1) За счет чего образуется звук при игре на трубе?
Звук образуется когда вы дуете в трубу, воздушная струя внутри инструмента возвращается на губы и они вибрируют.
http://www.mysterytomastery.com/2) Что такое натуральные звуки и натуральный звукоряд трубы?
Натуральный звукоряд на трубе - по ссылке есть иллюстрация, для точности лучше поднять пример на октаву выше - тогда будет наглядно видно совпадение с диапазоном трубы.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B43) Как извлекаются ненатуральные звуки (принцип действия клапанов, как ведут себя губы)?
Отдельные клапаны и комбинации понижают звук, что позволяет играть все звуки хроматической гаммы. Например играя ля1 в действительности выдувается до2 - но за счёт понижения клапанов. По этому принципу и остальные ноты. Например до-диез 1 это по физике - выдуваемая соль1, но пониженная клапанами.
Из-за этой специфике есть некоторые ноты, которые очень не просто взять “точно легко и стопроцентно” такие как ля-бемоль или соль-диез 2.
4) Каков диапазон трубы?
От нижнего фа-диез в игровом регистре до пределов возможностей. Кому-то достаточно верхнего лимита соль2, кому до3, далее соль3 - и до свиста. В развитии регистра есть смысл исходить из тех музыкальных задач, которые вы перед собой ставите. Утрированно - для возможности играть джазовую и импро-музыку возможно обойтись небольшим диапазоном (хотя чем больше, тем исполнитель уверенней в себе и имеет больше средств выразительности), но для задачи по игре первой трубы в биг-бэнде спобность играть ноты третьей октавы (и двигаться по ним) с плотной артикуляцией необходима.
5) Что такое амбушюр, какие есть типы амбушюров/школы?
Амбушур это способ “складывания/удерживания” губ при игре. Есть разные методы - у них есть свои представители, в общей картине это похоже на школы кунг-фу - задача найти и развить амбушур настолько, чтобы исполнитель мог выполнять поставленные задачи, играть достаточно долго и с комфортом, тратить при этом энергии “столько сколько нужно”.
Если углубиться - то в интернете списки школ и разнообразных книг.
Есть смысл выбрать какой-либо метод и учителя, который умеет использовать знания по нему.
Есть методы, за давностью лет учителя, которые их писали их уже нет - соответственно искать учеников и.т.п.
На мой взгляд по любому методу учитель/направляющий необходим. Возможно на короткий период времени, но есть вещи которые невозможно постичь занятиями, их нужно просто знать. По аналогии - часто бывает что единственный разговор с проф. трубачом или учителем сразу помогает понять проблему с которой боролись много лет.
Методы, по которым можно найти информацию в интернете - в списке самого большого англоязычного форума трубачей
http://www.trumpetherald.com/forum/секция Dedicated Forums
6) Насколько необходимо наличие преподавателя?
Для достижения реальных текущих целей и более серъёзных в перспективе необходим человек, который в случае явного “отклонения от курса на прогресс/улучшение” способен/обладает знаниями чтобы направить ваши усилия на правильный вектор ведущий к прогрессу и улучшению. Также это экономит массу усилий и времени. Труба это один из специфических инструментов, на котором можно заниматься по 4-8 часов в день на протяжении многих лет, и при этом постоянно наблюдать одни ухудшения в игре и неспособность выполнить поставленные музыкальные задачи.
7) Когда еще не поздно начинать играть на трубе? Есть ли какие-то противопоказания?
Еще не поздно ) Ограничения для занятий и выступлений вступают в силу, если у исполнителя есть серъёзные трудности по переносимости лёгких и средних физических нагрузок или физические дефекты. В случае астмы правильное дыхание и разумная физическая нагрузка помогает побороть болезнь и действует как терапия.
Кстати если у вас бурчит живот после некоторого кол-ва игры - то всё хорошо) при правильном дыхании и игре такое часто возможно). Это как полезная физическая нагрузка.
В случае если замечаете что часто сильно устаёте - то вы или выбираете нагрузку не по силам, или нарушена технология игры. Для решения нужно искать информацию которая вам поможет.
по инструментам/мундштукам:
1) Какие бывают трубы по строю, почему и где используются?
Самая популярная труба - в строе Bb она имеет наиболее насыщенный звук. Так же на ней ярче прослушивается уникальный индивидуальный тон трубача. Трубы С и других строёв используются больше в классической музыке. Пикколо трубы - как правило для аутентичной музыки для игры в более высоком регистре.
2) Чем отличаются ученические, студенческие и профессиональные инструменты кроме цены?
Весом инструмента, возможностью подстройки отдельных клапанов(рычаги и.т.п) , стабильностью интонации, лёгкостью на продув и мгновенный “ответ” от инструмента. Далее довольно много деталей. Мы неспроста хотим новую машину, если чувствуем, что старая не отвечает требованиям комфорта или экономичности (или за выслугой лет). Плюс изготовление новых проф.инструментов с современными технологиями - всё направлено для уменьшения усилий и улучшения качества. Цены соответственные )
3) Как приобретать первый инструмент, на что обратить внимание, какие фирмы лучше предпочесть, какие отмести?
- этот вопрос требует отдельного изучения. Для начала следует определить категорию инструмента который хотите приобрести. Начинающий/полупроф/проф. Если вы точно знаете категорию инструмента и примерный ценовой диапазон - то завышенная цена должна насторожить.
4) Какой уход нужен инструменту?
Держать в чехле, смазывать и чистить клапаны, примерно раз в полгода (можно с более короткими интервалами - индивидуально) делать полную профилактическую чистку.
5) С какого мундштука лучше начинать, как влияют различные параметры мундштука на звук и удобство игры?
Лучше начинать с мундштука Бах 7С. Однако не всем удобны такие полукруглые оправы.
Ориентироваться на размер Бах 7С - и выбрать себе любой мундштук (брендов много) - оправа которого чувствуется удобной.
Основные параметры которые можно учитывать, но не обязательно (у новичка могут мундштуки с различными параметрами звучать одинаково)
1) Размер
2) Глубина чашки. Маленькие чашки облегчают игру вверх, но сказываются на полноте тембра. Большие наооборот. Есть "золотая середина" )
3) Оправы
Круглая - может казаться максимально удобной на первый взгляд, но не в перспективе.
Менее округлённая - здесь поискать свою “золотую середину”
Плоская - также может казаться очень удобной, однако плоские оправы (особенно широкие) могут уменьшать выдержку.
4) Расширение ножки - backbore
Узкая - для тех кому нужен пронзительный прямой звук, как правило стоит на мундштуках для “верхолазов” - облегчает игру в верхнем регистре - но уменьшает насыщенность тембра
Средняя - золотая середина
С расширением - для более сочного и спелого звука. Может влиять на верхний регистр, с таким backbore играть вверху труднее чем с остальными, но явно улучшается на максимум тембровые качества звука.
Далее новичкам углубляться не обязательно . Но в перспективе - это
1) Материал мундштука (пластик, композитные материалы, посеребрение/позолочение всего мунд. или отдельных частей) . Всё это влияет и на тембр и на комфорт.
2) Вес.
3) “Угол закругления” чашки мундштука. “Изгиб”
4) Размер входного отверстия.