Я имею доступ к статье одного педагога-тромбониста, который преподаёт, используя программу SMARTMUSIC. Привожу здесь некоторые выдержки из его статьи:
........
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕНОСТИ ПРОГРАММЫ SMARTMUSIC®
Большая, постоянно пополняемая библиотека включает концертные произведения для оркестров, солистов. Школы для оркестровых инструментов, джазовых ансамблей. Около 50 000 упражнений для совершенствования различных исполнительских навыков. Джазовые упражнения для развития умения импровизировать.
1. Управление темпом исполнения. Программа позволяет настроить любой темп для упражнений, пьес и оркестровых произведений. Такая особенность существует и в том случае, когда аккомпанементом является звуковой MP3 файл. Тональность в этом случае не изменяется.
2. Запись исполненного материала для немедленного анализа и оценки. Записанный материал можно преобразовать в MP3 файл и передать куда угодно (от мобильного телефона или через eMail до корреспондента в другой стране).
3. Как правило, учащиеся не любят заниматься гаммами и упражнениями. SMARTMUSIC® позволяет сделать эти занятия более интересными. Более 50 000 разнообразных упражнений включает библиотека Smartmusic®. В каждом упражнении можно изменить тональность, темп и стиль аккомпанемента. Включить или выключить метроном и мелодическую линию.
4. Встроенный тюнер улучшает интонацию. Для настройки тюнер воспроизводит несколько звуков и отображает стрелкой интонацию воспроизводимого на инструменте звука. Звуковое представление и визуализация позволяют учащемуся точно настроить инструмент. В свою очередь, программа позволяет точно настроить ЛЯ для тюнера (от 400Hz до 480Hz).
5. Smartmusic® позволяет транспонировать почти весь материал в любую тональность.
6. Программа позволяет вычленить трудное место и зациклить его воспроизведение. Таким образом, учащийся может отработать трудное место сколько угодно раз, до тех пор, пока не добьётся приемлемого результата. При этом всегда будет звучать аккомпанемент и работать метроном.
7. Нажав на определённой ноте дважды, начинающие музыканты могут узнать аппликатуру немедленно.
8. По умолчанию, Smartmusic® воспроизводит сольную партию в упражнениях и пьесах. Программа позволяют включить\отключить сольную партию.
9. Упражнения для развития слуха. Учащийся слушает фразу, сыгранную программой. Затем воспроизводит её так точно, как это возможно. Smartmusic® записывает и анализирует сыгранное и показывает правильно сыгранные ноты зелёным цветом, неверные ноты - красным.
10. Джазовые упражнения позволяют развить умение импровизировать. SMARTMUSIC® содержит большое количество упражнений: от блюзовой гаммы до различных аккордовых последовательностей.
11. Учащийся может выбрать: любой тембр, тональность, темп. Записать себя и послушать, записать CD для себя и друзей.
Разработчики программы отмечают, что использование программы наиболее эффективно:
1. как способ ознакомления с темпами в новом произведении;
2. как метроном;
3. как средство для отображения нотного материала с целью совершенствования навыка чтения с листа;
4. как эффективный способ развития слуха (Ear training);
5. как устройство, позволяющее легко записать исполнение нотного материала и проанализировать запись сразу же;
6. как средство повышения мотивации учащегося;
7. как средство совершенствования навыка игры с аккомпанементом;
8. как средство отработки технически сложных пассажей;
9. как способ совершенствования навыка игры по нотам.
Больше информации можно получить здесь:
www.smartmusic.com/Educators/Resources/Default.aspxОпыт применения программы в классе тромбона подтверждает, что использование программы в занятиях даёт быстрый положительный эффект. Это выражается в том, что:
1. Повышается активное внимание учащегося к проблемам интонирования на тромбоне. Сочетание показаний тюнера, воспроизводимой компьютером в динамиках ноты и аккомпанемента делает невозможным неточное интонирование. Таким образом, без замечаний преподавателя (и даже без его присутствия), учащийся самостоятельно вырабатывает устойчивый навык быстрой интонационной коррекции.
2. Улучшается ритмическая точность исполнения. Любой музыкальный материал (упражнения, этюды, пьесы) сопровождаются аккомпанементом (используются разные стили и оркестровые составы). Звучащая мелодическая линия, подвижный курсор и щелчки метронома постоянно сопровождают исполнение, обозначая ритмическую структуру. Специальный движок, позволяет управлять темпом воспроизведения материала. От M.M. 40 до 280. Программа записывает и анализирует исполнение учащегося, указывая на ритмические неточности. (Нотами красного цвета). Сочетание этих особенностей программы, развивает навык ритмической точности эффективным способом.
3. Учащийся имеет возможность услышать себя со стороны и оценить своё исполнение объективно. Программа записывает исполнение, анализирует и оценивает его по 100-бальной шкале (в %%). Любой учащийся заинтересован в наивысшей оценке, таким образом, возрастает активность учащегося на уроке. Появляется неподдельный интерес.
4. Все технические упражнения (гаммы, арпеджио, интервалы и т.п.) даны с аккомпанементом (используются различные стили) и могут быть воспроизведены в любой тональности, в любом темпе и в любом диапазоне. Звучащий аккомпанемент «омузыкаливает» упражнения, темповые ускорения и разнообразие упражнений повышают интерес учащегося. Возникает активное отношение к упражнениям, которые могли бы казаться скучными при любых других обстоятельствах.
5. Особенности программы Smartmusic® позволяют развивать навык читки с листа быстрым и эффективным способом. В загружаемой библиотеке находится огромное количество нотного материала (одних оркестровых партитур около 2000), который может быть отображён на мониторе компьютера и озвучен. Это, прежде всего, сольные произведения для различных инструментов, а также оркестровые партии. Весь загружаемый материал разделён на уровни сложности. От beginning до advanced. Также, доступна музыка в разных жанрах: classical, concert, folk, holiday and patriotic, jazz, light, rock, pop, sacred, musicals. Это даёт огромное разнообразие в выборе материала для читки с листа.
6. Кроме, собственно выработки навыка читки с листа, учащийся знакомится с новой, современной зарубежной музыкой для оркестров и сольной литературой для тромбона.
Имеются некоторые другие положительные особенности программы Smartmusic®, (это касается развития умения импровизировать), которые могут быть освещены в других статьях.
Данная программа представляет интерес для преподавателей и может быть рекомендована для применения в других классах оркестровых инструментов.
В заключении отзывы некоторых американских пользователей программы Smartmusic®:
«SmartMusic отличный ресурс для мотивации студентов…»
Russell Kahle Music Teacher, McPherson Middle School McPherson, KS
«Мне нравится, что SmartMusic далает возможным послушать исполнение немедленно. Использование программы делает занятия более интересными и продуктивными.»
Joel Matuzak Music Director, St. Paul- Highland Park Senior High Saint Paul, MN
«Использование SmartMusic на моих частных уроках позволяет мне наслаждаться занятиям как никогда прежде. Мои студенты, кто использует SmartMusic постоянно, прогрессируют намного быстрее остальных.»
David Hall Band Director, Santa Fe Christian Schools Solana Beach, CA
Для написания текста частично использован материал с сайта
http://www.smartmusic.com