно конечно))))))),а то чего категорически делать нельзя)))))))
|
|
|
Записан
|
"Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра." Луис Маджио. "Значительно более легче расслабиться и играть низкие тона , на амбушюре высокой ноты...чем
|
|
|
Каушустрик
Посетитель
Сообщений: 94
Офлайн
Пол:
Начинающий дудец
|
|
« Ответ #9 : 06 декабря 2016, 12:46:55 » |
|
В принципе Моррисон в своем видео все это сказал в разделах "Дыхание","Выдержка","Диапазон",но при игре в более высоком регистре очень больной соблазн,для быстрого решения проблемы ,что нибудь зажать,надавить и т.д. и т.п.))))) Поэтому я для себя.выделяю моменты, не то как делать правильно(условно конечно))))))),а то чего категорически делать нельзя))))))) да ничего не надо давить. Я наверное, поняла, как правильно дышать - только как купила валторну и начала на ней играть. так как амбушюр валторны отличается от трубного только тем, что надо больше воздуха.Принцип звукоизвлечения тот же - набираем полный живот воздуха. Кстати, я столкнулась стем, что не все умеют набирать этот самый живот воздуха..спрашивают, как это так? и спрашивают совсем уж дурацкий вопрос - как это вы, женщина - и зачем вам это? и откуда вы это знаете? Отвечу для всех, откуда и что и как это так. И как я пришла в медь. Я дипломированный скрипач. У меня в дипломе пишется артист оркестра. Я преподаю гитару уже 20 лет. У меня абсолютный слух. И за счет этого я живу. Труба для меня это смысл жизни. И валторна. Я вообще люблю медь.наверное, в прошлой жизни я была трубачом...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Новичок
Сообщений: 11
Офлайн
|
|
« Ответ #10 : 06 декабря 2016, 23:20:22 » |
|
"Диафрагма - резонатор"...
Бред...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бывалый
Сообщений: 714
Офлайн
|
|
« Ответ #11 : 07 декабря 2016, 00:12:47 » |
|
"Диафрагма - резонатор"...
Бред...
В пении весь торс,голова,ключицы))))даже ощущение.что плечи тоже резонируют...короче все что можно раскачать -это не помешает и то...не всегда и не у всех.. а в трубе ....не знаю я только трубу чувствую,как резонатор,но утвеждать не буду...ученые возьмут и раскопают чего ни будь...))))))х.е.з.
|
|
|
Записан
|
"Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра." Луис Маджио. "Значительно более легче расслабиться и играть низкие тона , на амбушюре высокой ноты...чем
|
|
|
Новичок
Сообщений: 11
Офлайн
|
|
« Ответ #12 : 07 декабря 2016, 21:39:19 » |
|
"Диафрагма - резонатор"...
Бред...
....не знаю я только трубу чувствую,как резонатор,но утвеждать не буду... Аналогично.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Мэтр
Сообщений: 2066
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #13 : 07 декабря 2016, 23:19:18 » |
|
"Диафрагма - резонатор"...
Бред...
В пении весь торс,голова,ключицы))))даже ощущение.что плечи тоже резонируют...короче все что можно раскачать -это не помешает и то...не всегда и не у всех.. а в трубе ....не знаю я только трубу чувствую,как резонатор,но утвеждать не буду...ученые возьмут и раскопают чего ни будь...))))))х.е.з. Потрогай как- нибудь лицо при игре одной рукой, удивишься как резонирует голова, да и грудь тоже...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Бывалый
Сообщений: 714
Офлайн
|
|
« Ответ #14 : 08 декабря 2016, 18:00:24 » |
|
В принципе Моррисон в своем видео все это сказал в разделах "Дыхание","Выдержка","Диапазон",но при игре в более высоком регистре очень больной соблазн,для быстрого решения проблемы ,что нибудь зажать,надавить и т.д. и т.п.))))) Поэтому я для себя.выделяю моменты, не то как делать правильно(условно конечно))))))),а то чего категорически делать нельзя))))))) да ничего не надо давить. Я наверное, поняла, как правильно дышать - только как купила валторну и начала на ней играть. так как амбушюр валторны отличается от трубного только тем, что надо больше воздуха.Принцип звукоизвлечения тот же - набираем полный живот воздуха. Кстати, я столкнулась стем, что не все умеют набирать этот самый живот воздуха..спрашивают, как это так? и спрашивают совсем уж дурацкий вопрос - как это вы, женщина - и зачем вам это? и откуда вы это знаете? Отвечу для всех, откуда и что и как это так. И как я пришла в медь. Я дипломированный скрипач. У меня в дипломе пишется артист оркестра. Я преподаю гитару уже 20 лет. У меня абсолютный слух. И за счет этого я живу. Труба для меня это смысл жизни. И валторна. Я вообще люблю медь.наверное, в прошлой жизни я была трубачом... )))) я трубачом точно не был .....да и не стал по всей видимости))))(если только совсем чуть-чуть)))) Если расслабить "живот" и взять дыхание ,то воздуха хватит для игры.(это вдох). Можно потренировать выдох...вставляешь мудн.в трубу и просто дуешь сквозь трубу(без звука)что-бы теплый воздух шел из раструба...дыханием как-бы садишься на воздух. Потом при игре ощущения схожи.
|
|
|
Записан
|
"Сохранить амбушюр педальных нот при исполнении верхнего регистра." Луис Маджио. "Значительно более легче расслабиться и играть низкие тона , на амбушюре высокой ноты...чем
|
|
|
|