Нет ничего невозможного на этом свете!
Завсегдатай
Сообщений: 434
Офлайн
Пол:
|
|
« Ответ #1 : 18 ноября 2008, 09:20:06 » |
|
ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ Первый класс Годовые требования В течение первого года обучения рекомендуется прово¬дить занятия на корнете. Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним, Рабата над положением корпуса, головы, рук, постанов¬кой губного аппарата, первоначальным звуконзвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Извлечение нату¬ральных звуков: «до», «соль» первой октавы, «до» второй ок¬тавы. Ознакомление с понятием атака звука. Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от соль малой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука. Практическое овладение навыками исполнения интерва¬лов: секунда, терция, кварта, квинта. В течение учебного года проработать с учеником: гаммы До, Си бемоль, Ре мажор и ля минор в одну октаву, целыми и половинными длительностями в медленном темпе, тониче-ские трезвучия в прямом движении; 18—24 этюдов и упраж¬нений; 8—10 разнохарактерных пьес.
Бетховен Л. Торжественная песня Украинская народная песня «Журавель»
Бах И. С. Пьеса Газизов Р. Веселый пешеход Второй класс Г о д о в ы е т р е б о в а и и я Продолжение занятий на корнете. Совершенствование ис¬полнительского аппарата учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до «соль» малой октавы, вверх до «фа», «соль» второй октавы. Совершенствование качества звучания инструмента и ис¬полнения штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато. Развитие навыков исполнения интервалов: секста, септи¬ма, октава. Привитие элементарных навыков чтения с листа и игры в ансамбле духовых инструментов. В течение учебного года необходимо проработать с учени¬ком: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включи¬тельно, половинными и четвертными длительностями в мед-ленном темпе; тоническое трезвучие в прямом движении; 14—18 этюдов и упражнений; 8—10 разнохарактерных пьес в том числе ансамбли).
Бетховен Л. Сурок Чешская народная песня «Богатый жених»
Чайковский П. Старинная французская песенка Щелоков В. Шутка Третий класс Возможен перевод учащегося на другой инструмент (тру¬бу). Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и навыков координации работы языка, губ, пальцев развитие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до «фа диез» («соль-бемоль») малой октавы, вверх до «соль», «соль диез» второй октавы. Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. Знакомство со штрихами нон легато и маркато. Работа над улучшением качества звука. Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы в медленном и умеренном темпах. Изучение партий корнетов, труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения нот с листа. В течение учебного года необходимо проработать с учени¬ком: гаммы мажорные и минорные до четырех знаков вклю¬чительно, в одну-две октавы, четвертными длительностями в медленном и умеренном темпах, штрихами деташе и легато; тонические трезвучия в прямом движении с .обращениями в медленном темпе; 14—16 этюдов на различные виды техни¬ки; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).
Балясанян С. Этюд № 111 Глинка М. Жаворонок Прокофьев С. Марш Чайковский П. Шарманщик поет Косенке В. Скерцино Четвертый класс Годовые требования Дальнейшая работа по совершенствованию исполнитель¬ского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Раз-витие дыхания. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до «ля», «си» второй октавы. Дальнейшая работа над улучше¬нием качества звука. Развитие навыков исполнения интервалов: нона, децима, ундецима в медленном темпе. Знакомство со вспомогательной аппликатурой, хроматической гаммой. Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до пяти знаков включительно, тонические трезвучия в прямом движении .и их обращения четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе; 14—16 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес одно-, двух-, трехчастной формы (в том числе произведение крупной формы, а также ансамбли).
Моцарт В. Сонатина Раков Н. Вокализ № 2
Глинка М. Северная звезда Щелоков В. Концерт (детский) Пятый класс Годовые требования Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа .над улучшением качества звучания инструмента. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до «до», «до-диез» третьей октавы, вниз до педальных звуков. Дальнейшее совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато, нон легато, маркато. Изучение оркестровых партий корнетов и труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения с листа. В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, их тонические трезвучия и доминантсептаккорды в прямом движении с обращениями четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе, хроматическую гамму; 10—12 этюдов на различные виды техники; 8—10 разнохарактерных пьес (в том числе 1, 2 произведения крупной формы, а также ансамб¬ли). Экзаменационные требования На экзамене учащийся должен исполнить: гаммы мажор¬ные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии), один этюд, три пьесы различного характера или одну пьесу и одно произведение крупной фор¬мы (концерт, соната).
Баласанян С. Этюд № 12 (25 легких этюдов) Щелоков В. Концерт № 3 Кюи Ц. Восточная мелодия
Вурм В. Этюд Асафьев Б. Скерцо Чайковский П. Ариозо воина Шуберт Ф. Баркарола Шестой класс Годовые требования Дальнейшее совершенствование исполнительского аппа¬рата учащегося. Развитие художественного вкуса, музыкальной памяти, мышления, совершенствование фразировки (выразительнос¬ти) исполняемых произведений и навыков самостоятельной работы над ними. Дальнейшая работа над улучшением качества звучания инструмента в пределах всего диапазона извлекаемых звуков, * Исполнение гамм является обязательным только для учащихся, го¬товящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. особенно в верхних и нижних регистрах (включая работу над педальными звуками). Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, 'стаккато, нон легато, маркато. Знакомство со вспомогательной атакой звука (двойным и тройным стакка¬то). Совершенствование навыков чистого интонирования, ис¬полнения мелизмов: форшлаг (короткий и долгий), мордент, группето. Изучение оркестровых партий корнетов и труб по прог¬рамме оркестрового класса, совершенствование навыков чте¬ния нот с листа. В течение учебного года необходимо проработать с учени¬ком: гаммы мажорные и минорные во всех тональностях, их тонические трезвучия, домннантсептаккорд, уменьшенный вводный септаккорд в прямом движении с обращениями восьмыми и шестнадцатыми длительностями в умеренном темпе; 12—14 этюдов на различные виды техники; 8—10 раз¬нохарактерных пьес, в том числе 2, 3 произведения крупной формы (соната, концерт), а также ансамбли. Экзаменационные требования На экзамене учащийся должен .исполнить один этюд, пье¬су, концерт, а также гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (но .выбору комиссии) Гамма Мп мажор Баласанян С. Этюд № 20 (25 легких этюдов) Тартппн Д. Ларго и аллегро Псскин В. Концерт № 2 Гамма Ля-бемоль мажор Баласанян С. Эпод № 13 (25 легких этюдов) Альбинони Т. Концерт Ми-бемоль мажор Чайковский П. «День ли царит»
Рекомендуемые учебные пособия и сборники педагогического репертуара Список литературы (труба) 1.Ж.Арбан Школа игры на трубе Музыка 1970 2.Ж.Арбан Школа игры на трубе VEB Friedrich Hofmeister Musikverlag Leipzig 3.Л.Лютак Школа игры на трубе Polskie Wydawnictwo Muzyczne 4.Митронов Школа игры на трубе Музыка 1980 5.С.Баласанян Школа игры на трубе Музыка 1985 6.Т.Докшицер Система комплексных упражнений трубача Музыка 1985 7.интерактивное методическое пособие по игре на трубе 1-2 год обучения "Свинг" Москва 2001 8..интерактивное методическое пособие по игре на трубе 3-4год обучения "Свинг" Москва 2001 9.М.Кричма Школа игры на трубе Editio Supraphon 1988 10.Я.Колар Практическая Школа игры на трубе Editio Supraphon 1987 11.Hans Liebmann Упражнения для трубы Musikverlag Leipzig 12.В.Вурм Избранные Этюды для трубы Музыка 1989 13.И Кобец Ежедневные упражнения трубача Киев "Музична Украина" 1988 14.Этюды для трубы Editio Supraphon 1988 15.Г.Дмитриев Альбом юного трубача Сов.композитор 1985 16.Л.Чумов Первые шаги трубача Музыка 1989 17.Л.Чумов Альбом юного трубача Сов.композитор 1989 18.Избранные Этюды для трубы Музыка 1990 19.Ю.Усов Играй трубач Сов.композитор 1990 20.М.Бердыев Этюды для трубы Киев "Музична Украина" 1985 21.Учебный репертуар ДМШ Киев "Музична Украина" 1985 22.Хрестоматия 1-3 кл Музыка 1980 23.Хрестоматия старшие классы Музыка 1985
Список литературы (валторна) 1.Шоллар Школа игры на валторне 2.Альбом юного валторниста вып3 Сов.композитор 1990 3.Хрестоматия 1-5 классы Музыка 1989 4.М.Буяновский Избранные этюды для валторны Музыка 1985
Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970 Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972 \/" Ьаласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982 •Кобец И. Начальная школа .игры на трубе—Киев, 1970 Линкин Л. Начальные уроки игры на трубе.—М., 1959 Люта'к Л. Школа игры на тру.бе. Варшава, 1966 , Мнтронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956 \/ Мнтронов А. Школа .игры на трубе М.-Л., 1965 Прокофьев С. Практическое пособие для 'игры на трубе.— Л., 1968 Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I—M., 1948 Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы.—Ч. II—М., 1948 Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для грубы.—Ч. III—М., 1948 Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4—М., 1953 \/ Усов Ю. Школа игры на трубе.—М., 1985 ЧУМОВ Л. Школа начального обучения игре на тр\'бс.— ^М., 1979 Хрестоматии для трубы Волоцкон 11 Хрестоматия педагогического репертуара для трубы.—Ч. 1: - 1—111 .классы ДМШ—М., 1963 Волоцкон П. Хрестоматия педагогического 'репертуара для трубы. Ч. 11: 4—5 классы ДМШ.—М., 1966 Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для ^ трубы. 1—11 классы ДМШ.-М., 1973; 1980 ^ I Усов 10. Хрестоматия педагогического репертуара для v грубы. 3--4 классы ДМШ.—М., 1979 Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Стариже классы ДМШ.—М., 1981 Усов Ю. Хрестоматия педагогического . репертуара для трубы. I—Ill классы ДДиИ. М., 198:1 Сборники этюдов и упражнений О.ш труоы Баласанян С. Избранные этюды для трубы.—М., 1966 \j Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I М., 1951 Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. II М., 1952 Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. Ill M„ 1953 Баласанян С. 25 легких этюдов.—М., 1951 \/ Бердыев П. Этюды для трубы.—М., 1964 Бердыев П. Легкие этюды для трубы.— Киев, 1968 Бердыев П. Легкие этюды для трубы. Тетр. I.—Киев, 1969 Бердыев П. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976 \/ Брандт В. 34 этюда для трубы.—М., 1960 Буткеаич Ю. Побранные этюды для трубы. Тетр. I—Вар¬шава, 1972 Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II— Вар.шава, 1972 \/ Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы.—М., 1948 . . Вурм В. Избранные этюды для трубы. М., 1984 Вурм В. 45 легких этюдов я-ля трубы. М., 1969 у Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I М., 1960 Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II М., 1963 Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969 Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969 V Чумов Л. Легкие этюды •и упражнения для трубы. М., 1973 Чумов Л. Легкие этюды для трубы.—М., 1980 Альбом ученика-трубача. 1—11 классы. Сборник. / Сост. О. Бсло4)астов, Киев, 1972. Зарубежные 'классики. Сборник легких пьес. М., 1959 Избранные 12 пьес Э. Грига. Сборник.—'М.-Л., 1950 Легкие пьесы для трубы. Сборник С. Болотнна.—Л., 1964 Легкие нье^ы дчя трубы С. Болотнла. Сбор1П!ИК.—-Л., 1968 Легкие пьесы для трубы. I—111 классы. Сборник. Сост. Ю. Усов.—М., 1970 Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1974 Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Л. Шлег.—М., 1979 Музыка для трубы. Сборник пьес.—Будапешт, 1971 Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. / Сост. С. Болотии —Л.-М., 1952 Старинные •сонаты для трубы. Сборник / Сост. А. Селе¬нии.—М., 1977 «Три пьесы» В. Щелокова. Сборник. М.-Л., 1951 Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес.—Киев, 1978 Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес.—Ки¬ев, 1979 Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес.—Кп-сп, 1980 Учебный репертуар ДМШ. IV класс. Сборник пьес.— Ки¬ев, 1981 Четыре пьесы для трубы. Сборник.—М., 1955 Четыре пьесы для трубы. Сборн.нк. / Сост. С. Еремин.— М., 195-1 5 пьес И. Дворжачека. Сборник.—Прага, 1971 Пьесы для трубы (отдельные издания) Абсиль Ж. Сюита—М., 1977 Александров АН. Ария из «Классической сюиты».—М.-Л., 1950 Алябьев А. 2 пьесы для трубы. М., 1954 Крейн М. Романс.—М., 1962 Полонский А. Романс.—М., 1962 Раков Н. Мелодия.—М., 1956 Раков Н. Сюита.—М., 1958 Фибих 3. Поэма для трубы.—'М., 1954 Чншко О. Ребячьи забавы.—Л., 1972 \у Щелоков В. .Пионерская -сюита.—М., 1958 \ / Щелоков В. Концерт (детский) —М., 19G8
|