Завсегдатай
Сообщений: 331
Офлайн
|
|
« Ответ #15 : 24 марта 2006, 23:29:11 » |
|
Уважаемый Konstantin! Что касается цитаты из моего предыдущего поста, то дело обстоит следующим образом. Имелась ввиду ситуация выбора между инструментом с красным раструбом и обычным, желтым. Итак. Красный раструб сделан из металла с принципиально другим составом. Как Вы, наверное, знаете, латунь – это сплав меди с цинком. Где могут присутствовать и вкрапления других металлов, но, как правило, в очень незначительных количествах. Так вот, в «красном» и «желтом» раструбе разница именно в металле, как Вы, наверное, уже догадались, в «красном» раструбе процентное соотношение меди гораздо больше. Не могу сказать точно, немножко подзабыл настоящие цифры, но, как мне кажется это 20 и 80 процентов для меди и цинка соответственно в случае «желтого» раструба и 30 и 70 соответственно в случае красного раструба. Возможно, я сильно ошибаюсь, прошу сведущих людей меня поправить. Так вот, поскольку получается разница в компонентах сплава, соответственно, раструба из этих металлов по-разному передают колебания окружающей среде, т.е. воздуху. Материал «красного» раструба намного более скрадывает верхние, звенящие обертоны звука, соответственно, звук получается более матовый, не такой яркий и выпирающий, и при этом такой звук воспринимается несколько по-другому, он ближе по окраске, я бы сказал, к человеческому голосу. Конечно, это очень и очень приблизительное сравнение, но мне показалось, что при помощи этой аналогии можно хоть как-то попробовать передать то, что делает «красный» раструб. Раструб из обычного металла, «желтый», дает звук более яркий, более «настырный» и более стандартный, т.е. в данном случае о какой-то специфической мягкости в звуке говорить труднее. Этот звук более похож на то, что обыватель (обычный зритель в зале) называет и идентифицирует как «звук трубы». Как Вы, наверное, уже догадались, уважаемый Константин, для игры на «красном» раструбе Вам понадобится немного более усилий, чем на «желтом». Ведь не везде в произведениях надо играть мягко, кое где требуются и прямо противоположное. Вот тут-то Вам и придется попыхтеть, т.к. Ваш инструмент по природе своей будет заточен под мягкость, и заставить его производить большое количество «верхних» обертонов в звуке будет несколько сложнее. Так что усилий в обычной сольной практике «красный» раструб потребует побольше, чем «желтый». Обратите внимание, у эстрадников и джазменов очень редко можно увидеть инструменты именно с красным раструбом – там, где ценится яркость звука и его блеск прежде всего, слишком много усилий будет тратить исполнитель, тем более, что основная тесситура для исполнения в этом случае находится гораздо выше, чем при игре, например, в духовом оркестре. То место, где «красный» раструб явно будет давать Вам преимущества – это хороший профессиональный духовой оркестр или симфонический оркестр, где дирижер хоть что-то понимает. Согласно русской традиции (а также немецкой, откуда и идут корни) в симфоническом оркестре основное, что ценится в трубе – это качество звука. Согласно русской традиции, он должен быть очень красивым, но, при этом, достаточно темным, широким и очень мягким, но, в то же время, сильным. В нашей школе блеск, компактность и «верхние обертоны», которыми славятся в первую очередь американские оркестры, не столь востребованы, хотя, судя по ситуации, может попасться дирижер, которому и такой звук понравится. Так что многие серьезные дирижеры (каковых осталось очень мало) очень довольны, когда трубы в аккорде не выделяются, а сливаются по тембру с другой медью. Как Вы понимаете, с очень ярким звуком этого трудно добиться. Другая сторона медали – Шостаковича и Скрябина, а также Чайковского становится играть труднее. Потому как менее блестящий звук хуже «пробивает» оркестр, и требуются дополнительные усилия. Если же Вам удалось совместить мягкий звук и с достаточно громким нюансом, и это все еще и парит в верхнем регистре – поверьте, это производит потрясающее впечатление. И не только на зрителей, но и на Маэстро. Да, кстати, если Вы видели записи Винтона Марсалиса – у него на Schilke Es/D навернут именно «красный» раструб, предположительно от Bach. Красные раструба, как правило, даже у разных фирм обозначаются буквой G (Gold Brass Bell). Будьте ОЧЕНЬ АККУРАТНЫ – очень легко сразу обратить внимание на мягкий звук такого раструба, но можно очень сильно «попасть», потому что впоследствии может оказаться, что раструб раскачивает нюанс только до форте, а дальше – никак…Т.е. сколько туда не дуешь – больше форте нюанс не раскачивается. Соответственно, это грозит серьезными проблемами в выдержке и опухшими губами. ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОБУЙТЕ, КАКОЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ НЮАНС ВЫ ПОЛУЧИТЕ!!! Если с раструбом все нормально, на трех или четырех форте Вы услышите «колокольчик» или «звоночек» в звуке – т.е. верхние обертоны будет преобладать весьма значительно над нижними. Вот в этот момент «красный» раструб максимально приближается по яркости к «желтому». Такие же проблемы бывают у желтых раструбов. Но мне почему-то больше попадалось «красных» с именно такими проблемами. В основном это были Bach. Так что правильно выбранный Bach даст вам непередаваемое качество звука. Инструмент же, купленный не глядя, скорее всего, преподнесет Вам неприятные сюрпризы. Слишком много брака у Bach сейчас. Слишком. Я пишу про Bach потому, что он мне все-таки ближе. Лично мне. Инструмент с красным раструбом можно найти в магазине, но помните, что все-таки красный раструб – это опция, а не стандартная комплектация. Поэтому, если его нет в магазине, такой инструмент надо заказывать заранее и оплачивать. И потом забирать, ведь отказаться невозможно….В общем, проблемы есть. Yamaha тоже попадается «красная», ребята очень хвалили «красную» Xeno. Разумная альтернатива. Да, в инструментах, покрытых серебром, как правило, используются эти же два типа раструба, так что тут надо ориентироваться по обозначениям на самом инструменте, т.к. сдирать серебро Вам никто не даст. Bach делает еще и раструба из серебра (т.н. «Sterling Silver»). Они намного более дорогие (на несколько порядков), и, деньги, вложенные в них, на мой вкус, не дают пропорциональной отдачи в звуке. Честно говоря, обширного опыта общения с такими раструбами у меня нет, и мне кажется их использование в Вашем случае нецелесообразным. Что касается моей цитаты, здесь есть еще подобные соображения, которые не относятся к моему предыдущему посту, но имеют место быть. Дело в том, что по заявлению самой Bach, ее инструменты обладают несколько большим сопротивлением, чем инструменты подобных фирм. Исходя из моего личного опыта, могу сказать, что это действительно так. Дело в том, что, как утверждает Bach, это дополнительное сопротивление сделано в инструменте специально для достижения максимально красивого звука. Не могу сказать, насколько это правда, потому как не являюсь проектировщиком инструментов, но то, что лично для меня Bach дает максимально красивый звук, а данное сопротивление дает хороший контроль над звуком и надежность, например, в тихих местах произведения – это факт. Да, в громких местах приходится попотеть и попыхтеть, поскольку инструмент не безропотно принимает Ваш объем воздуха, а активно сопротивляется. Но, повторяю, меня в данном случае больше интересует результат, нежели количество затраченных усилий. Опять же, не надо путать небольшое сопротивление инструмента и дефектную входную трубку, которая будет иметь очень большое сопротивление и будет причиной глобального уменьшения Вашей выдержки, опухших губ и, возможно, плохой интонации. Не думайте, что это ужастики – мне попалась такая мундштучная трубка, в которой размеры просто не были выдержаны совершенно. Короче, ужас просто. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ, ПОЖАЛУЙСТА! Удачи!
|